Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитическое исследование ценовой дискриминации






~: юведем более формальное исследование влияния ценовой дискриминации на
ловень экономического благосостояния. Допустим, что монополист способен осу-
ществлять совершенную ценовую дискриминацию. Совершенной ценовой дискри-

* .нацией называют ситуацию, когда монополисту в точности известно, какую сум-
•'■ готов заплатить за товар каждый покупатель, и он имеет возможность назначить
-лобую цену. В нашем примере издатель требовал с каждого покупателя ровно

тэлько, сколько тот был готов заплатить, в результате весь излишек

: каждой продажи доставался монополисту.
На рис. 15.10 показаны потребительский излишек и излишек производителя

лк в случае ценовой дискриминации, так и в ее отсутствие. В отсутствие ценовой
глскриминации монополия назначает единую цену выше предельных издержек

-рафик (а) рис.15.10). Так как некоторых из потенциальных покупателей, оцени-
вающих товар выше предельных издержек, не устраивает высокая цена, монопо-
лия приводит к безвозвратной потере для общества. Однако, если монополия

" гуществляет совершенную ценовую дискриминацию (график (б)), каждый поку-
:; тель, оценивающий товар выше предельных издержек, получает возможность
-риобрести его, причем именно по той цене, которую он был готов заплатить.
Торговля выгодна для обеих сторон, безвозвратная потеря отсутствует, а весь
■ '! щий излишек идет в доход производителя-монополиста в форме прибыли.

В реальности, конечно, ценовая дискриминация не является совершенной.
5 ы вряд ли встречали в магазинах покупателей, которые носят на груди таблички с

лазанием цен, которые они готовы заплатить продавцам. Фирмы осуществляют це-

- Г'Вую дискриминацию, разделяя покупателей на группы по тем или иным признакам:
z зависимости от возраста, от времени суток и дня недели, когда совершаются покуп-

• л. от региона проживания и т. п. В отличие от описанной в нашей истории издатель-
: кой компании готовность покупателей заплатить за товар в каждой такой группе
: азлична, что делает совершенную ценовую дискриминацию невозможной.

А как воздействует несовершенная ценовая дискриминация на общественное
: лагосостояние? Анализ ценообразования в этом случае весьма сложен; оказыва-
ттся, что однозначного ответа на этот вопрос не существует. По сравнению
:? случаем монополии, назначающей единую цену, несовершенная ценовая дис-
криминация может увеличить общий рыночный излишек, быть может, уменьшит
-.то. а возможно, окажется нейтральной. Единственный очевидный вывод заключа-



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынтч i


 


Рис. 15.10

ВЛИЯНИЕ ЦЕНОВОЙ
ДИСКРИМИНАЦИИ
НА УРОВЕНЬ
БЛАГОСОСТОЯНИЯ
На графике (а)
юбражен рынок,
1 котором монопо-
ICT назначает одну
ту же цену для всех
купателей. Общий
лишек на таком
нке равен сумме
^были (она же
пишек производи-
! я) и потребитель-
го излишка,
графике (б)
вставлен рынок,
котором монопо-
: т осуществляет
вершенную цено-
ю дискриминацию.
к как потребитель-
ий излишек равен
лю, суммарный
лишек равен
)ибыли фирмы-
> нополии. Совер-
енная ценовая
юкриминация
■ еличивает прибыль
онополиста
общий излишек,
днако потребитель-
ский излишек сокра-
щается.


 

Излишек потребителя

Безвозвратные потери

(а) Монополист, назначающий единую цену
Цена

Монопольная
цена

 

Объем выпуска

Объем реализованной
продукции

(б) Монополист, осуществляющий совершенную ценовую дискриминацию
Цена


0 Объем реализованной Объем выпуска

продукции

ется в том, что несовершенная ценовая дискриминация увеличивает прибыль моэ1-
полии — в противном случае та предпочла бы устанавливать для всех покупателя
единую цену.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.