Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Отвечая на первый вопрос,следует раскрыть причины и задачи перестройки






Отвечая на первый вопрос, следует раскрыть причины и задачи перестройки. При этом необходимо отметить, когда был выдвинут " курс на ускорение социально-


экономического развития страны", когда и почему появилось понятие " перестройка". Далее следует раскрыть реформы в экономической сфере общества. Рассматривая экономические реформы перестройки, раскройте суть и основные направления двух главных правительственных программ: реформы 1987 г. и проекта 1990 г. При этом следует отметить отличие основных направлений этих реформ от советской экономической модели (до перестройки). Далее необходимо отметить появление альтернативной экономической программы " 500 дней". Рассматривая эту программу, выделите ее сильные и слабые стороны, и объясните, почему она так и не была принята. Отмечая трудности и проблемы, появившиеся в экономическом развитии страны к 1990-1991 гг., следует объяснить их причины, и проанализировать точки зрения в руководстве страны относительно вывода страны из кризиса. Почему партийное руководство так и не рискнуло начать переход к рынку? В заключение назовите общие причины неудач в реформировании экономики за этот период.

Ответ на второй вопрос рекомендуется начать с рассмотрения причин политических реформ перестройки, и краткой политической характеристики М.С.Горбачева как одного из главных реформаторов. Далее необходимо подчеркнуть итоги смены кадров. При этом следует объяснить, почему инициаторы перестройки не остановились на смене кадров, а перешли к серьезной политической реформе. Следует отметить роль январского 1987 г. Пленума КПСС в деле начала демократизации внутрипартийных и общественных отношений. Далее проанализируйте итоги XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.), которая, углубляя начатые процессы, рассмотрела вопросы реформы политической системы. При этом следует подчеркнуть, что был взят курс на создание " советского парламентаризма". Необходимо отметить появление нового органа власти - съезда народных депутатов - и его активную деятельность по проведению политических реформ. Обратите внимание на кризис в самой КПСС. Следует отметить массовый выход из ее рядов, появление внутри партии течений и платформ. Далее обратите внимание на появление первой оппозиционной КПСС, партии " Демократический союз". Объясните, когда и почему была отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, и началось формирование многопартийной системы. Кратко охарактеризуйте идейные направления новых политических партий. Необходимо отметить, когда КПСС была ликвидирована как общесоюзная партия, и с какими событиями это было связано. В заключение дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь.

Ответ на третий вопрос рекомендуется начать с определения сущности понятия " гласность", ее отличия от свободы слова. Необходимо подчеркнуть, под какими девизами реализовывалась политика " гласности". Следует отметить, какие литературные произведения и философские труды, созданные в прежние годы, были опубликованы в период перестройки. Какие воспоминания прежних лет появились в печати в эти годы? Проследите как " гласность" коснулась кинематографа, театра, музыки, изобразительного искусства. Следует охарактеризовать изменения в работе средств массовой информации, появление новых передач на телевидении. Необходимо подчеркнуть, что именно литература, кино, театр во многом подготовили советское общество к продолжению реабилитации жертв политических репрессий. Дайте оценку новой волне реабилитации жертв политических репрессий 1917-1991 гг. и подчеркните ее значение и итоги. Следует проанализировать, было ли готово наше общество к обнародованию ранее скрывавшихся фактов, к стремительной переоценке ценностей. Необходимо разобраться какие издержки несла в себе реализация политики " гласности". Подчеркните новую церковную политику властей. В заключение, рассматривая результаты и последствия " гласности", проанализируйте, как в годы " перестройки" изменился духовный климат в обществе.

ТЕМА 16


Завершающий этап в истории СССР

1. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х гг. Диалектика " Нового мышления" М.С.Горбачева: достижения, потери.

2. Межнациональные отношения в СССР в годы " перестройки".

3. Распад СССР: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание СНГ.

Дополнительная литература

Верт Н. История Советского государства, 1900 - 1991 гг. Глава XII - М., 1995.

Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. -М.: Политиздат, 1988.

Ельцин Б. Записки президента. Глава III, IV, X. - М., 1994.

История современной России (1985-1994 гг.). // Под ред. В.В. Журавлева. - М., 1995.

Согрин В. Политическая история современной России, 1985 - 1994 гг. От Горбачева до Ельцина. -М., 1994.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.