Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чистая монополия и эффективность.






При равных издержках монополия будет менее эффективной, чем совершенно конкурентная фирма, потому что монополия производит меньший объём продукции и назначает более высокую цену. Неэффективность монополии можно компенсировать или уменьшить за счёт эффекта масштаба и технического прогресса, но она усилится за счёт Х-неэффективности издержек (фактические издержки фирмы больше минимально возможных) «погони за рентой». Социально оптимальная цена (P=MC) позволяет достичь эффективности распределения, но может привести к убыткам; цена, обеспечивающая справедливую прибыль (P=ATC), даёт нормальные доходы, но не приводит к эффективному размещению ресурсов. Разница между эффективным объёмом выпуска и монопольным сост. безвозвратные потери и означает недораспределение ресурсов с точки зрения общества. Монополия усиливает неравенство в богатстве и доходах. Однако, если речь идёт о крупной корпорации, то большая часть её акционерного капитала обычно принадлежит страховым компаниям и пенсионным фондам. В этом случае часть прибыли монополии пойдёт на соц. нужды. Ср-ва гос. монополий пополняют правительственный бюджет.

19. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Ценовая дискриминация происходит в том случае, когда продавец назначает различные цены, которые не основываются на разнице в издержках. Условия, необходимые для ценовой дискриминации, таковы: 1) Монопольная власть; 2) Классификация покупателей на основе различных эластичностей спроса (более высокая цена покупателям с неэластичным спросом, низкая цена – с эластичным спросом). Тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток. 3) Неспособность покупателей перепродать продукт (сфера услуг – медицинские услуги)

Совершенная дискриминация (первая степень) – на каждую единицу блага устанавливается цена = цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Возможна при незначительном кол-ве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей. 2 степень – цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объёма покупок. Блага группируются в определ. партии, на каждую из кот. устанавл. различные цены (ценовой дисконт, или скидки, - сезонный билет на ж\д дороге). 3 степень – разделение самих покупателей на группы и рынки, где устанавливаются свои цены продажи (разделение потреб. по доходам, возрасту и тд.).

В сравнении с ситуацией, когда монополист назначает единую цену, совершенная ценовая дискриминация позволяет увеличить объём продукции и прибыль монополиста. Но также имеет место неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.