Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Истинные и ложные надежды на Сионе 28:1-35:10






Божий план исполнится 28: 1-29: 24

Тщетность союза с Египтом 30: 1-31: 9 Благословения тем, кто уповает на Бога 32: 1-33: 24 Суд над народами — возвращение

Израиля на Сион 4: 1-35: 10

Союзы с другими народами были постоянной проблемой в Иерусалиме во дни служения Исайи. Путем политических интриг вожди Иудеи надеются обеспечить выживание нации, вступая в союзы с победителями. Ахаз сменил своего отца Иоафама на престоле Давида, когда проассирийская партия взяла верх в Иудее в 735 году. Он пренебрег предупреждениями Исайи и заключил союз с Тиглатпалассаром III в начале своего правления. Езекия, следующий царь, присоединился к союзу с Едомом, Моавом и Азотом против Ассирии. Эта коалиция рассчитывала на поддержку Египта, но Азот пал в 711 году, а другие народы предложили дань ассирийцам во избежание нашествия.

Исайя постоянно предупреждает о неразумности упования на другие народы. Он называет эти союзы

«союзами со смертью». Он советует им, наоборот, возложить свое упование на Бога, истинного Царя Израиля. Пророк Исайя постоянно обвинял царей Иудеи — как безбожного Ахаза, так и праведного Езекию, по-дружески принявшего послов Вавилона, — в том, что они полагались на другие народы вместо того, чтобы искать избавления у Бога.

Ни одна глава в этом отрывке точно не датирована, но поскольку союзу с Египтом уделяется так много внимания в главах 30-31, весь отрывок можно датировать днями Езекии, когда Иудея надеялась на избавление от ассирийской власти. В ранние годы Сеннахериба (Сеннахирима) эта заинтересованность в помощи Египта, несомненно, представляла серьезную проблему в Иерусалиме.

Отражают ли главы 28-29 одни и те же исторические обстоятельства? Относится ли «союз со смертью» в 28: 15 к союзу с Египтом в дни Езекии или это может относиться к союзу Ахаза с Тиглатпалассаром в 734 году до Р. X.? Последняя точка зрения заслуживает внимания. Ахаз, вместо того чтобы уповать на Бога, пропускает мимо ушей слова Исайи и вступает в союз с Ассирией. То, что сирийско-ефремская война миновала, а иудейско-ассирийский союз имел видимый успех в 732 году, когда Ахаз лично


 

 

посетил Тиглатпалас-сара в Дамаске, все это послужило причиной великого торжества в Иерусалиме. Ахаз и его безбожные соратники, которые при поддержке священников и лжепророков ввели в Иерусалиме ассирийский идолопоклоннический культ, слушали Исайю, когда тот произносил свои строгие речи, предупреждения и обличения в главах 28-29. Ахаз и его сторонники, несомненно, полагали, что всепоражающий бич (28: 15) ассирийского нашествия не постигнет Иудею, потому что у нее был договор с этим могучим народом.

Идет ли в первых главах этого раздела речь о союзе с Египтом или с Ассирией, пророчество ясно говорит, что такие планы окончатся неудачей. Там, где ясно упоминается Египет (30: 2), пророк недвусмысленно заявляет, что упование на помощь Египта — не в плане Божьем. Посрамление и позор будут уделом тех, кто надеется на этот союз. В 31: 1-3 приводится яркий контраст между Египтом с его конями и колесницами и Господом, к Которому Иудея должна обратиться за советом и помощью. Когда рука Господа будет простерта против них обоих, тогда Египет и те, кому он будет помогать, погибнут. Ассирия тоже содрогнется (30: 31) и будет поражена (31: 8-9). Это совершится не руками человека или его мечом, но словом Господа с Сиона. Свирепые ассирийцы будут истреблены, став жертвой коварства (33: 1). Наконец, гнев и месть Господа распространится на все народы земли (34: 1 и ел.). Значит, упование и надежда на любой союз с любым народом никогда не может служить успешной заменой простой веры в Бога.

Пророк не только предупреждает против политических союзов и договоров, но и призывает уповать на Бога. Обетования Сиону нерушимы, так что верующим нет нужды беспокоиться (28: 16) («Не постыдится»; обычное значение этого глагола — «спешить». В греческом переводе Ветхого Завета читается «не постыдится»; именно так это место цитируется в Рим. 9: 33. Существительное того же корня употребляется в Иов. 20: 2 и означает «поспешность» (в русском переводе Библии — глагол «поспешаю»). Применением этого неоднозначного слова Исайя расширил смысловые границы своего пророчества. В рассматриваемом контексте пророк советует своему народу не суетиться, не проявлять нетерпения, надеясь на Бога, Который Сам все

«совершит в свое время».). Божий план для Сиона, раскрытый в этих главах, дает разумное основание для веры праведного остатка, для всех тех, кто уповает на Бога.

Две простые иллюстрации показывают, что у Бога есть вечная цель для Своего народа (28: 23-29). Крестьянин не распахивает свое поле вновь и вновь без цели. Он пашет, чтобы сеять и в положенное время пожать урожай. И зерно не молотится бесконечно. Цель молотьбы состоит в том, чтобы отделить зерно от колосьев. Божья цель состоит не в истреблении Израиля, но в том, чтобы судом очистить его, отделить праведный остаток от нечестивых. Иерусалим, названный Ариилом, подвергнется суду, но Господь Саваоф вмешается и пошлет внезапное избавление (29: 1-8).

Хотя у Израиля есть только формальная религия — почитание Бога устами, а не сердцами (29: 9-24), — Бог произведет перемену. Как горшечник лепит сосуд по своему замыслу, так и Бог достигнет Своей цели. Израиль вновь наследует благословение, будет снова преуспевать и размножаться, обретет прежний престиж среди народов. Хотя он и мятежный народ (30: 8-14), ему гарантируется восстановление через веру в Бога (30: 15-26).

Правда будет царить при праведном Царе на Сионе (32: 1-8). Надежда на будущее не является оправданием беззаботности. Жители Иерусалима предупреждаются, что суд и разрушение будут предшествовать этим благословениям, доколе не изольется Дух свыше (32: 9-20). Молитва страждущих и скорбящих (33: 2-9) не останется без ответа. Грешники подвергнутся суду, а праведный остаток насладится Божьими благословениями (33: 10-24).

Кульминация раздела — суд над всеми народами мира и восстановление Сиона (34-35). Ранее говорилось, что Бог развеет все народы «до истощания» (30: 27-28). Этот суд затронет даже «воинство небесное» (34: 4). Едом, бывший весьма развитым и цивилизованным народом с XIII по VI век до Р. X., весьма богатый во времена Исайи, вызван на суд как один из многих народов. Сион и Едом получают соответственно благословение и воздаяние от Бога. Поскольку день отмщения — это время воздаяния за Сион, этот суд едва ли может ограничиться только Едомом. Многие другие народы были и будут виновны в оскорблении Сиона.

Слава Сиона изображена в главе 35 и противопоставлена ужасу Божьего суда над нечестивыми народами. Оставшиеся и уцелевшие возвращаются в обетованную землю, превращенную из пустыни в страну изобилия. Бог избавил праведных Своих из тисков угнетателей и возвращает их на Сион для наслаждения вечным блаженством. Сион восторжествует над всеми народами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.