Олигополистическое равновесие
Хотя экономические интересы олигополистов подталкивают их к созданию ка: лей и получению монопольной прибыли, планы раздела рынка наталкиваются m антитрестовские законы, запрещающие олигополистические соглашения. Кроме тали,. в некоторых случаях конфликты между участниками картеля по поводу «дележ- ки» прибыли делают соглашение между ними невозможным. Рассмотрим развитии ситуации в нашем городке в случае, если Джек и Джилл принимают самостоятель- ные решения об объеме производства.
На первый взгляд можно было ожидать, что Джек и Джилл примут решение» соответствующем монопольной структуре рынка объеме выпуска, ибо в этом слу- чае общая прибыль фирм достигает максимального значения. Однако в отсутс
Уава 16. Олигополия
гласия сторон результат, соответствующий монополии, маловероятен. Почему? 1 эпустим, Джек ожидает, что Джилл произведет только 30 галлонов воды (поло- тна монопольного объема). Он рассуждал бы следующим образом:
• Предположим, я выбрасываю на рынок 30 галлонов воды. В этом случае общий объем в 60 галлонов воды будет продаваться по цене $ 60 за галлон. Моя прибыль составит $ 1800 (30 галлонов х $ 60). Однако что мешает мне предложить рынку 40 галлонов воды? В этом случае общий объем в 70 галло- нов воды будет продаваться по цене $50, а моя прибыль возрастет до S 2000 (40 галлонов х $ 50). Хотя совокупная рыночная прибыль уменьшит- ся, моя прибыль увеличится, так как принадлежащая мне доля рынка расши- рится.
Разумеется, аналогичным образом может рассуждать и Джилл. В этом случае -: и «выплескивают» на рынок 80 галлонов воды, цена которой снижается до $ 40.
~2ким образом, если дуополисты руководствуются исключительно эгоистическими : -: тересами, объем предложения превышает монопольный и цена на продукт сни-
- ^ется. В сравнении с прибылью монополии уменьшается и совокупная прибыль
: нрм-дуополистов.
Хотя логика эгоистического интереса приводит к повышению объема выпуска
; ополий по сравнению с уровнем монополии, однако он не достигает уровня, гответствующего совершенной конкуренции. Рассмотрим, что происходит, когда _ждый дуополист производит 40 галлонов воды. Цена воды составляет $ 40 за
" яллон, и каждый дуополист получает прибыль в $ 1600. В этом случае Джек
: эиходит к следующим выводам:
• В настоящий момент моя прибыль составляет $ 1600. Предположим, я уве- личу объем производства до 50 галлонов. В этом случае общее количество предлагаемой воды вырастет до 90 галлонов, цена снизится до $ 30, а при- быль — до $ 1500. Вместо того чтобы увеличивать объем производства и сбивать цену, мне следует сохранять объем выпуска на уровне 40 галлонов.
Результат, при котором Джек и Джилл производят по 40 галлонов воды, вы- ~ядит как некоторого вида равновесие. Он получил название равновесие Нэша по имени экономиста, специалиста в теории игр Джона Нэша). Равновесие Нэша — ситуация, когда каждый субъект экономики во взаимодействии с осталь- ными участниками выбирает оптимальный вариант стратегии, при условии, что стальные придерживаются определенной стратегии. В этом случае, при условии, -то Джилл производит 40 галлонов воды, лучшая стратегия для Джека — предло- жение 40 галлонов. Точно так же при условии, что Джек производит 40 галлонов годы, лучшая стратегия Джилл — объем выпуска, равный опять-таки 40 галлонам. Как только они достигают равновесия Нэша, ни Джек, ни Джилл не имеют стиму- эв к иным решениям.
Данный пример иллюстрирует противоречие между стремлением к сотрудниче- : тву и эгоистическим интересом фирм. Сотрудничество олигополистов привело бы достижению объема выпуска монополии. Однако, так как они преследуют исклю- чительно эгоистические интересы, олигополисты не достигают объема выпуска мо- -: эполии и суммарная прибыль меньше максимально возможной. Любой олигопо- : нст испытывает соблазн поднять производство и расширить свою долю рынка, i: ледствие чего совокупный объем выпуска продукции повышается, а цена снижа- йся. В то же самое время эгоистический интерес не позволяет рынку достичь : эвершенно конкурентного результата. Подобно монополистам, олигополисты пони- жают, что увеличение объема продукции ведет к снижению цены. Поэтому они •станавливаются на полдороге к точке равенства цены и предельных издержек.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
Таким образом, когда фирмы-олигополистпы независимо выбирают максимизи- рующий прибыль объем производства, совокупный его объем оказывается выше объема выпуска монополии, но не достигает уровня совершенной конкуренции. Олигополистическая цена ниже монопольной, но выше цены совершенной конку- ренции (которая равняется предельным издержкам).
|