Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загрязнением воздуха






Джеффри Тейлор

Торренс, Калифорния. В этом сооб-
ществе бунгало и пальм, где жестко
регулируются любые виды загрязнения
окружающей среды (даже работа га-
зонокосилок и бензоколонок), корпо-
рация Mobil Oil получила право на
дополнительный ежедневный выброс
450 кг вредных газов.

Почему защитники окружающей
среды активно штурмуют ворота нефте-
перерабатывающего завода? Ведь Mobil
участвует в начале новой эры защиты ок-
ружающей среды. Нефтеперерабатываю-
щий завод примерно за $ 3 млн приоб-
рел разрешение на загрязнение у властей
ближайшего городка Сауз Гейт, которым
оно досталось от компании General Mo-
tors,
закрывшей в 1985 г. местный завод
и продавшей его имущество муниципа-
литету. Нефтеперерабатывающий завод
из Торренса будет производить намного


меньше дополнительных выбросов, чем
завод General Motors.

Mobil купила права на загрязнение
на зарождающемся рынке прав на за-
грязнение. Реализация программы нача-
лась в 1970-х гг., но ее правила настоль-
ко громоздки, что «торговля» правами
на загрязнение, как в случае с Mobil,
скорее исключение. Однако грядут пе-
ремены. Все больше чиновников пола-
гают, что обычное командно-контроли-
руемое регулирование, устанавливающее
пределы загрязнения для каждого пред-
приятия, не в состоянии остановить раз-
рушение окружающей среды. Побужда-
емые экономистами, власти хотели бы
«представить» атмосферу Земли на фи-
нансовых рынках и использовать их
силу для избавления нас от кислотных
дождей и глобального потепления...

Некоторые защитники окружающей
среды считают аморальной покупку и
продажу прав на загрязнение. Другие
сомневаются, что чиновники располага-
ют необходимыми инструментами пре-
творения экономических программ регу-
лирования в жизнь, так как они требуют
чрезвычайно точного контроля за уров-
нем выбросов. Некоторые фирмы скеп-
тически относятся к тому, что чиновни-
ки, привыкшие к командам и контролю,
предоставляют рынку свободу.

В Вашингтоне, Калифорнии и дру-
гих местах сторонники рынка выигра-
ли спор с оппозицией, указывая, что
традиционное регулирование лишает
компании стимулов к уменьшению
выбросов ниже разрешенного уровня.
Они считают, что рынки создадут


конкуренцию среди компании, кото-
рые будут искать дешевые новые тех-
нологии уменьшения загрязнения.

Идея превращения отходов производ-
ства в товар не нова. В начале XX в.
британский профессор А. Пигу утверж-
дал, что рыночная цена чистого воздуха
и воды должна включаться в издержки
фирмы точно так же, как стоимость тру-
да и материалов. Однако только в 1975 г.
американское Агентство по защите ок-
ружающей среды создало рынок прав на
загрязнение, позволив региональным чи-
новникам, занимающимся регулировани-
ем качества воздуха, продавать их нуж-
дающимся компаниям...

В Лос-Анджелесе жесткие ограни-
чения на выбросы заставили компании
направить миллиарды долларов на
уменьшение загрязнения, и сегодня ка-
чество воздуха несомненно лучше, чем
15 лет назад. Однако в прошлом году
загрязнение воздуха достигало опасных
уровней 184 дня, а ведь по закону штата
до 2010 г. регион должен ежегодно со-
кращать выброс вредных отходов на
5 %. Сегодня в Южной Калифорнии за-
крывается все больше производств, час-
тично из-за высоких издержек контроля
за уровнем загрязнения. После годовых
слушаний калифорнийское Агентство по
контролю за состоянием воздуха одоб-
рило изменения, направленные на уси-
ление экономического регулирования
загрязнения окружающей среды и пла-
нирует создание рынка прав для трех
основных загрязняющих веществ.
Источник: «The Wall Street Journal»-,
April 14, 1992, p. Al.


возможность производить столько отходов, сколько им позволяют ресурсы для
уплаты налога), а расположение кривой спроса определяет размер загрязнения. На
графике (б) представлена ситуация, когда Агентство устанавливает размер загряз-
нения, выпуская разрешения. В этом случае кривая предложения прав на загрязне-
ние совершенно неэластична (потому что размер загрязнения ограничен количе-
ством разрешений), а расположение кривой спроса определяет цену загрязнения.
Следовательно, при любой кривой спроса АЗОС может достичь любой точки на
кривой спроса либо устанавливая цены с помощью налога Пигу, либо с помощью
разрешений на загрязнение.

Тем не менее в некоторых случаях продажа разрешений на загрязнение оказы-
вается эффективнее налога Пигу. Предположим, что АЗОС определяет допусти-
мый объем загрязнения реки не больше 600 т отходов. Но так как Агентству
неизвестна кривая спроса на загрязнение, оно не знает, какой размер налога ему
следует установить. В этом случае АЗОС просто проводит аукцион по продаже
разрешений на сброс 600 т отходов. Цена, установившаяся в результате аукциона,
покажет соответствующий размер налога Пигу.



Часть 4. Экономическая теория общественного сектора







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.