Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В этой главе ВЫ. • рассмотрите основные характеристики общественных благ и обших ресурсов___






• Рассмотрите основные характеристики общественных благ
и обших ресурсов _______________

• Проанализируете, почему частным рынкам не удается

предоставить общественные блага

Рассмотрите некоторые важные обще ственные блага

• Увидите, почему анализ «затраты-выгоды» общественных благ
сколь необходим, столь и сложен

• Разберете, почему обычно обшие ресурсы используются слишком
интенсивно

• Детально рассмотрите несколько видов общих экономических
ресурсов



В старой американской песне поется, что «лучшие вещи в мире бесплатны». Когда
мы слышим ее мелодию, мы представляем длинный список благ, о которых поет
певец. Некоторые из них дает нам природа: реки, горы, пляжи, озера и океаны.
Другие предоставляет правительство: игровые площадки, парки и места для прогулок.
В каждом случае потребители не платят ни цента за пользование природными или
общественными благами.

Экономический анализ бесплатных продуктов и услуг особенно труден.
В нашей экономике большинство продуктов распределяется на рынках,
когда покупатели платят за то, что они получают, а продавцы принимают
деньги за то, что они предоставляют. В этих случаях цены на продукты служат
сигналами, ориентируясь на которые принимают решения и покупатели и про-
давцы. Если продукты предлагаются бесплатно, рыночные силы, обычно рас-
пределяющие ресурсы в экономике, прекращают действие.

В этой главе мы рассмотрим проблемы, возникающие из-за появления продуктов,
не имеющих рыночных цен. Наш анализ позволит раскрыть один из Десяти прин-
ципов экономической теории:
иногда правительство имеет возможность улучшить
результаты деятельности рынка (гл. 1). Когда на товаре отсутствует привычный
«ценник», частные рынки не гарантируют, что он производится и потребляется?
оптимальном количестве. В таких случаях правительственная политика позволяе
изменить последствия несовершенства рынка и увеличить экономическое благое
стояние.


'лава 11. Общественные блага и общие ресурсы



Блага различных видов


Насколько хорошо рынкам удается обеспечивать людей необходимыми им блага-
ми? Ответ на вопрос зависит от того, какое благо мы рассматриваем. Мы вполне
полагаемся на рынок в отношении предоставления эффективного количества
стаканчиков мороженого: цена стаканчика изменяется, чтобы привести в равнове-
сие спрос и предложение, которое максимизирует общий излишек потребителей и
производителей (гл. 7). Но мы не рассчитываем на то, что рынок помешает
производителям алюминия загрязнять воздух, которым мы дышим: обычно поку-
патели и продавцы не учитывают внешние эффекты, связанные с их решениями
(гл. 10). Рынок вполне эффективен, когда предлагаемый товар — мороженое, и
начинает давать сбои, когда благо — чистый воздух.

Рассматривая различные товары, полезно объединить их по двум признакам:

Исключительность блага. Возможно ли помешать индивидам использовать

благо?

• Благо как объект соперничества. Приводит ли использование блага одним
человеком к тому, что возможность его потребления другим индивидом умень-
шается?

Используя эти две характеристики, мы разделяем блага на четыре категории
(рис. 11.1):

1. Исключительные частные блага, являющиеся объектом соперничества. Рас-
смотрим, например, стаканчик мороженого. Он исключителен, потому что если
вы хотите помешать кому-либо хотя бы попробовать мороженое, — просто не
давайте никому свой стаканчик. Стаканчик мороженого является объектом
соперничества, потому что если один человек наслаждается холодным десер-
том, другой индивид уже не претендует на тот же стаканчик. Большинство
циркулирующих в экономике благ — частные блага, такие как стаканчик моро-
женого. Когда мы анализировали спрос и предложение в гл. 4, 5 и 6 и эффек-
тивность рынков в гл. 7, 8 и 9, мы предполагали, что товары являются как
исключительными благами, так и объектами соперничества.

2. Общественные блага не исключительны и не являются объектом соперниче-
ства. Нельзя помешать людям использовать общественные блага, а их потреб-
ление одним человеком не уменьшает возможность их применения другим.
Если государство обеспечивает защиту от иностранной агрессии, никто не мо-
жет помешать любому гражданину страны воспользоваться преимуществами
национальной безопасности. Более того, если индивид пользуется благами сис-
темы национальной обороны, он не мешает использовать ее кому-то еще.

3. Общие ресурсы — объект соперничества, но не исключительный. Например,
рыба в океане: когда некто вытаскивает попавшуюся ему на крючок макрель,
число рыб, которые может поймать его сосед, уменьшается. Но рыба не являет-
ся исключительным благом, поскольку взимание платы за выловленную рыбу
почти невозможно.

4. Когда благо исключительно, но не является объектом соперничества, говорят о
естественной монополии на благо. Рассмотрим к примеру организацию по-
жарной охраны в небольшом городке. Лишить людей возможности пользовать-
ся благом легко: пожарные просто позволят сгореть первому загоревшемуся
дому. Но пожарная охрана не является объектом соперничества. Основную


Исключительность

качество блага, состоя-
щее в том, что индиви-
ду можно помешать
использовать его.

Объект
соперничества

качество блага,
состоящее в том, что
при использовании
его одним челове-
ком возможность
потребления его
другим индивидом
уменьшается.

Частные блага

исключительные блага,
являющиеся объектом
соперничества.

Общественные
блага

не являются ни
исключительными,
ни объектом
соперничества.

Общие ресурсы

блага, которые
являются объектом
соперничества, но
не исключительны.



Часть 4. Экономическая теория общественного сектора


 


Рис. 11.1

ТИПЫ БЛАГ
Блага можно
сгруппировать в
четыре категории
в соответствии с
ответами на два
вопроса: (1) является
ли товар исключитель-
ным? Можно ли
помешать людям
воспользоваться им?
(2) Является ли товар
объектом соперниче-
ства? Уменьшает ли
использование блага
одним человеком
возможность его
потребления другим?
В таблице приводятся
примеры благ каждой
из четырех категорий.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.