Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрицательные внешние эффекты производства






Предположим, что алюминиевые заводы загрязняют окружающую среду: при каж-
дой произведенной единице алюминия в атмосферу попадает определенное коли-
чество вредных отходов. Поскольку ядовитые выбросы повышают вероятность
заболевания людей, которым приходится дышать загрязненным воздухом, мы име-
ем дело с отрицательным внешним эффектом. Влияет ли экстерналия на эффек-
тивность функционирования рынка?




Цена
алюминия


Qmarket


Количество
алюминия


Рис. 10.1

РЫНОК АЛЮМИНИЯ
Кривая спроса
отражает ценность
товара для покупате-
лей, а кривая предло-
жения — издержки
продавцов. Равновес-
ное количество
товара, Qmarket,
соответствует точке,
в которой значение
общей ценности для
покупателей за
вычетом общих
издержек продавцов
достигает максималь-
ного значения.
Следовательно, если
абстрагироваться от
внешней среды,
рыночное равновесие
эффективно.



Часть 4. Экономическая теория общественного cex~z


 


 
 

Равновесие

Спрос (частная ценность)

Рис. 10.2

ЗАГРЯЗНЕНИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЙ
ОПТИМУМ
В условиях отрица-
тельных экстерналий
социальные издержки
производства
алюминия превышают
частные издержки.
Оптимальное количе-
ство алюминия,
Qoptimum, следова-
тельно, меньше,
чем равновесное
количество, Omarket.


Цена
алюминия


Издержки
загрязнения


Социальные
издержки

Предложение

(частные

издержки)


 


Qoptimum Qmarket


Количество
алюминия


Наличие внешнего эффекта означает, что издержки производства алюмины
для общества превышают издержки производства алюминия для производите.: ri.
Социальные издержки каждой произведенной единицы алюминия включают в с?::»
частные издержки производителей алюминия плюс издержки людей, на которъп
неблагоприятно влияет загрязнение окружающей среды. На рис. 10.2 представле-
ны социальные издержки производства алюминия. Кривая социальных издер^-а
находится выше кривой предложения, так как она учитывает внешние издержзэ
перекладываемые производителями алюминия на общество. Разница между дву< -я;
кривыми отражает издержки загрязнения.

Какое количество алюминия должно быть произведено? Чтобы ответить на зт: -
вопрос, мы еще раз обратимся к возможным действиям великодушного планови: -.^
Плановик стремится максимизировать общий излишек -- ценность алюминия zr^
потребителей за вычетом издержек производства алюминия. Однако он понимае-
что издержки производства алюминия включают в себя издержки загрязнения

Плановик выберет уровень производства алюминия, при котором кривая спр:»::!
пересекает кривую социальных издержек. Пересечение определяет оптимальн -с



«Если ведущий произ-
водитель должен
больше всех загрязнять
окружающую среду,
делай так!»


Глава 10. Внешние эффекты



 


количество алюминия с точки зрения общества в целом. Плановик выбирает этот
уровень производства, так как ниже этого уровня ценность алюминия для потре-
бителей (определяемая высотой кривой спроса) превышает социальные издержки
его производства (определяемые высотой кривой социальных издержек). Если он
увеличит объем производства, социальные издержки дополнительного количества
алюминия превысят его ценность для потребителей.

Отметьте, что равновесное количество алюминия, Qmarket, больше, чем социаль-
но оптимальный уровень производства Qoptimum. Причина неэффективности
в том, что рыночное равновесие отражает только частные издержки производ-
ства. В условиях рынка предельный потребитель оценивает алюминий ниже, чем
величина социальных издержек его производства, то есть в точке Qmarket кривая
спроса лежит ниже кривой социальных издержек. Таким образом, уменьшение
производства и потребления алюминия до уровня ниже равновесного увеличивает
общее экономическое благосостояние.

Какими путями плановик-социолог достигает оптимума? Один из них заключа-
ется в налогообложении каждой проданной производителями тонны продукта.
Введение налога приведет к сдвигу кривой предложения алюминия вверх на вели-
чину налога. Если налог в точности отражает социальные издержки выбросов
в атмосферу, новая кривая предложения будет совпадать с кривой социальных
издержек. В условиях нового рыночного равновесия производители алюминия
будут производить социально оптимальное количество алюминия.

Введение такого налога называется интернализацией внешнего эффекта, так
как он побуждает покупателей и продавцов учитывать экстерналии их деятельно-
сти. Если производители алюминия принимают решение о размерах предложения
с учетом налога, они, в сущности, учитывают издержки загрязнения, поскольку
налог заставляет их нести издержки внешних эффектов. Далее в этой главе мы
рассмотрим другие способы, с помощью которых политики могут повлиять
на внешние эффекты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.