Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доводы «за» равновесный бюджет






С начала 1980-х гг. общая сумма расходов американского правительства значительно
превысила его налоговые поступления. Дефицит бюджета выразился в том, что долг
федерального правительства возрос с $ 710 млрд в 1980 г. до $ 3, 6 трлн в 1995 г.
Если мы разделим величину государственного долга США на численность населения,
получим, что доля каждого американца в нем составляет примерно $ 14 тыс.


Глава 34. Основные проблемы макроэкономической политики ___________________

Значение государственного долга заключается в перекладывании тяжести его
возвращения на будущие поколения налогоплательщиков. Когда придет час воз-
вращения основной суммы долга и накопленных процентов, граждане столкнутся
с трудным выбором: либо они должны платить более высокие налоги, либо согла-
ситься с уменьшением расходов правительства, либо выбрать какое-то сочетание
этих мер. Есть еще один вариант — отложить срок платежа и заставить правитель-
ство «влезть» в еще большие долги, приняв решение о новых займах. В сущности,
дефицит бюджета означает, что правительство позволяет налогоплательщикам пе-
реложить оплату некоторых государственных расходов на будущие поколения.
Наследование «отеческих» долгов означает неизбежное снижение уровня жизни
подрастающих граждан.

Кроме прямого воздействия бюджетный дефицит имеет и другие макроэконо-
мические последствия. Так как он представляет собой отрицательные обществен-
ные сбережения, национальные сбережения (сумма частных и общественных сбе-
режений) уменьшается. Сокращение национальных сбережений ведет к увеличению
реальной ставки процента и снижению уровня инвестиций, что означает неизбеж-
ное уменьшение накопленного капитала и, соответственно, падение производи-
тельности труда, реальной заработной платы и объема производства товаров и
услуг в экономике. Таким образом, долгосрочный результат возрастания государ-
ственного долга состоит в снижении доходов субъектов экономики и одновремен-
ном увеличении налогового бремени.

Однако не следует забывать, что в некоторых ситуациях бюджетный дефицит
вполне оправдан. Наиболее распространенная причина возрастания правительствен-
ного долга — участие государства в войне. Военный конфликт временно увели-
чивает расходы правительства, и финансирование дополнительных расходов
с помощью займов представляется вполне разумным, так как его альтернатива —
значительное повышение налогов, что искажает стимулы налогоплательщиков и
приводит к громадным безвозвратным потерям. Кроме того, высокие ставки на-
логов несправедливы по отношению к поколениям налогоплательщиков, которым
приходится нести бремя ведения войны.

Разумным представляется и увеличение дефицита бюджета в период временно-
го спада экономической активности. Когда экономика входит в период рецессии,
налоговые поступления автоматически уменьшаются, так как налоги на доходы и
заработную плату начисляются исходя из абсолютных их показателей. Если
в период экономического спада правительство попытается уравновесить бюджет,
ему придется либо повысить налоги, либо сократить расходы при высоком уровне
безработицы. Подобная политика приведет к уменьшению совокупного спроса
именно в то время, когда необходимо всемерное его стимулирование; следователь-
но, она способствует увеличению экономических флуктуации.

Однако в настоящее время дефицит бюджета США нельзя оправдать ни рецес-
сией, ни войной. С начала 1980-х гг. Соединенные Штаты избегали участия
в серьезных военных конфликтах, а экономические спады были незначительны.
Однако государственный бюджет постоянно сводится с дефицитом, в значитель-
ной степени потому, что президент и Конгресс «обнаружили», что гораздо проще
увеличивать расходы правительства, чем повышать налоги. В результате государ-
ственный долг в процентном отношении к годовому ВВП вырос с 26 % в 1980 г. до
51 % в 1995 г. В подобного рода политике трудно разглядеть какое-либо рацио-
нальное зерно. Сбалансированный бюджет — отнюдь не икона, на которую необ-
ходимо ежедневно молиться, но равновесие бюджета должно восприниматься как
необходимое условие нормальной работы правительства.


Часть 13. Итоговые размышления






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.