Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения цен и потребительский выбор






Используем нашу модель для того, чтобы узнать, как воздействует на выбор по-
требителя изменение цены одного из товаров. Допустим, что цена пинты Pepsi
снизилась с $ 2 до $ 1. Логично предположить, что покупательская способность
потребителя возрастает. Другими словами, уменьшение цены одного из товаров
вызывает сдвиг линии ограничения бюджета вправо.

Рассмотрим ситуацию более подробно (рис. 21.9). Предположим, что потре-
битель тратит весь свой доход ($ 1 тыс.) на пиццу. Тогда новая цена Pepsi никак
не отразится на количестве приобретаемых им товаров (положение точки А не
изменится). Если предположить, что потребитель использует весь свой доход на
приобретение Pepsi, он получает возможность увеличить покупки напитка в два
раза (приобрести 1000, а не 500 пинт). В этом случае точка пересечения линии
ограничения бюджета с вертикальной осью сместится из положения В в положе-
ние D.

Обратите внимание, что при сдвиге бюджетной линии вправо произошло измене-
ние ее наклона. (В этом и состоит отличие данной ситуации от той, когда при росте
доходов потребителя цены на товары оставались неизменными.) Мы знаем, что
наклон линии ограничения бюджета отражает относительную цену товаров (в на-
шем примере Pepsi и пиццы). Поскольку цена пинты Pepsi упала с $ 2 до $ 1, а цена



Часть 7. Дополнительная тема для отличников



Рис. 21.8

НИЗШИЕ ТОВАРЫ
Товары, объем приоб-
ретения которых по
мере роста доходов
потребителя сокра-
щается, называются
низшими товарами.
В нашем примере к
ним относится Pepsi.
Когда доходы потре-
бителя растут, линия
ограничения бюджета
сдвигается вправо.
Потребитель покупа-
ет больше пиццы и
меньше Pepsi.



Рис. 21.9

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕ-
НИЯ ЦЕНЫ ТОВАРА
НА ВЫБОР ПОТРЕ-
БИТЕЛЯ

Когда цена на Pepsi
снижается, линия
ограничения бюджета
сдвигается вправо, а
ее наклон увеличива-
ется. Выбор потреби-
теля смещается от
начального положе-
ния оптимума к
новому, который
определяет измене-
ние объемов покупки
обоих видов товаров.
В нашем примере
потребление Pepsi
увеличилось,
а потребление пиццы
сократилось.


пиццы осталась на прежнем уровне в $ 10, у потребителя появилась возможность
заменять одну пиццу не 5, а 10 пинтами Pepsi, и наклон бюджетной линии увеличи-
вается.

Как изменение положения линии ограничения бюджета повлияет на приобрете-
ние того или иного товара, зависит от вкусов потребителя. В нашем примере он
предпочел покупать больше Pepsi и меньше пиццы.


Глава 21. Теория потребительского выбора 461






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.