Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.






 

Б) Далее, Дух Христов должен выражаться в искренней – взаимной любви христиан (9-21).

а) 9. Любовь должна составлять душу всех христиан, служа отличительною чертою истинного христианства (Иоан. 13, 35).Сознание, что так должно быть, лежит глубоко в сердце христианина, а на деле любовные отношения ограничиваются нередко только словами и притом не исходящими из сердца. Поэтому Апостол и прибавляет, что любовь должна быть непритворна – не притворная, но искренняя и сердечная. Из области любви Апостол исключает все злое (не людей): дела, слова и помышления. Она заповедует не только сторониться зла, но и ненавидеть его, с ужасом отвращаться от него, а прилепляться – не делать только, а иметь приверженность, своего рода, пристрастие к доброму. Такою любовью должны быть проникнуты взаимные отношения христиан.

10. В отношениях взаимных любовь должна отличаться горячностью и нежностью, как это бывает между братьями: «не дожидайся, чтобы другой обнаружил к тебе любовь, но беги к нему первый» (Злат.).

В отношении к другим надо себя настроить так, чтобы ставить их выше себя, как более достойных и совершенных. «Ничто не приобретает нам столько друзей, как старание превзойти ближнего почтительностью. От сего возрастает не только любовь, но и почтение: как любовь от почтения, так и почтение от любви» (Злат.).

11. Усердие о служении Богу, заботах о других и о самих себе должно быть самое горячее, как бывает, когда предаются делу всей душой – и мыслями, и расположениями, и волею. В виду этого Апостол и учит пламенеть духом, зажигая его мыслями о Божественном, святом, небесном, вечном, а главное – жить духовной жизнью и служить Господу – Ему Одному служить и Его только волю исполнять. Какие плоды горящего духа?

12. Горящий дух настраивает радостью сердце в надежде будущих благ и дает ему вкусить их, чем и радует его. В скорбях, неизбежных в христианской жизни (1 Петр. IV, 12), он подает терпение, побуждает к молитве, так ему сродной, и даже возбуждает самою молитву: «самый дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». (Рим. VIII, 26). Однако, в каких же делах проявляется горящий дух?

13. Горящий дух проявляется в стремлении удовлетворить кровом, пищей, одеждой и всем вообще необходимым своих собратьев в вере – христиан вообще. В словах: принимайте участие, видно указание на взаимность: поможешь нуждающемуся, и он поможет тебе молитвою. «Что делаешь для брата, то Владыко твой относит к Себе и как бы Сам получает от тебя благодеяние и вознаграждает тебя за то» (Злат.). Горящий дух проявляется в страннолюбии – в успокоении странников не тогда только, когда просят об этом, но, когда сам ищешь их, разыскиваешь и, так сказать, ревнуешь об этом (ср. Быт. 18, 3).

Горящий дух побуждает оказывать любовь и к врагам, гонителям христиан.

14. Для горящего духа нет ничего ценного на земле, все его сокровище на небе. Поэтому, что способствует увеличению и сохранению небесных благ, то для него – благо, а что препятствует, то – зло. Вследствие этого блага мира для такого духа – зло и наоборот, зло мира для него – благо. Так и в гонениях, он видит и чувствует не зло, а благо (ср. Мф. 11-12), поэтому и гонящих уже не клянет, а благословляет, как своих благодетелей. Горящий дух проявляется далее в сочувствии горю и радости других.

15. Он побуждает, в случае невозможности отстранить беду от ближнего, погоревать, поплакать вместе с ним и тем облегчить его горе. К этому влечет каждого из нас наша природа: нет такого каменного сердца, которое не разделяло бы скорби несчастного (Злат.). Но гораздо труднее для естественного человека, при благополучии ближнего, не позавидовать ему, а порадоваться его благополучию, разделив с ним его радость. Этому помогает благодать, воспламеняющая дух, подавленный эгоизмом, и возбуждающая в сердце чистую любовь к благополучию ближнего.

Следуя далее развитию своей мысли, Апостол предостерегает от того, что может препятствовать развитию сочувствия.

б) 16. Развитию его может препятствовать, во 1-х, разномыслие в главных жизненных вопросах, вследствие чего люди становятся друг другу чужими, так что между ними нечего искать радости с радующимися, плача с плачущими и единства в молитве. Во 2-х, сочувствию препятствует высокоумие излишне-высокое мнение о себе, которое есть яд, разъедающий общество. В 3-х, ему препятствует самонадеянность – мечта о себе, что можно все сделать собственным умом и силами, не нуждаясь в совете и помощи других. Самонадеянность прежде всего опасна для самого мечтателя: она может увлечь его на опасный путь, не заметный для него, и стать причиной беды. Наконец, сочувствию препятствуют ссоры, неприязни, месть.

17. Апостол советует не мстить за обиды, что свойственно живущим по духу мира: злом потушить зло нельзя, оно усиливается от мести: это – правило благоразумия. А главное – мстительность не согласна с полной преданностью воле Божией, от которой все зависит – и потушить зло и попустить его. Вместо отмщения и зла Апостол заповедует всем делать добро и быть добрыми, чтобы никого не ввести в соблазн своим поведением, и чтобы со всеми, по возможности, жить в мире.

в) 18. С точки зрения сынов века сего это совершенно невозможно. Личные интересы людей так не сходны, даже противоположны, что редко люди сходятся и мирятся, а чаще расходятся и враждуют. Небесное же никогда не служит поводом к зависти и раздору: оно независтно: бери каждый, сколько хочешь и можешь; напротив, земное таково, что коль скоро возьмет один, то другому становится мало или даже нечего взять. Для того же, чтобы быть в мире со всеми, требуется одно: жертвуй всегда своим в пользу другого и никогда мир твой не нарушится. Кажется, это убыточным, но на деле всегда бывает с прибылью: чрез это не только духовное будет расти, но и земное увеличится, и от сочувствия, благорасположения других и от милости Божией, которую привлечет к себе наше бескорыстие. Но если другие нарушают мир? Апостол говорит: если возможно с вашей стороны, с своей стороны употребляйте все возможное, чтобы не нарушать мира, храните в сердце мир и никому не подавайте повода к вражде. А если истина порицается и превозносится ложь? Заповедь повелевает заступиться за неправо обиженного и отстаивать истину. Вот и разлад! Но и в этом случае, отстаивая истину, можно сохранить в сердце мир, если осуждать не лица, а дурные поступки, так что вражда пойдет не с лицом, а с неправдой, к человеку же будет в духе мира сожаление и деликатное отношение к его недостатку.

Чтобы предотвратить всякие причины ссор и мщения Апостол советует христианам избегать даже судебных – гражданских тяжб (ср. 1 Кор. 6, 7; Мф. 5, 40).

19. Не ищите, учит Апостол, восстановления своих прав даже судебным порядком. Хотя это по граждански и не дурное дело, но все же при нем питается и удовлетворяется чувство мести. Лучше предоставить Богу восстановить правду – дадите место гневу Его, т. е. Его праведному воздаянию: Он лучше знает, как восстановить нарушенную правду и как, и когда наказать виновного. Может быть даже и то, что обида попущена Богом для твоего вразумления. Для большего убеждения в своей мысли Апостол приводит свидетельство писания, не буквально, а по духу: сам Господь сказал: Мне отмщение, Я Сам на Себя беру дело отмщения, Я Сам и воздам, когда и как найду нужным и полезным это сделать. Христианам же Апостол предлагает иной способ отмщения.

20. Единственно благословенный способ отмщения это – благотворение тем, которые сделали и делают нам что-либо неприятное и худое, как сказал Спаситель: добро творите ненавидящим вас (Мф. 5, 44). Отмщение это благотворно действует на обидчика – собирает горячие угли на его голову. В самом деле: «враг, хотя бы он был и зверь, будучи накормлен, не останется врагом, и что обиженный сколько бы он ни был мстителен, накормив и напоив врага, уже не станет искать мщения» (Злат.). Ублаготворение врага, как огненные угли, испарит из головы и сердца их мщение и зло. Таким образом, христианин победит зло добром.

21. Когда и как побеждается добром зло? Когда кто, встречая оскорбление или обиду, поддается этому чувству и сам не только воспламеняется тем же, но и замышляет отмщение, то уже побеждается злом. Но когда кто ничему такому не поддается, и, на место зла, делает добро, тогда он является победителем зла добром. Апостол заповедует христианам не допускать первого, а второе избрать себе в правило жизни.

Указавши, как должны жить между собою и какими добродетелями должны украшаться христиане, Апостол далее указывает:

1) Слав.: «отмщающе» - с греч.: искать восстановления прав судебным порядком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.