Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Более высокая цена и излишек производителей






Вы, вероятно, не удивитесь, услышав, что продавцы всегда хотят получить
за предлагаемые товары цену повыше. Но в какой степени с ростом цены увеличи-
вается экономическое благосостояние продавцов? Концепция излишка производи-
телей предлагает точный ответ на вопрос.


Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков



 


(а) Излишек производителей при цене P,

Цена

Pi

О Q1

(б) Излишек производителей при цене P2

Цена

P2

Pi


Количество


Рис. 7.6

ВЛИЯНИЕ ЦЕНЫ
НА ИЗЛИШЕК
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
На графике (а) цена
составляет P1, объем
спроса — Q1, а изли-
шек производителей
равен площади
треугольника ABC.
Когда цена возраста-
ет с P1 до P2
(график (б)), объем
предложения
увеличивается
с O1 до O2, а излишек
производителей
равен площади
треугольника ADF.
Увеличение излишка
производителей
(площадь трапеции
BCFD) связано
с тем, что увеличился
излишек существую-
щих производителей
(на площадь прямо-
угольника BCED),
и частично потому,
что при более
высокой цене
на рынок выходят
новые производите-
ли (площадь
треугольника CEF).


 


О Q^ Q2


Количество


На рис 7.6 показана обычная восходящая кривая предложения. Хотя она отли-
чается по форме от ступенчатых кривых предложения на предыдущем рисунке, мы
определяем излишек производителей тем же способом: излишек производителей
равен площади фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложения. На
графике (а) цена составляет P1, а излишек производителей равен площади треу-
гольникаЛ5С.

График (б) показывает, что происходит, когда цена возрастает с P1 до P2:
излишек производителей теперь равен площади треугольника ADF. Увеличение
излишка производителей состоит из двух частей. Во-первых, производители, кото-
рые уже продают определенное количество товара Q1 по более низкой цене P1,
получают за него большую сумму, их благосостояние увеличивается. Это увеличе-
ние излишка производителей для существующих продавцов равно площади прямо-
угольника BCED. Во-вторых, на рынок выходят новые поставщики, желающие
производить товар по более высокой цене, в результате чего объем предложения
возрастает с Q1 до Q2. Излишек производителей новых продавцов равен площади
треугольника CEF.



Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние


 


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Начертите кривую
предложения индейки.
Покажите на вашем
графике цену индейки
и излишек производи-
телей. Объясните,
что измеряет этот
излишек производите-
лей.


Мы использовали концепцию излишка производителей для определения благо-
состояния продавцов во многом так же, как мы применили концепцию потреби-
тельского излишка для определения благосостояния покупателей. Поскольку эти
два показателя экономического благосостояния так похожи, естественно использо-
вать их вместе. Именно этим мы и займемся ниже.


Рыночная эффективность

Излишек потребителей и производителей — основной инструмент изучения благо-
состояния покупателей и продавцов на рынке, который помогает нам ответить на
вопрос: отвечает ли желаниям общества распределение ресурсов свободными кон-
курентными рынками?

Великодушный плановик

Чтобы оценить результаты деятельности рынка, мы используем в нашем анализе
нового гипотетического героя, которого назовем великодушным плановиком. Ве-
ликодушный плановик — это всезнающий, всемогущий диктатор с благими наме-
рениями. Его основное желание — максимизация экономического благосостояния
каждого члена общества. Как вы думаете, что должен делать плановик? Должен
ли он «отпустить» продавцов и покупателей на волю рыночных волн, позволив им
естественным образом двигаться к состоянию рыночного равновесия? Или он
имеет возможность увеличить экономическое благосостояние, воздействовав неко-
торым образом на результаты деятельности рынка?

Чтобы ответить на этот вопрос, плановик должен решить, как он будет рассчи-
тывать уровень экономического благосостояния общества. Один из возможных
показателей — сумма излишков потребителей и производителей, которая называет-
ся общим излишком. Потребительский излишек — это выгода, которую извлекают
покупатели из деятельности рынка, а излишек производителей — выгода, получае-
мая производителями. Следовательно, использование общего излишка в качестве
показателя экономического благосостояния общества представляется делом есте-
ственным.

Вспомним теперь, как мы определяем излишек потребителей и производителей:

Потребительский излишек =
= Ценность товара для покупателей — Денежная сумма, уплаченная потребителями.

Аналогично мы определяем излишек производителей.

Излишек производителей =
= Денежная сумма, полученная продавцами — Издержки поставщиков.

Когда мы складываем излишки потребителей и производителей, мы получаем

Общий излишек =

Ценность товара для покупателей — Сумма, уплаченная потребителями +

+ Сумма, полученная продавцами — Издержки поставщиков.


Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков



 


Сумма, уплаченная покупателями, равна сумме, полученной продавцами, поэтому
их можно сократить. В результате мы можем выразить общий излишек как

Общий излишек = Ценность товара для покупателей — Издержки продавцов.

Общий излишек на рынке — это общая ценность товара для покупателей, опре-
деленная как их готовность заплатить, за вычетом издержек поставщиков, предо-
ставляющих эти товары.

Если распределение ресурсов максимизирует общий излишек, мы говорим, что
распределение аффективно. Распределение неэффективно в случаях, когда неко-
торая выгода, которую приносит торговля, теряется. Например, распределение не-
эффективно, если товар производят поставщики, не способные добиться минималь-
ных издержек. В случае сдвига производства от производителей с высокими
издержками производства к тарифам с низкими издержками производства общие
издержки поставщиков сократятся, а общий излишек увеличится. Точно так же
распределение неэффективно, если товар приобретают покупатели, которые оцени-
вают его не выше, чем остальные потребители. В этом случае движение предложе-
ния товара от покупателей с низким уровнем оценки товара к потребителям с
высоким уровнем оценки увеличивает общий излишек.

Кроме эффективности плановик должен позаботиться о равенстве — справедли-
вости распределения благ между различными покупателями и продавцами. В сущно-
сти, выгода рыночной торговли — как пирог, который необходимо разделить между
субъектами рынка. Вопрос эффективности заключается в размерах пирога, вопрос
равенства — в справедливости распределения его кусков. Оценка равенства результатов
деятельности рынка более сложна, чем оценка эффективности. В то время как эффектив-
ность — объективная цель, о которой мы можем судить, исходя из строго позитивных
утверждений, степень равенства оценивается на основе нормативных суждений, выходящих
за пределы экономике и являющихся компетенцией политологии.


Эффективность

качество распределе-
ния ресурсов,
направленного на
максимизацию
общего излишка,
получаемого всеми
членами общества.

Равенство

справедливость
распределения благ
между членами
общества.


Адам Смит


Узелок на память

НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА

Поначалу многим кажется, что эффективность рынка —
довольно сомнительная идея. В конце концов, в общем
экономическом благосостоянии вроде бы никто конкретно
не заинтересован. На свободных рынках много покупате-
лей и продавцов, пекущихся прежде всего о собственном
благополучии. Но, несмотря на децентрализованиое при-
нятие решений и личную заинтересованность людей, их при-
нимающих, в результате мы наблюдаем отнюдь ие хаос,
а эффективный рынок.

Природу свободных рынков прекрасно осознал великий
экономист Адам Смит. Вот что он написал в 1776 г. в клас-
сической книге «Исследование о природе и причинах богат-
ства народов»:

Человек всегда попадает в ситуации, когда его со-
братьям необходима помощь, но напрасно ждать,
что он окажет ее только из щедрости. Он поможет
нуждающимся скорее, если получит возможность ис-
пользовать их самовлюбленность в собственных ин-
тересах, и покажет им, что в их же интересах сде-


лать то, что он требует... Мы ждем наш обед не
потому, что надеемся на щедрость мясника, пивова-
ра или булочника, а потому, что они действуют в
собственных интересах...

Ни один индивид... не действует в общественных ин-
тересах, не знает, насколько он соблюдает об-
щественные интересы... он только преследует свои
собственные цели. И в этом и во многих других слу-
чаях им движет невидимая рука, которая приводит
в итоге к тому, что не входило в его намерения. Не
всегда то, что не является частью общества, явля-
ется для него худшим. Преследуя собственные ин-
тересы, человек часто более эффективно преследу-
ет интересы общества, чем когда он на самом деле
собирается действовать во благо всех людей.

А. Смит говорит о том, что участники экономического
процесса мотивированы собственными интересами и что «не-
видимая рука» рынка направляет их собственные интересы
во благо общего экономического процветания.

Воззрения А. Смита не потеряли своей актуальности.
Наш анализ позволяет выразить взгляд А. Смита более точ-
но, ведь его цель заключается в том, чтобы показать, как рав-
новесие спроса и предложения ведет к максимизации сово-
купных излишков потребителей и производителей.



Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние


В этой главе мы рассмотрим эффективность как цель плановика. Тем не менее
помните, что реальные политики часто озабочены равенством. То есть они заботят-
ся как о размере экономического пирога, так и о том, на какие порции он делится и
как они распределяются между членами общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.