Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 6. Теория рынка труда






вывод о влиянии образования на производительность. Случайная выборка
школьников гарантировала бы, что различия в заработной плате не связаны с
природными способностями работников.

Хотя подобные эксперименты могут показаться слишком сложными, однако
современное законодательство США обеспечивает их проведение естествен-
ным образом. Закон требует посещения школы всеми детьми, однако его реа-
лизация в штатах имеет определенные особенности. Некоторые штаты устанав-
ливают обязательное обучение для школьников до 16 лет, другие предписывают
посещать школу до 17 или 18 лет. Более того, со временем законодательство
изменяется. За период с 1970 по 1980 г., например, в штате Вайоминг возраст
окончания школы подростками был снижен с 17 до 16 лет, в то время как в
штате Вашингтон он увеличился с 16 до 18 лет. Такие изменения позволяют
экономистам получить данные, с помощью которых они оценивают значение
обязательного школьного образования.

Влияние закона об обязательном образовании различно даже в пределах
одного штата. Ученики начинают посещать школу в разном возрасте в зависи-
мости от месяца года, в котором они родились. Они имеют право прекратить
учебу по достижении определенного возраста; заканчивать учебный год не
обязательно. Данное различие позволяет исследователям проанализировать вли-
яние обязательного школьного образования на заработную плату.

В статье, опубликованной в ноябре 1991 г. в «Quarterly Journal of Economics*.
специалисты по экономике труда Джошуа Энгрист и Алан Крюгер опубликова-
ли результаты проведенного в «естественных» условиях эксперимента по изу-
чению зависимости между посещением школы и заработной платой. Так как
продолжительность обязательного образования ученика зависит от сроков его
проживания в штате и месяца рождения, а не от природных способностей,
ученые получили возможность рассмотреть влияние образования на повыше-
ние производительности труда в чистом виде, вне зависимости от способностей
учащихся. Исследование Дж. Энгриста и А. Крюгера показало, что ученики,
проведшие в школе большее количество лет, впоследствии получали значи-
тельно более высокую заработную плату. Полученные результаты указывают
на то, что образование, как и предполагает теория человеческого капитала,
ведет к увеличению производительности труда.

Однако такого рода исследования не отвечают на вопрос о целесообразнос-
ти обязательного школьного образования. Для политических оценок требуется
более полный анализ затрат и выгод. Необходимо сравнить выгоды от посеще-
ния школы с альтернативными издержками — с заработной платой, которую
получил бы подросток, оставивший школу. Кроме того, требование об обяза-
тельном образовании может сопровождаться внешними эффектами. С одной
стороны, обязательное образование, возможно, ведет к снижению уровня пре-
ступлений, так как молодые люди, бросившие школу, подвергаются повышен-
ному риску оказаться вовлеченными в противозаконную деятельность. С дру-
гой стороны, ученики, которые остаются в школе только потому, что у них нет
иного выхода, могут мешать учебе других школьников.

Феномен «суперзвезды»

Большинство актеров театра и кино не могут похвастаться высокими заработкам*-:
и частенько вынуждены подрабатывать официантами. С другой стороны, в 1995 г
доходы актера Джима Кэрри составили $29 млн. Точно так же подавляюще


Глава 19. Доходы и дискриминация



 


большинство увлекающихся баскетболом людей играют в него совершенно бес-
платно, а центровой команды HBAL. A. Lakers Шакил О'Нил получает годовую
заработную плату $ 17 млн. Джим Кэрри и Шакил О'Нил «суперзвезды» в своих
областях деятельности; их огромная популярность находит отражение в астрономи-
ческих доходах.

Почему Джим Кэрри и Шакил О'Нил зарабатывают огромные деньги? Нет
ничего удивительного в различии в доходах представителей одной профессии.
Хорошие плотники зарабатывают больше, чем посредственные, зарплата квалифи-
цированного слесаря выше, чем заработок начинающего. Способности и трудо-
нюбие индивидов различны, что отражается и на величине их доходов. Однако
ни один слесарь или плотник не зарабатывает миллионы долларов. Чем объяс-
няется разница в зарплате лучших актеров или спортсменов и плотников или
лесарей?

Рассмотрим специфические черты рынков, на которых предлагают свои ус-
луги Дж. Кэрри и Ш. О'Нил. Суперзвезды «зажигаются» на специфических
эынках:

• каждый потребитель желает получить товар, предложенный лучшим производи-
телем;

• товар произведен с помощью технологии, благодаря которой лучший произво-
дитель может поставлять его каждому потребителю по низкой стоимости.

Если Джим Кэрри пользуется заслуженной репутацией лучшего комика стра-
ны, его новый фильм пожелают посмотреть огромное число зрителей, которые
зряд ли воспримут как равноценное предложение о замене фильма с участием
Дж. Кэрри двумя кинокартинами с неизвестным актером в главной роли. Более
" ого, насладиться комедией с Джимом Кэрри имеет возможность каждый, кто
приобретет видеокассету. Тиражирование кинофильма позволяет Дж. Кэрри пре-
доставлять услуги миллионам людей одновременно. Аналогичным образом теле-
трансляции игры Lakers позволяет миллионам болельщиков наслаждаться выдаю-
лимся мастерством Шакила О'Нила.

Теперь нам понятно, почему плотники и слесаря не имеют возможности выдви-
н\ть своих «суперзвезд». При прочих равных условиях каждый предпочтет на-
нять на работу лучшего плотника, но плотник, в отличие от киноактера, предос-
-авляет услуги ограниченному числу потребителей. Хотя лучший плотник, в
: равнении с обычным, получает более высокую заработную плату, обычный плот-
ник пока неплохо зарабатывает на жизнь.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Дайте определение
выравнивающих
различий и приведите
пример. Назовите две
причины, по которым
образованные работни-
ки зарабатывают
больше, чем их менее
«ученые» коллеги.


 


Экономическая теория дискриминации

Еще один источник различий в заработной плате — дискриминация. Дискримина-
; ия имеет место в тех случаях, когда рынок предлагает индивидам, отличающимся
■ плько расовой или этнической принадлежностью, полом, возрастом, другими лич-
ными характеристиками, различные возможности. Дискриминация отражает преду-
гжденность некоторых людей против определенных общественных групп. Хотя
^суждение дискриминации вызывает бурю эмоций, экономисты стремятся про-
- вить максимум объективности и разделить мифы и реальность.


Дискриминация

имеет место в тех
случаях, когда рынок
предлагает различ-
ные возможности
индивидам, отличаю-
щимся только по
расовой или этниче-
ской принадлежности,
полу, возрасту, другим
личным характери-
стикам.


_______________________________________________________ Часть 6. Теория рынка труда

Количественное определение дискриминации на рынке
труда

В какой степени дискриминация на рынке труда влияет на заработную плату
различных групп работников? Это важный вопрос, но ответить на него непросто.

Может показаться естественным оценить размер дискриминации с помощью срав-
нения средней заработной платы различных групп населения. Например, в последние
годы средняя заработная плата афро-американцев была примерно на 20 % ниже, чем
средняя заработная плата белых работников. Средняя заработная плата женщины —
на 30 % меньше, чем средняя заработная плата мужчины. Эти различия в заработной
плате иногда представляются в политических дискуссиях как доказательство того,
что многие работодатели осуществляют дискриминацию по отношению к черным и
женщинам.

Недостатки данного подхода очевидны. Даже на свободном от дискриминации
рынке труда индивиды получают разную заработную плату. Работники обладают
различным человеческим капиталом, они избирают самые разнообразные профессии.
Различия в заработной плате, которые мы наблюдаем, в значительной степени отно-
сятся к факторам, определяющим равновесную заработную плату, о которой мы го-
ворили выше. Аналогично различия в заработной плате социальных групп — белых
и черных, мужчин и женщин — вряд ли могут служить доказательством дискримина-
ции одной из них.

Рассмотрим, например, роль человеческого капитала. Примерно 80 % белых муж-
чин имеют свидетельства об окончании школы, 25 % — диплом колледжа. Напро-
тив, только у 67 % черных мужчин есть аттестаты об окончании школы, и только 12 %
имеют дипломы колледжа. Таким образом, по крайней мере некоторое отличие в за-
работной плате белых и черных может быть связано с различиями в достижениях в
области образования. Аналогично среди белых работников дипломом колледжа мо-
гут похвастаться 25 % мужчин и только 19 % женщин, что указывает на то, что неко-
торые отличия в заработной плате белых мужчин и женщин связаны с индивидуаль-
ными достижениями в области образования.

В действительности, при объяснении различий в заработной плате значение чело-
веческого капитала, вероятно, еще более велико, чем следует из приведенных нами
цифр. В течение многих лет общественные школы в районах, где проживает преиму-
щественно черное население, предоставляли образование более низкого качества (что
определяется на основе оценки расходов, размеров класса и т. д.), чем школы в рай-
онах с преимущественно белым населением. Точно так же в течение многих лет школь-
ные преподаватели не рекомендовали девушкам естественнонаучные и математи-
ческие курсы, хотя, возможно, эти предметы обладали гораздо большей рыночной
ценностью, чем гуманитарные знания. Если бы мы имели возможность оценить не
только количество, но и качество образования, вполне вероятно, что различия в
человеческом капитале этих групп оказались бы еще более значительными.

Различия в заработной плате связаны и с величиной человеческого капитала в
форме опыта работы. В частности, женщины в среднем обладают меньшим опытом
работы, чем мужчины. Одна из причин заключается в том, что в последние несколь-
ко десятилетий присутствие женщин в составе рабочей силы увеличилось, вследствие
чего сегодня средняя работающая женщина моложе, чем средний работающий муж-
чина. Кроме того, большинству женщин приходится делать перерыв в карьере в свя-
зи с рождением детей. Поэтому практический опыт средней работающей женщины
меньше, чем опыт среднего работающего мужчины.

Еще один источник различий в заработной плате — выравнивающие различия
Некоторые аналитики считают, что женщины в среднем работают в более ко>


Глава 19. Доходы и дискриминация 417

фортных условиях, что в какой-то степени объясняет различия в заработной
плате. Например, женщины чаще работают секретарями, а мужчины — водителя-
ми грузовиков. Относительная заработная плата секретарей и водителей грузови-
ков частично зависит от условий работы. Так как количественная оценка неде-
нежных сторон профессии весьма затруднительна, мы не имеем возможности
• честь и практическое значение компенсационных различий.

В итоге изучение различий в заработной плате социальных групп не позволяет
лрийти к определенным выводам о значении дискриминации на американском рын-
ке труда. Большинство экономистов полагают, что некоторые из наблюдаемых
различий в заработной плате связаны с дискриминацией, однако оценки ее значе-
ния варьируются в весьма широком диапазоне. Единственный вывод, который
эазделяют большинство экономистов, отрицателен: так как различия в средней
заработной плате различных групп населения частично отражают различия в
человеческом капитале и характеристиках работы, сами по себе они ничего не
■ оворят о развитии дискриминации на рынке труда.

Конечно, различия в человеческом капитале различных групп работников мо-
гут отражать дискриминацию. Например, исторически черные ученики посещали
худшие школы, что, возможно, отражает предубежденность по отношению к афро-
американцам городских и школьных советов. Но этот вид дискриминации имеет
место задолго до того, как индивид попадает на рынок труда. В этом случае
заболевание» носит политический характер, хотя его основные симптомы —
экономические.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.