Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Псалтирь — сборник гимнов Израиля






Более двух тысяч лет книга Псалтирь была самым популярным сборником писаний в ветхозаветном каноне. Псалтирью пользовались израильтяне во время богослужебных собраний со времен Давида, а христианская Церковь включала их в свою литургию и ритуалы на протяжении веков. Во все времена книга Псалтирь была популярнее и шире использовалась в богослужениях, чем любая другая книга Ветхого Завета, распространившись далеко за пределы географических и расовых границ(На основании древнееврейского и греческого текстов и других источников было высказано такое предположение о литургическом использовании псалмов: 29 - день освящения Иерусалимского храма; 7 - Пурим; 28 - Пятидесятница; 82 или 134 - Пасха; 136 - память о разрушении храма; 28 - последние дни праздника кущей; а следующие пелись во время ежедневных жертв всесожжения: 23 - воскресенье; 37 - понедельник; 81 - вторник; 93 - среда; 80 - четверг; 92 - пятница; 37 и 91 - суббота). В греческом языке слово «псалом» означает гимн, песня (поэтому автор псалмов называется псалмопевцем). Псалтирь — сборник гимнов. В русском языке слово Псалтирь — женского рода.

Популярность Псалтири зиждется на том, что она отражает общие переживания человечества. Составленные несколькими авторами, отдельные псалмы выражают чувства, личные переживания, настроения, благодарение и интересы рядового человека. По всему миру люди видели в судьбе псалмопевцев свою судьбу.

Приблизительно две трети из 150 псалмов приписываются различным авторам(Нынешнее разделение Псалтири на псалмы не встречается в самых ранних рукописях на древнееврейском языке, сохранившихся до настоящего времени. Общее число псалмов в разных рукописях различно. Иерусалимский Талмуд указывает, что общее число псалмов - 147. В Септуагинте 9-й и 10-й, а также 113-й и 114-й псалмы соединяются в один, но 115-й и 146-й делятся на два каждый, и добавляется один апокрифический псалом. Таким образом, получается общее число 150 псалмов. В русском издании канонической Библии обычно следуют нумерации Септуагинты, но не включают апокрифический псалом. По этой причине номер псалма в англоязычных изданиях Библии отличается на единицу для всех псалмов с 11 по 146 от номера соответствующего псалма в русских изданиях (например, 119 псалом в английском издании соответствует 118 в русском).). Остальные анонимны. При определении авторства было принято, что 73 псалма принадлежат Давиду, 12 — Асафу, 10 — сынам Кореевым, 2 — Соломону и 1 — Моисею, а потом по одному — езрахитянам Еману и Ефану(Древнееврейское выражение «ле-Давид» содержит приставку-предлог, которая позволяет перевести его как «для Давида» или «принадлежит Давиду», а также и как «Давидов». Содержание таких псалмов, как 3, 17, 33, 50-53, 55-56, 58-59 и других, подтверждает авторство Давида. Вследствие этого и многие другие могли быть написаны им). Заголовки или начальные стихи в псалмах дают также информацию, по какому поводу сочинен псалом и какие музыкальные инструменты надлежит использовать во время богослужения(Тот факт, что некоторые термины в заголовках псалмов не были поняты переводчиками Септуагинты, свидетельствует об их древности).

Как и когда псалмы были собраны в один сборник, точно не установлено. Поскольку у Давида было желание учредить порядок богослужения и при нем началось литургическое использование некоторых псалмов, вполне резонно предположить, что ранний сборник псалмов был составлен именно им как царем Израиля (1 Пар. 15—16). Общее пение в доме Божьем тоже было введено Давидом (1 Пар. 6: 31). Скорее всего, Соломон, Иосафат, Езекия, Иосия и другие цари внесли свой вклад в собирание и более широкое исполнение псалмов в последующие века. Ездра после плена, возможно, окончательно отредактировал их.

За малым исключением каждый псалом представляет собой цельное самостоятельное произведение, не связанное с предыдущим или последующим псалмами. Следовательно, эта довольно объемистая книга, состоящая из 150 псалмов, с трудом поддается разделению по какому-то плану. Деление на пять частей в еврейском тексте в большинстве древних вариантов выглядит так: I (Пс. 1—40); II (41—71); III (72- 88); IV (89-105); V (106-150). Каждая из этих частей заканчивается славословием. В последней части заключительным славословием служит сам псалом 150. История и цели такого разделения сборника псалмов все еще вызывают вопросы, хотя предлагалось множество различных предположений.

Разделение на темы помогает систематическому изучению псалмов. Поскольку всю Псалтирь невозможно рассмотреть в таком кратком обзоре, следующая классификация с примерами может быть использована теми, кто желает заняться дальнейшим изучением.

I. Молитвы праведных — 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д.

II. Псалмы покаяния — 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. III. Хвалебные псалмы - 64, 94-99, 110-117, 145-150

IV. Псалмы паломников («песни восхождения») — 119—133 V Исторические псалмы — 77, 104, 105 и т. д.

VI. Мессианские псалмы — 21, 109 и т. д. VII.Алфавитные псалмы — 24, 33, ПО, 111, 118 и т.д.


 

 

Нужда человека в избавлении — явление общечеловеческое. Это было выражено во многих псалмах, в которых праведные обращались за помощью к Богу. Побуждаемая беспокойством, заботой, неминуемой опасностью, чувством вины или желанием пробудиться и жить с Господом, тоскующая душа смиренно обращалась к Богу.

Наиболее сильно в псалмах выражены чувствования кающихся грешников. За малым исключением, эти псалмы приписываются Давиду. Он изливал свои чувства в искреннем исповедании греха. Наиболее типичным является псалом 50, исторический фон которого дается в заголовке, а также во Второй книге Царств 12: 1-13. Вполне сознавая свою ужасную вину, состоявшую в тройном зле — беззаконии, грехе и лукавстве, — Давид никак не пытался уклониться от своей ответственности. Ошеломленный и крайне смиренный, обратился он к Богу с верой, сознавая, что сокрушенный и смиренный дух не будет Им отвергнут. Жертвы и служение кающегося человека приятны Господу. Пс. 31 передает такое же переживание. Когда человек в покаянии исповедует свой грех, он реально встречается с Божьим руководством и получает действительный повод воздать Богу хвалу.

Хвалебных псалмов больше. Они выражают чувства восторга и благодарности и часто приходят на память сами собой в ответ на избавление. Хвала Богу часто изливается из сердец людей, когда они восхищаются делами Творца (Пс, 8; 18 и т.д.). Благодарение за урожай (64), радость в поклонении (94— 99), праздники (110—117) и «Великие Аллилуйя» (145—150) сделались в Израиле важной частью богослужений.

Псалмы паломников (119-133) называются «Песнями восхождения» или, в английских изданиях Библии, «Песнями ступеней» (по которым паломники поднимались к Иерусалимскому храму). Историческое происхождение этого названия в точности неизвестно. Выдвигались различные теории, и сегодня общепринято считать, что эти псалмы были связаны с ежегодными паломничествами израильтян на гору Сион во время трех великих праздников. Эта особая группа псалмов называется миниатюрной Псалтирью, поскольку их содержание представляет широкое разнообразие чувств и переживаний.

В исторических псалмах псалмопевец размышляет о том, что сотворил Бог для Израиля в былые дни. История Израиля дает богатую пищу для вдохновения поэтов и сочинителей песен. В этих псалмах часто упоминаются чудесные избавления и Божьи благодеяния.

Мессианские псалмы пророчески указывали на некоторые черты Мессии. В этой группе выделяется псалом 21, в котором несколько стихов говорят о страданиях Иисуса; именно так страдания Христа описаны и в Евангелиях. Хотя эта группа псалмов отражает эмоциональные переживания авторов, их слова, произнесенные под влиянием вдохновения свыше, имеют пророческий смысл. Этот пророческий элемент мессианских псалмов тесно связан с жизнью и проповедью Иисуса, и то, как в Новом Завете истолковываются эти места, имеет чрезвычайно важное духовное значение. В ветхозаветные времена пророчества эти не вполне были понятны — они стали яснее, когда исполнились в Иисусе Мессии(«Христос» - это греческий перевод еврейского слова «Мешиах» («Мессия»), буквально - Помазанник. Ср. с мессианскими ссылками в следующих псалмах: 2: 7 - в Евр. 1: 5 и Деян. 13: 33; 15: 9-10 - Деян. 2: 31-32; 39: 8-9 - Евр. 10: 9; 40: 9 - Иоан. 13: 18; 44: 7 - Евр. 1: 8;

67: 19 - Еф. 4: 8; 109: 1 - Мф. 22: 43-46; 109: 4 - Евр. 7: 17; 117: 22 -Мф. 21: 42.).

Другая группа псалмов — алфавитные акростихи. Наиболее известным в этой категории является псалом 118. Каждые следующие восемь стихов начинаются одной из букв древнееврейского алфавита в алфавитном порядке. В других псалмах (так называемых алфавитных) только одна строчка начинается с каждой буквы алфавита. Естественно, такой прием невозможно передать в переводе на другие языки.

Приходится признать, что книга Псалтирь так же разнообразна, как и сборники церковных гимнов. Более подробная классификация Псалтири приведет к тому, что некоторые псалмы попадут сразу в несколько разных категорий. Пусть же этот краткий обзор побудит вас к дальнейшему изучению каждого псалма в отдельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.