Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрешения на загрязнение






Давайте предположим, что, несмотря на совет экономистов, АЗОС устанавливает
нормы прямого регулирования и требует, чтобы каждый завод сократил загрязне-
ние до 300 т отходов в год. Вскоре после установления норм регулирования
руководство обеих фирм обращается в Агентство с предложением. Металлурги-
ческий завод хотел бы увеличить свою годовую квоту отходов на 100 т, а бумаж-
ная фабрика согласна уменьшить выбросы на ту же величину, если металлурги
заплатят ей $ 5 млн. Должно ли АЗОС разрешить предприятиям заключение сделки?

С точки зрения экономической эффективности Агентству целесообразно дать
разрешение на проведение сделки, так как владельцы заводов идут на нее добро-
вольно. Более того, сделка не влияет на внешние эффекты, так как общее количе-
ство выбросов не изменяется. Таким образом, разрешение бумажной фабрике
продать свои права на загрязнение металлургическому заводу ведет к увеличению
социального благосостояния.

Та же логика действует при любой добровольной передаче права на загрязне-
ние от одной фирмы к другой. Если АЗОС разрешит фирмам заключать подоб-
ные сделки, оно, в сущности, создаст новый ограниченный ресурс: разрешение



Часть 4. Экономическая теория общественного сектора


 


Рис. 10.5

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ
НАЛОГОВ ПИГУ
И РАЗРЕШЕНИЙ
НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ
На графике (а)
представлена
ситуация, когда АЗОС
устанавливает цену
за загрязнения
с помощью налога
Пигу, а кривая спроса
определяет размер
загрязнения.
На графике (б)
Агентство устанавли-
вает пределы
размера загрязнения
с помощью ограни-
чения количества
разрешений на
загрязнение, а кривая
спроса определяет
цену загрязнения.
Цена и размер
загрязнения в обоих
случаях аналогичны.


на загрязнение. В итоге образуется рынок разрешений, а рынком управляют силы
спроса и предложения. Невидимая рука гарантирует, что новый рынок будет эф-
фективно распределять права на загрязнение. Фирмы, которые несут высокие
издержки при уменьшении загрязнения, предпочтут направить большую часть
средств на покупку разрешений. Фирмы, для которых сокращение отходов про-
изводства не связано с большими затратами, предпочтут продавать свои разрешения.

Одно из преимуществ рынка разрешений на загрязнение заключается в том.
что первоначальное их распределение производится без учета экономической эф-
фективности. Отсюда, в соответствии с теоремой Коуза, фирмы, которые имеют
возможность легко сократить уровень загрязнения, захотят продавать «лишние»
права, а фирмы, для которых снижение уровня отходов связано с высокими издер-
жками, будут стремиться покупать дополнительные разрешения. Пока существует
свободный рынок прав на загрязнение, его окончательное распределение значи-
тельно эффективнее первоначальной дележки прав.

Хотя уменьшение загрязнения с помощью разрешений может показаться совер-
шенно отличным от использования налогов Пигу, эти два подхода имеют много
общего. В обоих случаях фирмы платят за загрязнение. В случае с налогами Пип-
фирмы должны платить налог правительству. В случае с разрешениями на загряз-
нение фирмы должны заплатить за возможность загрязнения. (За загрязнение
должны заплатить даже те фирмы, которые уже имеют разрешения: издержки
упущенной возможности загрязнения — вот что они получают, продавая свое
разрешения на открытом рынке.) И налоги Пигу, и разрешения на загрязнение
интернализируют внешние эффекты загрязнения, так как производство отходов
обходится в этом случае компаниям слишком дорого.

Убедиться в сходстве рассматриваемых подходов позволяет анализ рынка прав
на загрязнения. На графиках (рис. 10.5) представлена кривая спроса на права на
загрязнение, которая показывает, что чем ниже цена загрязнения, тем больше объем
отходов производителей. На графике (а) представлена ситуация, когда АЗОС
устанавливает цену загрязнения с помощью налога Пигу. В этом случае кривая
предложения прав на загрязнение совершенно эластична (так как фирмы имеют


 


(а) Налог Пигу


(б) Разрешения на загрязнение


 



 


Глава 10. Внешние эффекты



 


Новости

РАЗРЕШЕНИЯ НА
ЗАГРЯЗНЕНИЕ В ДЕЙСТВИИ

Экономисты оказывают все большее вли-
яние на политиков, несущих ответствен-
ность за защиту окружающей среды.

ОБМЕН ДЫМОМ: НОВЫЕ,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.