Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка сенсорных нагрузок






 

1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены).

Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены при этом принимается за 100%. Например, наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: диспетчеры, водители транспортных средств (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51–75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колеблются у мастеров строительных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25% от общего времени смены).

2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы.

Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении. Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.

3. Число производственных объектов одновременного наблюдения.

С увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Например, для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения или восприятия служат различные звуковые сигналы, табло, индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у мастеров, руководителей, конструкторов и др. (1 класс)

4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены).

Чем меньше размер рассматриваемого предмета и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно, возрастает класс напряженности труда.

Класс условий труда по напряженности определяют исходя из размера объекта различения (при расстоянии от глаз до объекта различения не более 0, 5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены):

- более 5 мм 100% смены – класс 1;

- 5…1, 1 мм более 50% смены – класс 2;

- 1…0, 3 мм до 50% смены – класс 2;

- менее 0, 3 мм до 25% смены – класс 2;

- 1…0, 3 мм более 50% смены – класс 3.1;

- менее 0, 3 мм 25…50% смены – класс 3.1;

- менее 0, 3 мм более 50% смены – класс 3.2.

5. Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены).

На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы с оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием прибора переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

Класс условий труда устанавливается:

- наблюдение продолжительностью до 25% смены – класс 1;

- наблюдение продолжительностью от 25 до 50% смены – класс 2;

- наблюдение продолжительностью от 51 до 75% смены – класс 3.1;

- наблюдение продолжительностью более 75% смены – класс 3.2.

6. Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену).

Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Класс условий труда при буквенно-цифровом типе отображения информации определяется:

- при наблюдении продолжительностью до 2 часов – класс 1;

- при наблюдении продолжительностью от 2 до 3 часов – класс 2;

- при наблюдении продолжительностью от 3 до 4 часов – класс 3.1;

- при наблюдении продолжительностью более 4 часов – класс 3.2.

Класс условий труда при графическом типе отображения информации устанавливается:

- при наблюдении продолжительностью до 3 часов – класс 1;

- при наблюдении продолжительностью от 3 до 5 часов – класс 2;

- при наблюдении продолжительностью от 5 до 6 часов – класс 3.1;

- при наблюдении продолжительностью более 6 часов – класс 3.2.

7. Нагрузка на слуховой анализатор.

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10 – 15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70%, или слышимости на расстоянии до 3, 5 м. Классу 3.1 соответствует разборчивость от 70 до 50%, а к классу 3.2 – менее 50 %.

8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю).

Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Например, наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, руководители и т. д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких, как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

Подробнее оценку сенсорных нагрузок можно посмотреть в табл. 4.11.9 руководства Р 2.2.755-99 [59].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.