Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополистическое равновесие






Хотя экономические интересы олигополистов подталкивают их к созданию ка:
лей и получению монопольной прибыли, планы раздела рынка наталкиваются m
антитрестовские законы, запрещающие олигополистические соглашения. Кроме тали,.
в некоторых случаях конфликты между участниками картеля по поводу «дележ-
ки» прибыли делают соглашение между ними невозможным. Рассмотрим развитии
ситуации в нашем городке в случае, если Джек и Джилл принимают самостоятель-
ные решения об объеме производства.

На первый взгляд можно было ожидать, что Джек и Джилл примут решение»
соответствующем монопольной структуре рынка объеме выпуска, ибо в этом слу-
чае общая прибыль фирм достигает максимального значения. Однако в отсутс


Уава 16. Олигополия

гласия сторон результат, соответствующий монополии, маловероятен. Почему?
1 эпустим, Джек ожидает, что Джилл произведет только 30 галлонов воды (поло-
тна монопольного объема). Он рассуждал бы следующим образом:

Предположим, я выбрасываю на рынок 30 галлонов воды. В этом случае
общий объем в 60 галлонов воды будет продаваться по цене $ 60 за галлон.
Моя прибыль составит $ 1800 (30 галлонов х $ 60). Однако что мешает мне
предложить рынку 40 галлонов воды? В этом случае общий объем в 70 галло-
нов воды будет продаваться по цене $50, а моя прибыль возрастет до
S 2000 (40 галлонов х $ 50). Хотя совокупная рыночная прибыль уменьшит-
ся, моя прибыль увеличится, так как принадлежащая мне доля рынка расши-
рится.

Разумеется, аналогичным образом может рассуждать и Джилл. В этом случае
-: и «выплескивают» на рынок 80 галлонов воды, цена которой снижается до $ 40.

~2ким образом, если дуополисты руководствуются исключительно эгоистическими
: -: тересами, объем предложения превышает монопольный и цена на продукт сни-

- ^ется. В сравнении с прибылью монополии уменьшается и совокупная прибыль

: нрм-дуополистов.

Хотя логика эгоистического интереса приводит к повышению объема выпуска

; ополий по сравнению с уровнем монополии, однако он не достигает уровня,
гответствующего совершенной конкуренции. Рассмотрим, что происходит, когда
_ждый дуополист производит 40 галлонов воды. Цена воды составляет $ 40 за

" яллон, и каждый дуополист получает прибыль в $ 1600. В этом случае Джек

: эиходит к следующим выводам:

В настоящий момент моя прибыль составляет $ 1600. Предположим, я уве-
личу объем производства до 50 галлонов. В этом случае общее количество
предлагаемой воды вырастет до 90 галлонов, цена снизится до $ 30, а при-
быль — до $ 1500. Вместо того чтобы увеличивать объем производства и
сбивать цену, мне следует сохранять объем выпуска на уровне 40 галлонов.

Результат, при котором Джек и Джилл производят по 40 галлонов воды, вы-
~ядит как некоторого вида равновесие. Он получил название равновесие Нэша
по имени экономиста, специалиста в теории игр Джона Нэша). Равновесие
Нэша — ситуация, когда каждый субъект экономики во взаимодействии с осталь-
ными участниками выбирает оптимальный вариант стратегии, при условии, что
стальные придерживаются определенной стратегии. В этом случае, при условии,
-то Джилл производит 40 галлонов воды, лучшая стратегия для Джека — предло-
жение 40 галлонов. Точно так же при условии, что Джек производит 40 галлонов
годы, лучшая стратегия Джилл — объем выпуска, равный опять-таки 40 галлонам.
Как только они достигают равновесия Нэша, ни Джек, ни Джилл не имеют стиму-
эв к иным решениям.

Данный пример иллюстрирует противоречие между стремлением к сотрудниче-
: тву и эгоистическим интересом фирм. Сотрудничество олигополистов привело бы
достижению объема выпуска монополии. Однако, так как они преследуют исклю-
чительно эгоистические интересы, олигополисты не достигают объема выпуска мо-
-: эполии и суммарная прибыль меньше максимально возможной. Любой олигопо-
: нст испытывает соблазн поднять производство и расширить свою долю рынка,
i: ледствие чего совокупный объем выпуска продукции повышается, а цена снижа-
йся. В то же самое время эгоистический интерес не позволяет рынку достичь
: эвершенно конкурентного результата. Подобно монополистам, олигополисты пони-
жают, что увеличение объема продукции ведет к снижению цены. Поэтому они
•станавливаются на полдороге к точке равенства цены и предельных издержек.


Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка

Таким образом, когда фирмы-олигополистпы независимо выбирают максимизи-
рующий прибыль объем производства, совокупный его объем оказывается выше
объема выпуска монополии, но не достигает уровня совершенной конкуренции.
Олигополистическая цена ниже монопольной, но выше цены совершенной конку-
ренции (которая равняется предельным издержкам).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.