Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Максимизация прибыли






Как монополия максимизирует прибыль? Вспомним, что один из Десяти принци-
пов экономике
гласит: рациональный человек мыслит в категориях предельногс
анализа (гл. 1). Данное утверждение верно как применительно к конкурентно!
фирме, так и к монополии. Ниже мы применим логику предельного анализа к
стоящей перед монополистом проблеме определения объема выпуска.

На рис. 15.4 изображены кривая спроса, кривая предельного дохода и крива*
издержек для фирмы-монополии. Все они хорошо нам знакомы: кривые спроса с
предельного дохода такие же, как на рис. 15.3, а кривая издержек подобна той, чтт
мы определили в гл. 13 и использовали для анализа конкурентных фирм в гл. 14
Кривые содержат всю информацию, необходимую нам для определения объема
выпуска, максимизирующего прибыль монополиста.

Предположим, что объем выпуска фирмы низок, скажем, равен Q1. При такой
объеме производства предельный доход превышает предельные издержки. Ed»
фирма увеличит объем выпуска на единицу, дополнительный доход превысит до-
полнительные издержки и прибыль, которая, как мы помним, равна разности вало-
вого дохода и совокупных издержек, возрастет. Таким образом, пока предельны!
доход превышает предельные издержки, фирма может увеличивать прибыль, нара-
щивая объем выпуска.

Аналогичные рассуждения применимы и к высоким объемам выпуска, скажем,
равным Q2. В этом случае предельные издержки превышают предельный доход
Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки превм-
сят упущенный доход. Следовательно, если предельные издержки выше пределъ-
нсго дохода, фирма может увеличить прибыль, снизив объем выпуска.

В конце концов, фирма уравновешивает объем выпуска таким образом, что о»
достигает величины QMAX, при котором предельный доход равен предельным издер-
жкам. Наш анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: при объе-


" лава 15. Монополия



 



Цена

Монопольная
цена


Рис. 15.4

МАКСИМИЗАЦИЯ
ПРИБЫЛИ
МОНОПОЛИЕЙ
Монополия максими-
зирует прибыль,
останавливаясь на
объеме выпуска
(в точке А), при
котором предельный
доход равен пре-
дельным издержкам.
Затем она использует
кривую спроса для
нахождения цены
(в точке S), которая
позволит покупате-
лям приобрести всю
выпущенную продук-
цию.


 



Ql Qmax Q2


Количество


че выпуска, максимизирующем прибыль, предельный доход совпадает с предельны-
чи издержками. Таким образом, объем выпуска, максимизирующий прибыль моно-
полиста, определяется точкой пересечения кривой предельного дохода и кривой
предельных издержек.
На рис. 15.4 это точка А.

Вспомним, что конкурентная фирма также выбирает объем выпуска, при ко-
тором предельный доход равен предельным издержкам (гл. 14). В следовании
этому правилу максимизации прибыли конкурентные фирмы и монополии схожи.
Однако между ними существует важное различие: предельный доход конкурен-
тной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше
цены. То есть

Для конкурентной фирмы: P = MR = MC.
Для монополии: P > MR = MC.

Равенство предельного дохода и предельных издержек при максимизирующем
прибыль объеме выпуска справедливо как в случае конкурентной фирмы, так
и монополии. В чем разница, так это в том, как соотносится цена с предельным
доходом и предельными издержками.

Как монополия находит для своей продукции цену, которая максимизировала
бы прибыль? На этот вопрос нам дает ответ кривая спроса, которая показывает
цену, которую покупатели желали бы заплатить за предлагаемый объем продук-
ции. Поэтому после того как монополия определяет объем выпуска, при котором
предельный доход равен предельным издержкам, она использует кривую спроса
для нахождения цены, соответствующей этому объему. На рис. 15.4 монопольная
цена находится в точке В.

Мы получаем возможность сформулировать коренное различие конкурентного
и монополизированного рынков: на конкурентных рынках цена товара равна
предельным издержкам. На монополизированных рынках цена товара превыша-
ет предельные издержки.
Вскоре мы убедимся, что это открытие — ключ к понима-
нию социальных издержек монополии.



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рыта


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.