Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь TQM с другими направлениями менеджмента






 

В данном разделе мы используем материалы В. Е. Швеца, в частности рис. 1.2.10, опубликованный в журнале «Стандарты и качество» [154]. Основой как общего менеджмента, так и менеджмента качества явля­ется система Ф. У. Тейлора. В самом деле, именно он создал концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важ­ность ее контроля. Система Тейлора включала понятия верхнего и ниж­него пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные ин­струменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходи­мость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на каче­ство продукции.

 

 

В дальнейшем на длительный период времени (с 20-х до начала 80-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества, как показано на рис. 1.2.10, разошлись. Главная проблема качества воспри­нималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инже­нерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента – как проблема в основном организационного и даже социально-психологи­ческого характера.

В самом деле, на втором этапе (1920–1950 гг.) развитие получили статистические методы управления качеством – SQC (В. Шухарт, Г. Додж, Г. Ромиг и др.). В. Шухарт оказал существенное влияние на та­ких гуру в области качества, как Э. Деминг и Дж. Джуран. Они активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении про­блем качества. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отде­лить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Слово «менеджмент» в лексиконе этих специали­стов еще не присутствовало, но уже находилось на кончике их пера.

Примечательно, что в 50–80-е годы даже самые широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом еще называются системами уп­равления качеством: TQC (А. Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава, А. Мизуно), семь инструментов качества, кружки управления качеством (Quality Control circles), методы Г. Тагути и т. д. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов управления и обеспечения ка­чества с представлениями общего менеджмента. За рубежом наиболее ха­рактерным примером, на наш взгляд, является система ZD («ноль дефек­тов»). Однако и все другие системы качества начинают широко исполь­зовать инструментарий «науки менеджмента». В России эта тенденция проявилась наиболее отчетливо в саратовской системе БИП, горьковской КАНАРСПИ, ярославской НОРМ, львовской СБТ и, наконец, в об­щесоюзном феномене – Комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП).

Началось движение навстречу друг другу общего менеджмента и ме­неджмента качества. Это движение объективно и исторически совпало, с одной стороны, с расширением наших представлений о качестве продук­ции и способах воздействия на него, а с другой – с развитием системы внутрифирменного менеджмента.

Решение задач качества, имеющих, как правило, межфункциональ­ный характер, потребовало создания адекватной организационной структуры. В эту структуру, основанную обычно на документированной сис­теме качества, должны входить все подразделения, более того – каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продук­ции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляются кон­цепции TQM и UQM.

В то время как представления о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые и новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распа­дается на ряд отраслевых, достаточно независимых дисциплин (финан­сы, персонал, инновации, маркетинг и т. д.), а в теоретическом плане предстает как управление по целям (МВО). Основная идея этой концеп­ции заключается в структуризации и развертывании целей (создание де­рева целей), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. Достаточно очевидная и хорошо известная стра­тегия.

В то же самое время уже сформировался мощный набор теоретичес­ких и практических средств, который получил название «менеджмент на основе качества» (MBQ). В активе менеджмента качества к 1999 г.:

• 24 международных стандарта ИСО семейства 9000: 1994 и требова­ния в области экологического менеджмента ИСО 14000;

• проекты стандартов ИСО серии 9000 (версия 2000 г.), а также от­раслевые стандарты, основанные на ИСО 9000, – стандарты QS-9000 и Технические условия ИСО/ТУ 16949 для автомобилест­роения, проекты стандарта TL-9000 для предприятий телекоммуни­кационной отрасли, стандарт AS 9000 для авиастроения и др.;

• международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;

• международный реестр сертифицированных аудиторов систем каче­ства (IRCA), в котором уже работают 10 тыс. специалистов из мно­гих стран мира;

• практически сложившаяся система аудита систем менеджмента ка­чества;

• аналогичная система аудита на многих региональных и нацио­нальных уровнях;

• 300 тыс. фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества;

• система международных, национальных и региональных премий в области качества: премии Э. Деминга, М. Болдриджа, европейской и российской премий;

• модели самооценки.

 

Можно констатировать, что менеджмент качества – менеджмент пя­того поколения – становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и MBQ (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, каче­ственно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в облас­ти менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание. Составляющие TQM, которые обсуждались в предыдущих разделах, мы проиллюстрировали рис. 1.2.11, 1.2.12 и 1.2.13.

На рис. 1.2.12 показана интеграция концепций качества в концепции и практику общего менеджмента. С нашей точки зрения, TQM стано­вится интегральной концепцией общего менеджмента, так как позволяет объединять отдельные функции управления в организации с позиций ка­чества менеджмента, используя инструмент в виде документированных систем менеджмента качества.

Введение критериев качества менеджмента, предложенных упоминав­шейся выше группой ученых Японии под руководством проф. И. Изуки, позволяет использовать TQM как мастер-карту для общего руководства компаниями. Именно поэтому высшие менеджеры промышленных ком­паний взяли на вооружение TQM.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.