Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV , Горечь Ионы — Бог преподает ему урок 4:1-11






Иона огорчен и молит о смерти 4: 1-3

Ответ Бога 4: 4

Предметный урок 4: 5-9

Бог упрекает Иону 4: 10-11

Иона был послан Богом в Ниневию. Это было неприятное поручение для израильтянина. В дни Ииуя Израиль платил дань ассирийскому царю Салманассару III. Ионе были хорошо известны страдания Сирии, которой недавно пришлось отражать нападения Ассирии. Зачем подвергать себя опасностям этой миссии? Возможно, уже тогда были известны зверства ассирийцев, терроризировавших позже многие народы под владычеством Тиглатпалассара III. С человеческой точки зрения, Ассирия была последним местом, куда пожелал бы отправиться с миссией израильтянин.

Иона двинулся в путь в противоположном направлении. В Иоппии он поднялся на корабль, отправляющийся в западный средиземноморский порт Фарсис. Это единственный известный нам случай непослушания призванных Богом пророков.

По пути корабль попал в шторм настолько свирепый, что моряки встревожилась, хотя бури им были не в новинку. Пока Иона спокойно спал в трюме, корабельщики уже бросали груз за борт и молили своих богов о помощи. Иону разбудили, и он присоединился к молитве. Бросанием жребия корабельщики


 

 

определили, что Иона виновен в бедствии. Хотя и страшась Божьего гнева, они бросили его за борт. Шторм немедленно прекратился, и наступила полная тишина. Проблема корабельщиков была разрешена; сойдя на берег, они «принесли Господу жертвы, и дали обеты»

Что касается Ионы, то его проблемы только начинались. Он был проглочен громадной рыбой, которую Бог послал, чтобы спасти его от смерти(Это был не обязательно кит, но «громадная рыба» (Иона 2: 1) или громадное морское чудовище (Мф. 12: 40). В тексте Иона 2: 1 на древнееврейском языке написано «даг гадоль» — как и в большинстве переводов, — «большая рыба». Слово «кит» переводчики использовали по аналогии с Мф. 12: 40, где Иисус употребил слово «ketous», что означает «морское чудовище», но вовсе не обязательно кит. Современный случай, аналогичный случаю с Ионой, отмечается в сообщении Джона Амброза Уилсона, в котором описывается, как кашалот проглотил одного моряка вблизи Фолклендских островов, но тот был спасен через три дня, приведен в чувство и жил после этого долгое время в полном здравии.). Три дня и три ночи Иона был во чреве этого морского чудовища. Молясь Богу, он откровенно признавал, что Бог был милостив к нему, несмотря на его непослушание, — урок, который ему должно было усвоить прежде, чем он начнет проповедовать в Ниневии. Он пообещал исполнить данное ему поручение, как только будет избавлен. Тогда по велению свыше рыба выплюнула Иону на берег.

Господь снова повелел Ионе отправиться в Ниневию. На этот раз он двинулся на восток, в далекую Ассирию, почти за 1300 км от Израиля. Расположенная на восточном берегу Тигра, Ниневия была большим городом с обширными пригородами(«Ниневия, город великий» — это значит, что она включала все пригороды. С 1100 г. до Р. X. Ниневия была одной из царских резиденций. После 722 г. Сар-гон II сделал ее своей столицей, и она продолжала быть главным городом Ассирии вплоть до падения в 612 г. до Р. X.). Тут Иона начал свою проповедь. Хотя этот народ был и грешным, и отнюдь не легковерным, он все же выслушал слово пророка: «Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!» Не успел Иона начать свое странствие по стране, как народ уже откликнулся. Соблюдая пост и одевшись во вретище, люди обратились к Богу с верой. Как только весть об этом достигла дворца, царь также начал действовать. Сменив царское облачение на вретище, он сел на кучу пепла. Для жителей Ниневии он издал царский указ, в котором говорилось, что они должны оставить свои греховные пути и покаяться.

Иона был смущен при виде такого поголовного покаяния. К его великому удивлению, его миссия завершилась успехом. Но он испытал и разочарование: город не был разрушен — Бог пощадил его, явив милость в ответ на всеобщее покаяние жителей(Сравните с действиями Бога в прошлом. Бог заверил Авраама, что пощадит Содом и Гоморру ради десяти праведников, — Быт. 18. Ср. также Исх. 32 и 3 Цар. 21: 29, где Бог, по милости Своей, отсрочил наказание).

Иона исполнился гнева и отвращения, причиной которых был его национализм: он не мог примириться с тем, что Бог пощадил Ниневию. Бог спас его, когда его выбросили за борт, но теперь он просит Бога отнять у него жизнь(Ср. 3 Цар. 19: 4; Иер. 20; Иов. 3.). «Иона думает так: «Хорошо, что Бог меня спас — ужасно, что Он спас и этот вражеский город». Он не желает жить в таком мире, где Господь прощает даже врагов Израиля», — отмечает Дуглас Стюарт.

Сперва Иона пошел на ближайшую возвышенность, откуда он мог обозревать город, предназначенный к разрушению. Как видно, 40 дней еще не прошло, так что он, возможно, все еще ожидал увидеть гибель Ниневии. Укрывшись в куще, Иона обрадовался, увидев, что Бог произрастил растение, и теперь оно давало ему тень в полдневный зной.

Но Ионе нужно было усвоить еще один урок. Вместо того чтобы увидеть гибель города, он увидел, как червь подточил растение, принесшее ему столько радости. Бог показал ему, что он гораздо больше заботится о своем благополучии, чем о жизни 120 000 невинных детей, еще не достигших совершеннолетия(Пуси оценивает приблизительное число жителей в Ниневии в 600 000). Для Бога обращение ассирийцев гораздо важнее, чем сохранение растения, от которого польза только одному человеку. К сожалению, даже после того, как Бог спас Иону и дал ему возможность выполнить свою миссию, тот так и не понял ту истину, что за столетия до него выразил в своем вопросе Авраам: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18: 25; ср. также учение Иисуса Христа: Мф. 18: 33, Лк. 15: 11-31).

В книге Ионы не говорится, что было с ним потом. Вероятно, он возвратился к себе домой, и либо он сам, либо кто-то другой описал его путешествие в Ниневию(Предание о том, что Иона был погребен на холме Неби Юнус, который расположен на том месте, где была Ниневия (теперь на этом холме воздвигнута мечеть), лишено исторической почвы. Д. У. Робинсон в статье «Иона» полагает, что книга могла быть написана в Северном царстве самим Ионой до 721 г. до Р. X.).

 

Амос — пастух и пророк (1: 1—9: 15)

В последние годы правления Иеровоама Амос, первый пророк, записавший свои откровения, провозгласил Божье слово к Северному царству. Он пришел в Самарию из небольшого селения Фекоя, расположенного в 8 км южнее Вифлеема. Он зарабатывал на жизнь, пася овец и ухаживая за деревьями сикомор; возможно, что этим он зарабатывал себе на жизнь и тогда, когда приходил пророчествовать в Вефиль(Стюарт полагает, что наилучший перевод возражения Амоса священнику Амасии (Ам. 7: 14) таков: «Я пророк, но я не


 

 

профессиональный пророк». Амос подтверждает свое пророческое призвание, но отвергает намек на то, что пророчеством он добывает средства к существованию). Еще будучи пастухом в Фекое, Амос получил Божий призыв на пророческое служение. Этот призыв был настолько ясен, что, когда священник вефильский возмутился его словами, Амос не замолчал (7: 10-17).

Слово Амоса косвенным образом свидетельствует о роскошной и легкой жизни Израиля при Иеровоаме(Ученые во всем мире соглашаются с тем, что служение Амоса приходится на время царствования Иеровоама II, которое закончилось, согласно Тиле, в 753 г. до Р. X. Олбрайт датирует царство Иеровоама приблизительно 786-746 гг. до Р. X. Последнее десятилетие царствования Иеровоама является вполне подходящей датой для служения Амоса. Бентцен датирует время Амоса приблизительно 760-750 гг. до Р. X). Торговля с Финикией, пошлины с караванов, проходящих через Израиль и Аравию, и расширение территории к северу за счет Сирии — все это наполняло закрома Иеровоама. Быстрый рост жизненного уровня богатых увеличил пропасть между классами. Повсюду господствовало социальное зло. Острым взором Амос наблюдал моральное разложение, угнетение бедных и бесстыдную роскошь и накопительство богачей. Простым, но сильным языком Амос смело порицал зло, которым была пропитана социальная, экономическая и политическая жизнь Израиля. Религиозные обряды не могли служить заменой праведности, без которой Израиль не мог избежать судов праведного Бога.

Как долго пророчествовал Амос? Поскольку он пришел из Иудеи во владения Иеровоама обличить богатую знать, можно предположить, что его служение терпели только очень короткое время. Что стало с Амосом после, когда Ама-сия донес на него Иеровоаму, не известно. Он мог быть заключен в темницу, изгнан или даже убит(P. X. Пфейффер полагает, что служение Амоса продолжалось несколько месяцев после того, как Амасия заявил, что «земля не может терпеть всех слов его» (Ам. 7: 10).).

Ярко, великолепным литературным стилем Амос передает своим современникам слово от Господа. С классической простотой он описывает это грешное поколением. Вот краткий план книги Амоса:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.