Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение доходов потребителя и его выбор







Нормальный
товар

товар, спрос на
который по мере
увеличения доходов
потребителей
возрастает.


Теперь, когда мы узнали, как потребитель принимает решение в пользу покупки тех
или иных товаров, рассмотрим зависимость их количества от изменения доходов
покупателя. Чтобы уточнить параметры нашей задачи, предположим, что доходы
потребителя увеличились. В этом случае покупатель получает возможность приоб-
рести большее количество обоих товаров. Увеличение доходов приведет к сдвигу
бюджетной линии вправо (рис. 21.7). Так как относительная цена товаров остает-
ся прежней, наклон линии ограничения бюджета не изменяется и ее новое положе-
ние параллельно исходному.

Увеличение финансовых возможностей потребителя позволит ему выбрать луч-
шее сочетание количества Pepsi и пиццы. Другими словами, он достигает новой
кривой безразличия, расположенной выше прежней. С учетом перехода на новую
кривую безразличия, отражающую изменение предпочтений потребителя, и сдвига
линии ограничения бюджета, точка потребительского оптимума переместится из
положения «начального оптимума» в положение «нового оптимума».

Обратите внимание, что на рис. 21.7 отражено изменение выбора потребителя в
сторону увеличения приобретения и Pepsi и пиццы. Хотя логика нашей модели не
требует, чтобы при повышении финансовых возможностей покупателя происходи-
ло увеличение потребления обоих товаров, данная ситуация встречается в реаль-
ной жизни наиболее часто. Мы знаем, что экономисты называют нормальными
товарами
те, потребление которых увеличивается вместе с ростом доходов поку-
пателя (гл. 4). Кривые безразличия, приведенные на рис. 21.7, принадлежат нор-
мальным товарам.

Рис. 21.8 отражает ситуацию, когда рост доходов потребителя ведет к увеличе-
нию закупок пиццы и сокращению потребления Pepsi. Если рост доходов покупа-


'пава 21. Теория потребительского выбора




Рис. 21.7

ВЛИЯНИЕ РОСТА
ДОХОДОВ НА ВЫ-
БОР ПОТРЕБИТЕЛЯ
Увеличение доходов
потребителя отража-
ется на графике
смещением линии
ограничения бюдже-
та. Если оба товара
относятся к нормаль-
ным, то при росте
доходов потребитель
предпочитает приоб-
ретать больше
каждого из них.
В нашем примере
он покупает больше
Pepsi и больше
пиццы.


теля приводит к сокращению потребности в каком-то товаре, экономисты называ-
ют его низшим товаром. На рис. 21.8 приведен случай, когда пицца является
нормальным товаром, a Pepsi — низшим товаром.

Большинство товаров являются нормальными, но существуют и такие, которые,
как, например, услуги общественного транспорта, относятся к низшим товарам.
Потребители с высокими доходами обычно имеют машины и редко пользуются
услугами автобуса или трамвая, в отличие от индивидов, имеющих низкие доходы.
Поэтому услуги общественного транспорта относятся к низшим благам.


Низший товар

товар, спрос на
который по мере
роста доходов потре-
бителей снижается.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.