Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в украинской высшей школе






Система высшего образования в Украине за годы независимости существенно расширила возможности молодым людям поступления в вузы. Измерение основных индикаторов в течении последнего десятилетия подтверждает вывод о том, что высшей школе страны присущ процесс массовости. На 2003 год состав сети учреждений высшей школы включал 997 вузов всех уровней аккредитации и форм собственности. Развивается сектор негосударственного образования, насчитывающий 175 вузов. Выросла численность студентов в расчете на 10 тыс. населения и составляет сегодня 468 человек. Особенно высокие темпы прироста этого индикатора характеризуют систему вузов ІІІ-ІV уровня аккредитации. Показатель достиг уровня 348 студентов при 159 в 1993 году – рост более чем в два раза за 10 лет. В целом в системе высшего образования обучается 2269, 7 тысяч студентов на дневной, вечерней и заочной форме [9, с.14-15].

Положительным для обеспечения справедливости высшего образования выступает введение более дифференцированной многоуровневой структуры высшего образования, ступенчатого образования и квалификационных уровней, экстерната. Все это расширяет свободу выбора и доступность к разным формам получения высшего образования. Большей мерой могут учитываться индивидуальные возможности, запросы и способности.

Остались некоторые льготы по поступлению в высшие учебные заведения для отдельных незащищенных групп: сирот, детей с физическими недостатками, «чернобыльцев», “афганцев”. По инициативе Министерства образования и науки Украины в правила приема в вузы внесена норма о льготах при поступлении детей отцов-участников военных действий. Сделаны первые шаги в деле кредитования под гарантии государства получения высшего образования тех, кто не может оплатить свое обучение.

Приведенное выше можно, вне сомнения, отнести к факторам позитивного плана, расширяющее равенство возможностей в доступе к образованию и работающее на утверждение принципа справедливости.

Вместе с тем, влияние общества в его кризисном и деформированном состоянии на институт высшей школы выявляет много отрицательных феноменов.

Прежде всего отметим, что сегодня серьезно подорваны или ослаблены механизмы селекции, отбора наиболее подготовленных и способных. Одной из главных причин этого считается “погоня за договорниками” - старание вузов, руководителей вузовских структур любой ценой привлечь к себе наибольше студентов-контрактников, оплачивающих свое обучение. Острая потребность в этих финансовых средствах при существовании на “голодном пайке” государственного финансирования заставляет как руководителей вузов, так и самых преподавателей опускать планку требований к абитуриентам и студентам значительно ниже уровня, при котором возможно соблюдение приличного качества массовой подготовки. Требовательность к усвоению программы обучения заменяется частью преподавательского персонала или понуждается вузовской администрацией к замене подходом, который может быть назван псевдогуманистическим. Неспособных или нежелающих учиться дотягивают любыми способами до получения диплома. Хотя в действительности, как все понимают, да и нередко открыто говорят, речь идет о деньгах – для выживания вузов, для развития их базы, для оплаты работы преподавателей.

Феномен “погони за договорниками” имеет еще одно отрицательное следствие. Зачисление в университеты как можно большего количества студентов-контрактников на некоторых факультетах и специальностях, в первую очередь высокого спроса, престижных, приводит к переполненности аудиторий, перегруженности преподавателей, недостаточности соответствующего учебно-методического обеспечения процесса обучение (учебники, пособия, компьютерное время и т.п.). Все это не способствует обеспечению нужного качества образования.

Проявившиеся в последнее десятилетие подобные негативные проявления перехода к платности образования подтверждают своевременность внесенной в новый Закон о высшем образовании нормы обязательного 51%-го приема в вузы на бюджетные места. Это позволит хоть и немного, но ограничить стремительный перевод высшего образования страны на платную основу. Ведь позволяя высшей школе выживать при крайне слабом государственном финансировании, он подрывает равные возможности доступа молодых людей к высшему образованию. Массовый переход на платное образование серьезным образом сократил доступ к нему молодежи из семей со скромным достатком. По данным проведенного нами в Донецкой области исследования 13 % опрошенных не могут получить или повысить образование по финансовым причинам, хотя хотели бы этого [10, с.15]. Следовательно, существует объективная недоступность высшего образования для части населения с низкими доходами. Налицо дискриминация по материальному основанию, нарушающая конституционную норму равного доступа граждан к получению образования и подрывающая справедливость системы. Подтверждение такой оценки ситуации находим в исследовании “Равный доступ к качественному образованию”, проведенном группой украинских исследователей в рамках Программы поддержки создания стратегии реформирования образования, которая осуществлялась в Украине при содействии международных организаций – ПРООН, Фонда “Возрождение”[11]. Главный их вывод: в Украине сейчас нет такой системы доступа к качественному образованию, которая была бы адекватной стратегической задаче трансформации общества, создания за счет образования условий инновационного развития страны.

Такие же тревожные тенденции фиксируются и в других постсоветских государствах. Исследования российских социологов обнаружили, что высшая школа становится институтом усиления социального неравенства. Так, в 1996 г. 58% студентов были выходцами из зажиточных семей (20% в общем количестве семей), а 42% студентов – выходцами из средне обеспеченных и бедных семей (80% в общем количестве семей). Доступность высококачественного образования все большей мерой определяется социальным статусом семьи [12]. Министр образования России В.М. Филиппов к числу проблем существующей системы образования России относит “снижение реального уровня доступа к высшему образованию во многих регионах России, усиление отрицательной тенденции переноса центра тяжести в финансировании высшего образования на внебюджетные, в том числе и личные средства, что противоречит демократическим принципам доступности образования” [13]. Такое положение нельзя признать отвечающим принципу справедливости.

Общество, сориентированное в своем развитии на либерально-рыночные модели, неминуемо сталкивается с их положительными и отрицательными последствиями. Социальная селекция в таком обществе осуществляется с помощью тонкого, замаскированного, тем не менее четко работающего механизма. Он включает в себя разнообразные каналы обучения, формальную и неформальную иерархию типов школ, явные и латентные ценностные ориентации разных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости, “судей-педагогов”, принимающих навязанные правила игры. Без понимания этих скрытых от прямого наблюдения механизмов невозможно оценить плюсы и минусы разных моделей образования в контексте нынешних социальных сдвигов. Тем не менее ясно, что селекция подобного рода ничего общего не имеет с отбором действительно наиболее способных и мотивированных на учебу.

Следует указать на еще один распространенный механизм подрыва принципов справедливости, доступа и селекции, как ни досадно об этом говорить относительно украинской высшей школы. Речь идет о так называемых ненормативных отношениях. В более легком их варианте они существуют как улаживание вопросов вне легальных норм и правил через неофициальные договоренности, на основе взаимных услуг или выраженную в разных формах признательность. Это просьбы коллег-преподавателей, сотрудников вуза, друзей, знакомых и т.п. поставить кому-то ту или иную оценку, зачесть предмет. Укорененность таких взаимоотношений практически повсеместна и представляет корпоративно легитимизированную форму отношений. Не следование им воспринимается общественным мнением как отклонение от общепринятого, что обычно оценивается неодобрительно. Такое искаженное восприятие ненормального и недопустимого в ценностях мировой высшей школы как целиком допустимого и обычного говорит о значительных “особенностях” профессиональной этики в постсоветской школе.

К сожалению, существует в рамках этих ненормативных отношений еще более опасный их вариант, который преступает границу мелких нарушений и находится в зоне уголовной ответственности. Это разные виды взяточничества, подношения-подкупа, коррупции. Последние исследования среди преподавателей и студентов вузов в разных регионах Украины социологически подтвердили довольно высокое распространение данного феномена [14]. Сферой наиболее широкого их присутствия была установлена та, которая наиболее показательна относительно реализации принципов справедливости и равенства в механизмах доступа к высшему образованию, - поступление в высшие учебные заведения. Тем не менее, понимая опасность для развития высшей школы данных явлений, и руководство и преподавательская масса вузов, как обнаруживается, «не генерирует атмосферы активного неприятия и морального осуждения этих явлений. Можно даже говорить о нравственно-психологическом привыкании к ним, что их легитимизирует де-факто.Снизу, из преподавательских масс, активности относительно противостояния данным аморальным и неправовым действиям едва ли можно надеяться” [15]. Для «ремонта» пораженных зон механизмов доступа и селекции в отечественной высшей школе необходима системная, последовательная, рассчитанная на продолжительный период, работа по ликвидации объективных условий возникновения рассмотренных отклонений и нейтрализации субъективных причин на уровне группового сознания и норм профессиональной этики.

Обобщим рассмотренное.

Философские подходы к идее справедливости сегодня находятся в сложном диалоге. Продолжаются попытки определить универсальные, общепринятые составные общественной справедливости. Достаточно плодотворной представляется идея «сложной справедливости» с разной мерой равенства-неравенства в разных сферах общества, к разным группам людей. Это допускает в качестве справедливых определенные льготы для тех, кто лишен в силу объективных обстоятельств возможности на равных состязаться с другими. Льготы таким группам, уравнивающие их шансы, нужны и справедливы и в плане доступа к высшему образованию.

Утверждение принципа справедливости в системе высшего образования идет непросто, противоречиво. Явные прорывы в расширении доступа соседствуют с остающимися, а то и возникающими новыми преградами и формами дискриминации.

Стратегии развития высшего образования, применяемые в разных странах, достаточно разнообразные, нередко конкурирующие. Международное образовательное сообщество вместе с другими заинтересованными сторонами (правительствами, бизнесом) ищет оптимальные варианты образовательной политики, отвечающие совокупности критериев, среди которых одним из крайне важных принимается доступность и справедливый отбор.

Коллизии и противоречия создания более справедливой системы высшего образования, присущие в мировом высшем образовании, полной мерой отражены в украинской высшей школе. Кроме того ей характерны существенные нарушения принципа справедливости, вызванные специфическим негативным влиянием переходного кризисного общества, процессами массовой коммерциализации, подрыва профессиональных этических норм. Способствовать воплощению справедливости и равенства доступа в высшей школе может следующее: изменение правил приема в вуз в сторону их большей объективности и вывода процесса приема из прямого контроля со стороны администрации вуза (опыт введения единого экзамена в России и эксперимент 2003 г. в 4-х украинских вузах свидетельствуют о движении в этом направлении); повышение роли общественности и профессиональных кругов, корпоративных структур в публичной оценке вузов; расширение открытости и ответственности вузов перед обществом, которое будет затруднять замалчивание проявлений взяточничества и будет оказывать содействие более решительному отстаиванию чистоты академических ценностей; усовершенствование процедур обеспечение качества проверки знаний студентов в направлении их большей объективности и прозрачности критериев оценки; улучшение условий работы и оплаты работников высшей школы, что повысит статус профессии и авторитет высшей школы; значительное расширение размеров кредитования обучения в высшем учебном заведении, которое ограничит абитуриентов от произвола и необходимости обращаться за неофициальной “помощью”; активное привлечение органов студенческого самоуправления, молодежных организаций к отстаиванию интересов студенчества.

 

Литература

1. Киш Я. Вступление. - В кн.: Современная политическая философия. Антология./ Устроитель Я.Киш. - К.: Основы, 1998.

2. Rawls J. A Theory of Justice: Oxford University Press, 1971.

3. Маркс К., Енгельс Ф. Избр. соч. в 9 томах. – Т.3. – С.68, 353; Т.4.- С.436.

4. Ситник П.К. Анализ исходных принципов социально-политического учения марксизма: уроки истории. – К.: НІСД, 1997.

5. Маркс К., Енгельс Ф. Избр. соч. в 9 томах. – Т.6.

6. Всемирная декларация о высшем образовании в XXI столетии: видение и действия. -Париж. - ЮНЕСКО. - 1998.

7. Курьер ЮНЕСКО.- Январь, 2001.

8. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. - Г.: Владос, 1998.

9. Вища освіта України. Інформаційно-аналітичні матеріали до засідання колегії Міністерства освіти і науки. – К., 2003.

10. Кіпень В. П., Кіпень Н.В. Прозорість місцевої влади в контексті подолання бідності та розвитку підприємництва. – Донецьк: “Астро”, 2003. – С. 15.

11. www.ues.org.ua / Рівний доступ до якісної освіти.

12. Социология в России. – М., 1998.- С.275.

13. Филиппов В. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании // Инновации в образовании. – 2001. - № 2. – С.10.

14. Прозорість і корупція в системі вищої освіти України: Зб. матер. всеукр. конф. (21-22 лист.2002 р., Львів). – К.: Таксон, 2003.

15. Кіпень В.П., Коржов Г.О. Викладачі вузів: соціологічний портрет. – Донецьк: “Астро”, 2001.- С. 163-164.

Резюме

Осуществлен анализ теоретических поисков и практических моделей образовательной политики по оптимальному воплощению принципа справедливости в системе высшего образования. Использован компаративный анализ философских подходов к трактовке принципа справедливости в либерализме, марксизме, коммунитаризме, постмодернизме. Рассмотрены современное состояние и международная политика относительно справедливости и равенства в системе высшего образования. Вычленены проблемы обеспечения справедливости доступа и селекции в украинской высшей школе. Предложены некоторые пути их решения.

 

 

The analysis of theoretical searches and practical models of educational politics on an optimum embodiment of a principle of justice in system of a higher education is carried out. Is used the comparative analysis of the philosophical approaches to treatment of a principle of validity in liberalism, marxism, communitarism, postmodernism. Are considered a modern condition both world policy concerning validity and equality in system of a higher education. The problems of maintenance of justice of access and selection in the Ukrainian higher school are isolated. Some ways of their decision are offered.

 

 

Об авторе

Кипень Владимир Порфирьевич (1954),

Доцент, кандидат философских наук,

руководитель Лаборатории социальных исследований и политического анализа

кафедры политологии в Донецком национальном университете.

Автор более 60 публикаций по проблемам философии и социологии образования и высшей школы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.