Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.






Несмотря на то, что послание это очень маленькое, оно по внешней форме имеет все, что и большие послания: предисловие (1-7), корпус послания – прошение принять благосклонно провинившегося, но раскаявшегося раба (ст. 8-21) и послесловие (ст. 22-25).

Послание это, послано к Филимону с Онисимом и Тихиком.

I. Предисловие (ст. 1-7).

1) Надпись и приветствие (ст. 1-3).

1-3. Св. Павел, имея в виду просьбу об Онисиме, называет себя только узником за Христа, для того, чтобы самым узничеством своим склонить Филимона исполнить его просьбу. «Слыша об узах Христовых, кто не отдал бы самой души своей, а не только одного раба» (Злат.). К своей просьбе как бы присоединяет и своего брата по вере, Тимофея (Злат.). Следующими словами: возлюбленному и сотруднику нашему, Св. Павел, по словам Св. Златоуста, «хватает Филимона прямо за сердце». Если возлюбленный, то надежда на него – знак великой дружбы; если он сотрудник, то он должен благодарить за просьбы, ибо чрез это он делает добро и себе самому, устрояя одно и тоже с другими дело (Св. Злат.). К своей просьбе Св. Павел привлекает и супругу Филимона – Апфию, называя ее возлюбленною, как украшенную верою и добродетелями… Далее, привлекает к своей просьбе Архиппа, может быть, сына Филимона, которого называет воином Христовым, подобным ему, в деле утверждения веры Христовой в Колоссах; наконец, привлекает всех домашних – свободных и рабов, всю домашнюю его церковь, чтобы ни с чьей стороны не могло быть препятствия исполнить его просьбу простить и принять Онисима. Всем перечисленным Св. Павел желает от Бога Отца и Господа Иисуса Христа благодатных сил и мира с Богом, своею совестью и со всеми.

2) Начало послания (4-7).

4-7. «Не вдруг и не в самом начале послания Апостол просит о милости, но сначала похвалил Филимона за его добродетели, что многие находят у него покой, и что ко всем он оказывает кротость и веру, что и сам Апостол имеет любовь к нему, выражаемую им тем, что он всегда вспоминает его в молитвах своих; потом уже начинает речь о милости к Онисиму» (Св. Злат.).

Всякий раз, говорит, как молюсь, вспоминаю о тебе в молитве моей, благодаря Бога за тебя. Какими же совершенствами Бог украсил Филимона, за которые благодарит Бога Св. Павел? За веру и любовь. Слышу, говорит, от твоего раба Онисима, что ты примерный христианин, и веру содержишь право и твердо, и делами любви богатишься (Феод.), и молюсь, чтобы вера твоя, какую имеешь ты вместе с нами, была – деятельная и живая в познании тобою всякого доброго дела, насколько ты его любишь и исполняешь. Ибо вера тогда бывает жива, когда мы бываем усердными во всяком добром деле, и мертва, когда бываем совершенно равнодушными к нему. Но у тебя уже и теперь есть живая вера во Христа Иисуса; ибо я слышу об этом и очень рад тому особенно, что ты успокаиваешь сердца всех бедных – нуждающихся и материально, и духовно. После этого Св. Павел излагает свою просьбу, указывая побуждения исполнить ее.

II. Св. Павел просит о милостивом принятии Онисима (8-21).

8-9. Поелику ты, говорит, таков, что всячески успокаиваешь сердца святых, то мне нечего стараться действовать на тебя властью Апостольской, приказывать тебе: обращаюсь к тебе во имя нашей взаимной любви и прошу тебя я – Павел – Апостол вселенной, сосуд избранный, старец – состарившийся в трудах апостольских, а вдобавок – теперь и узник за Иисуса Христа. «Ратоборца, увенчанного за подвиги, связанного за Христа, кто не послушал бы и не оказал бы ему тысячу услуг»? (Св. Злат.). О чем он просит?

10-12. Св. Павел просит Филимона о своем сыне духовном, которого он возродил св. Крещением к новой, духовной жизни, находясь в узах. Этот духовный сын узника Св. Павла есть Онисим – бежавший раб Филимона. Прежде, как язычник, он был непотребный раб, не заслуживающий снисхождения, теперь же, как сын духовный Св. Павла, как возрожденный к Святой жизни, он стал совершенно другим; поэтому, говорит, прими его с любовью, как меня – мое сердце – ибо я его люблю, - ношу в своем сердце. Так Онисим понравился Св. Павлу своим поведением!

13. Ибо он так верен, честен, благоразумен, что я хотел бы оставить его при себе, чтобы он послужил мне в узах за благовествование, вместо тебя, как ученика моего, который нравственно обязан послужить своему учителю.

14. Я не сомневаюсь, говорит, что, если бы я, оставив его при себе, только известил тебя об этом, прося твоего согласия, ты охотно согласился бы на это; и сделал бы доброе дело. Но это добро твое имело бы некоторый оттенок вынуждения. Я же хочу, чтобы добро твое делалось добровольно (2 Кор. 9, 7). Поэтому я отсылаю Онисима к тебе и предоставляю твоей доброй воле: или удержать его у себя, или прислать ко мне для услуг. Но, по-человечески судя, трудно снова доверяться вору-беглецу. Св. Павел это решает так.

15-16. У тебя, говорит, Онисим долго жил неверующим. Богу же угодно было призвать его к вере во Христа. Промыслу Божию, может быть, угодно было средством к его обращению избрать временное разлучение его с тобою для принятия Христовой веры и крещения от меня в Риме. Теперь он добровольно возвращается к тебе, не как раб твой, а как брат твой возлюбленный во Христе. Посему союз теперь между вами уже не временный, а вечный. Поэтому и ты прими его не как раба, а как брата о Господе, возлюбленного. Таков он для меня, тем более таким он должен быть для тебя, ибо он близок тебе по плоти – к твоему дому принадлежит, и в Господе – по вере в Господа. К этому прибавляет еще новое убеждение.

17. Прими, говорит, Онисима, как меня, если ты имеешь общение со мною, если же не примешь, то разорви общение с Св. Апостолом, что для христианина и ученика Апостола невозможно, если он действительно христианин. Св. Павел даже обещается заплатить убытки за Онисима.

18-19. Может быть, говорит, Онисим причинил тебе какие-либо материальные убытки, могущие препятствовать войти ему в твою семью, как брату возлюбленному, так считай эти издержки на мне – я заплачу, в чем тебе собственноручно даю расписку: «я уплачу». Но чтобы Филимон не подумал, будто Св. Павел не верит, чтобы он простил долг Онисима, Апостол прибавляет: не подумай, что я не уверен в тебе. Разве я не знаю, как чувствуешь ты, что должен мне и сам собою. Если я обещаюсь тебе уплатить долг за Онисима, на это есть другие причины (Св. Злат.), чтобы кто-нибудь не сказал, будто Св. Павел обращает Евангелие и веру в средство для достижения житейских целей. В заключение Св. Павел опять просит Филимона исполнить его просьбу об Онисиме.

20-21. Да, брат, говорит Св. Павел, сделай так, - прими Онисима. Если ты сделаешь так, то я сам бы получил от тебя пользу, - был бы утешен и обрадован тобою, - насладился бы твоим о Господе добрым делом, - успокой мое сердце, беспокоящееся об Онисиме. «Зная благопокорность души твоей, потому и пишу, смело полагаясь, что ты сделаешь для меня и больше того о чем я прошу» (Феод.).

22. Видимо обстоятельства в Риме складывались для Св. Павла благоприятно – он надеялся на свободу от своих уз, по молитвам церквей, основанных им. Поэтому он пишет Филимону: прошу так же: приготовь для меня комнату в твоем доме. Этой просьбой он дает предпочтение Филимону пред всеми другими и опять ради Онисима, а с другой стороны и Филимона побуждает исполнить его просьбу – принять Онисима. Ибо бывает, что к отсутствующим мало имеют внимания и заботы делать им угодное (Феод.). Далее Апостол шлет поклоны.

23. Поклоны Св. Павел посылает Филимону от лиц, находящихся в это время в Риме и знакомых Колоссянам и Филимону. Колосского Епафраса он называет пленником вместе с собою, не в смысле узничества, а в том смысле, что и он как Св. Павел был в великой скорби (Св. Злат.), а всех называет сотрудниками своими в благовестии, которые и делают за него все, чего он, по причине уз, не мог сам делать.

В заключение шлет Филимону и свое благожелание.

24. Св. Павел шлет свое, обычное во всех посланиях его, заключительное благожелание: да будет благодать Св. Духа, подаваемая Господом Иисусом Христом, с вашим духом, которому, сродному с Божественным, она и подается, если он очищается от всего греховного и тварного, и обитает в нем. Воистину это так. – Аминь.

Послание это, послано к Филимону с Онисимом и Тихиком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.