Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






География. Простираясь в длину на 241 км от Вирсавии на север до Дана, Палестина занимает площадь в 15 540 кв






Простираясь в длину на 241 км от Вирсавии на север до Дана, Палестина занимает площадь в 15 540 кв. км между Средиземным морем и рекой Иордан. Средняя ширина равняется 65 км с максимумом в 85 км от Газы до Мертвого моря и с минимумом в 45 км у Галилейского озера. С добавочными 10 360 кв. км на восток от Иордана — площадью,


 

которая часто называется Трансиорданией (Заиорданьем, «Заиордан-ской страной», Ис. 9: 1), — площадь Палестины составляет около 26 000 кв. км; это немного больше, чем половина Московской области, и чуть меньше, чем Крым.

Палестина занимала стратегически важную, а в географическом отношении — центральную территорию между крупнейшими очагами цивилизации и великими народами ветхозаветных времен. В ее историческом развитии сыграл также значительную роль ее разнообразный ландшафт. Из-за своего расположения Палестина подвергалась нашествиям, а из-за своего нейтралитета часто уступала более сильным. Местные события нередко зависели от топографических факторов.

Географически Палестина может быть разделена на четыре основных района: Приморская равнина, Нагорная страна, Иорданская долина и Восточное плоскогорье.

Приморская равнина занимает побережье Средиземного моря. Побережье непригодно для гаваней, вследствие чего торговля в целом происходила севернее, в Тире и Сидоне. Даже Газа, которая была одним из крупнейших торговых центров древней Палестины и расположена всего в 5 км от Средиземного моря, не имела постоянного порта. Эта богатая земля вдоль морского побережья может быть легко разделена на три района: равнина Акко, или Акре, простирающаяся от подножия горы Кармил на 32 км и шириной от 3 до 16 км. На юг от горы Кармил — долина Сарона около 80 км длиной и максимум 19 км шириной. Филистимская долина начинается в 8 км севернее Иоппии и простирается на 112 км на юг, расширяясь к Вирсавии на 40 км.

Нагорная страна, расположенная между долиной Иордана и Приморской равниной, является самой важной частью Палестины. Три главных района — Галилея, Самария и Иудея — расположены на холмах высотой от 600 до 1200 м над уровнем моря. Галилея простирается на юг от реки Леон-тес и на восток от Финикии и равнины Акко. Она обладает плодородной почвой для выращивания винограда, маслин, орехов и других культур и пастбищами для скота. Наиболее плодородной и живописной долиной для земледелия в Палестине является долина, которая разделяет Галилею и Самарию. Этот район, известный под названием Изреельской или Ездраелонской долины, жизненно важен в стратегическом отношении в наши дни, как и в библейские времена. На юго- восток от горы Кармил эта плодородная равнина тянется приблизительно на 64 км к холму Мориа, у которого разделяется на две долины и продолжает простираться до реки Иордан. В ветхозаветные времена евреи проводили различие между восточной и западной частями одной и той же долины, называя их соответственно Изреельской и Ездралеон- ской. Город Изреель, приблизительно в 25 км от Иордана, стоял у входа в эту знаменитую долину. Западная территория была известна также под названием равнины Мегиддо, по имени знаменитого горного перевала, который имел стратегическое значение при попытках вторжений на эту территорию. С холма Мориа в долине Изреель эту плодородную долину можно видеть вместе с горой Кармил на западе, горой Фавор на севере и горой Гильбоа на юге. Географический центр Палестины, гористая Самария, круто возвышается горой Гильбоа и простирается на юг до Вефиля. Чередование гор и долин делало эту плодородную возвышенность раем для скотоводов и земледельцев. Сихем, Дофан, Вефиль и другие города этого района часто посещались патриархами. Холмы Иудеи тянулись на юг от Вефиля примерно на 96 км до Вирсавии, поднимаясь до 800 м в Иерусалиме и до 950 м возле Хеврона. В окрестностях Вирсавии Иудейские холмы переходят в обширные пространства великой пустыни, которую часто называют Негев или Южная земля, упирающуюся в Кадес-Варни на самом юге. На восток от Иудейских холмов простирается пустыня, носящая соответственное название Иудейской пустыни. На запад от Иудейского водораздела лежит низменность Шефела. В этом месте, стратегически важном для обороны и экономически ценном для земледелия, были расположены такие укрепленные города, как Ла-хис, Давир и Ливна.

Иорданская долина — одно из самых замечательных мест в мире. За ней, в 64 км на север от Галилейского озера, возвышается гора Ермон высотой в 2800 м над уровнем моря. На


 

юге Иорданская долина достигает своей самой низменной точки у Мертвого моря, приблизительно 400 м ниже уровня моря. Четыре потока воды — один с западной равнины и три с горы Ермон — стекаются воедино в 16 км севернее озера Хуле («воды Меромские» — Иис.Н. 11: 5, 7) и образуют реку Иордан. Из озера Хуле(1Озеро Хуле было недавно осушено; теперь эта территория используется для земледелия), длиной около 6 км и приподнятого на 2 м выше уровня моря, река Иордан на протяжении 32 км опускается на 228 м ниже уровня моря, впадая в Галилейское озеро. Этот водоем, длиной приблизительно в 24 км, был известен в ветхозаветные времена как море Киннерет [так его называют и в современном Израиле. — Прим. перев.]. На протяжении 96 км Иордан, при средней ширине от 30 до 35 м, течет зигзагообразно на юг к Мертвому морю, а на протяжении остальных 320 км опускается еще на 200 м ниже. Долина, которая фактически является просто естественной впадиной между двумя хребтами гор, известна иногда под названием Шадор (черная). Шириной в 6 км у Галилейского озера, она доходит до 11 км у Веф-Сана, затем сужается до 3 км и снова расширяется до 22 км у Иерихона, в 8 км от Мертвого моря. В библейские времена это озеро называлось Соленым морем, потому что его вода содержит 25% соли. Скорее всего, долина Сиддим на южной оконечности моря, тянущегося на 74 км, была местом расположения Содома и Гоморры в дни Авраама. На юг от Мертвого моря простирается бесплодная пустыня под названием Араба. На протяжении 104 км до Петры она поднимается до 650 м и через 80 км снова опускается до уровня моря у Акабского залива.

Восточное плоскогорье можно разделить на четыре основных района: Васан, Галаад, Аммон и Моав. Васан с его плодородной почвой простирается на юг от горы Ермон к реке Ярмук на 72 км на высоте 650 м над уровнем моря. Внизу лежит хорошо известная местность Галаад и река Иавок (поток Иавок). На северо-восток от Мертвого моря до истоков Иавока простирается земля Аммон. Прямо на восток от Мертвого моря и на юг от реки Арнон лежит Моав, территория которого в разные времена простиралась дальше на север.

 

Библейское повествование (Бытие 12—50)

По общему согласию богословов, местом жительства патриархов был Плодородный Полумесяц в первой половине второго тысячелетия до Р. X. Предположение о том, что библейское повествование состоит только из вымышленных легенд, сменилось общим уважением к исторической ценности Быт. 12—50(1По теории Графа-Вельхаузена, Авраам, Исаак и Иаков не существовали в действительности как исторические личности, а были мифическими персонажами, вымышленными литературными героями между 950 и 400 г. до Р. X. Моисей, по этой теории, мог быть исторической личностью, с которой началась история Израиля. Элмер Молд представляет историю патриархов, в виде рассказов о племенах, в которых «очень мало истории» в современном понимании этого термина. Согласно Мол-ду, только племена Рахили переселились в Египет и позже вошли в Палестину, чтобы объединиться с племенами, которые никогда не переселялись в Египет. У.Ф. Олбрайт склоняется к идее, что начало Израиля пошло от патриархов.). Эту коренную перемену вызвало, главным образом, открытие и публикация клинописных табличек из Нузу и других археологических находок, обнаруженных в 1925 году и позднее. Хотя нет никаких конкретных данных для опознания определенных имен или событий, упомянутых в книге Бытие, но вполне очевидно, что у них общий культурный фон. Единственное подтверждение существования Авраама исходит из древнееврейского повествования, но многие богословы, изучающие Ветхий Завет, отводят ему место в начале еврейской истории(2 У. Ф. Олбрайт пишет: «Но в целом картина книги Бытие исторична, и нет причины сомневаться в общей точности биографических деталей и портретных зарисовок, делающих патриархов историческими личностями»).

Хронология патриархов все еще остается спорным вопросом. Предполагается, что Авраам жил в какой-то период между XXI и XV веками до Р. X. Учитывая неточную хронологию этой эпохи, было бы неплохо обратить внимание на несколько подходов к датированию жизни патриархов.

На основании известных хронологических данных в самом Писании, Авраам вошел в Ханаан, по всем расчетам, в 2091 году до Р. X. Значит, патриархи были там в течение 215 лет, затем 430 лет ушло на рабство в Египте, а самой ранней датой исхода является 1447


 

год до Р. X. Однако, чтобы согласовать библейскую хронологию со светской, пришлось бы пойти на переоценку некоторых библейских данных. Например, появилась теория, отождествляющая библейских царей из Быт. 14: 9 с личностями, известными в истории: Амрафе-ла — с Хаммурапи, Ариоха — с Римсином (современником Хаммурапи), Фидала

— с хеттским царем Тудхалиасом I. Эта теория базируется на так называемой «новой хронологии», по которой Хаммурапи правил около 1700 года до Р. X., а не около 2100 года. Однако в настоящее время эта теория уже не считается бесспорной и вызывает возражения.

В недавних публикациях появились соотнесения времени Авраама с возрастом Амарны (Тель-эль-Амарны, бывшего Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV — Эхнатона, построенной во второй четверти XIV века до Р. X.). Эта точка зрения проводит ряд потрясающих параллелей между библейским повествованием и клинописными документами из Нузи и Рас-Шамры, относящимися к XV и XVI столетиям до Р. X. Например, она предполагает, что в родословии в Исх. 6: 16-20 нет никаких пробелов и, значит, Моисей на самом деле был правнуком Левия. При таком взгляде конец египетского рабства может быть датирован приблизительно третьей четвертью тринадцатого столетия до Р. X.

Наиболее достоверной датой переселения Авраама в Ханаан представляется начало XIX века до Р. X. По новейшей тщательно выверенной хронологии эта дата позволяет соотнести библейские и светские исторические данные. Эта точка зрения, например, совмещает по времени переселение Иосифа и Иакова в Египет с периодом правления там гиксов. Кроме того, времена Авраама, Исаака и Иакова теснее сближаются с эпохой правления Хаммурапи и господства культуры, отраженной в клинописных документах из Нузи и Мари. Документы из Мари описывают политическую ситуацию в Месопотамии в 1750-1700 годах до Р. X. А таблички из Нузи освещают общественные и гражданские порядки во времена хуритов. Так как они относятся приблизительно к 1500 году до Р. X., можно предположить, что какая-то часть этих обычаев существовала в культуре Северной Месопотамии примерно уже с 2000 года до Р. X. Наличие в Ханаане поселения хеттов («сынов Хета» — Быт. 23) во время Авраама также относит эту дату к 1900 году до Р. X. Хотя эта дата отвечает не на все вопросы, очень многое говорит в ее пользу.

Больше света на культурный, исторический и хронологический фон патриархальных времен проливают раскопки, произведенные в Тель-Мардихе, который был отождествлен с Евлой. Расположенный приблизительно в 70 км на юг от Алеппо (Халев), Тель-Мардих является одной из самых крупных раскопок на Ближнем Востоке, площадью 56 га(1 Раскопки Итальянской археологической миссии при Римском университете под руководством директора Паоло Маттье и главного специалиста по эпиграфам д-ра Джованни Петтинато).

Проведенные между 1964 и 1973 годом раскопки принесли обширные сведения о городе аморитской династии, существовавшем в середине бронзового века I и II периодов, около 2000-1600 годов до Р. X. Клинописная аккадская надпись на туловище мужской фигуры, высеченной из базальта, указывает, что статуя была посвящена богине Астарте (Иш-тар) царем Иббид-Лимом, владыкой города Евлы, и подтверждает идентичность Тель-Мардиха с Евлой. Название «Евла» было ранее известно ученым по ссылкам в древнеак-кадских текстах, а сам город был расположен якобы на реке Евфрат к северу от Кархемиса.

После 1974 года археологи раскопали царский дворец, в котором было от 15 000 до 20 000 табличек на шумерском и местном (евлийском) языках, включая и самый ранний лексикон. Разнообразие административных записей, религиозной литературы, деловых и торговых сделок и личных имен и названий расширит знания об этом древнем городе и его разнообразных связях.

Евла была, очевидно, весьма важным центром в Северной Сирии, которой правили в раннем бронзовом веке (2400-2200 гг. до Р. X.) 4 или 5 царей из одной династии. Благодаря культуре и развитому языку это царство распространяло свое влияние по Плодородному Полумесяцу от возвышенностей Месопотамии до Синая на юге до тех пор, пока Евла не была разрушена Нарам-Сином Аккадским(1 Толкование К. А. Китчена материалов об


 

Евле, представленных в виде докладов профессорами Маттье и Петтинато, вы найдете в докладе «Евла — царица древней Сирии» из книги «Библия и ее мир» (Доунерс Гров: Интерварсити Пресс, 1977), стр. 37-55.).

По мере того как поступает больше информации из этого громадного источника древней Евлы, возможно, скоро можно будет связать рассказ книги Бытие с культурой, которая предшествовала патриархальным временам(2Дальнейшее изучение может дать интересные сравнения древних культур, а также сведения о городе Содоме, о котором до сих пор было известно только по библейскому тексту, и о других городах, упомянутых в рукописях Евлы. Особенно интересным будет вопрос о связи слов «Евер» (Быт. 10: 24) и

«Еврум», которые являются, возможно, определениями величайшего царя).

По главным персонажам рассказ о периоде патриархов можно разделить следующим образом: Авраам — Быт. 12: 1— 25: 18; Исаак и Иаков - Быт. 25: 19-36: 43; Иосиф - Быт. 37: 1-50: 26. Авраам (Быт. 12: 1—25: 18)

I. Авраам обосновался в Ханаане 12: 1-14: 24 Перемещение из Харрана в Сихем, Вефиль и южную страну 12: 1-9 Пребывание в Египте 12: 10-20

Разделение между Авраамом и Лотом 13: 1-13

Земля обетованная 13: 14-18

Избавление Лота 14: 1-16

Благословение Авраама Мелхиседеком 14: 17-24






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.