Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка






Если правительство, подталкиваемое жалобами потребителей мороженого, устанав-
ливает потолок цены, ее воздействие на рынок мороженого зависит от соотноше-
ния рыночной и предписанной государством цены. В том случае, когда правитель-
ство устанавливает верхний предел цены в $ 4 (выше цены, уравновешивающей
спрос и предложение $ 3), на рынке возникает ситуация, представленная на графи-
ке (а) рис. 6.1. В таком случае предельная цена называется несвязанной. Рыноч-
ные силы естественно движут экономику к равновесию, а установленный потолок
не оказывает в этом случае существенного влияния.

График (6) на рис. 6.1 иллюстрирует другой, более интересный вариант, когда
правительство определяет верхний предел цены в размере $ 2 за стаканчик. Так
как равновесная цена в $ 3 выше установленной государством цены, предельную



Часть 2. Спрос и предл ожение 1: как ра ботает рынок


 


(а) Несвязанный верхний предел цены


(б) Связанный верхний предел цены


 




 


 


О 100 Количество

Равновесное стаканчиков

количество мороженого


0 75

Объем
предложения


125 Количество

Объем стаканчиков
спроса мороженого


 


Рис. 6.1

УСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА
ЦЕНЫ НА РЫНКЕ
На графике (а)
отражена ситуация,
когда правительство
устанавливает пото-
лок цены — $ 4.
Так как верхний
предел цены нахо-
дится выше равно-
весной цены ($3),
его установление
не оказывает влияния
на достижения
равновесия спроса
и предложения
(100 стаканчиков).
На графике (б)
представлена ситуа-
ция, когда правитель-
ство устанавливает
верхний предел цены
$ 2. Так как потолок
цены ниже равно-
весной цены ($3),
рыночная цена
устнавливается на
уровне предельной
($ 2). Спрос состав-
ляет 125 стаканчиков,
а предложение —
лишь 75, дефицит —
50 стаканчиков.


цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения
движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препят-
ствующий ее росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При этой
цене объем спроса на мороженое (125 стаканчиков) превышает объем предложе-
ния (75 стаканчиков). Возникает дефицит мороженого, а значит, некоторые потре-
бители, желающие приобрести мороженое, при существующей цене не смогут это
сделать.

Поскольку установление верхнего предела цены привело к появлению дефици-
та, формируется механизм естественного рационирования распределения мороже-
ного — длинные очереди. Покупатели, имеющие возможность прийти пораньте и
подождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди, кото-
рые не имеют желания или возможности терять время, не получат ничего. Продав-
цы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают его друзьям,
родственникам или потребителям одной с ними расы или национальности. Отметим,
что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочь покупателям
мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторые потребите-
ли покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать в очереди,
другие — вообще не могут получить мороженого.

Мы имеем все основания сделать вывод: когда правительство устанавливает
сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его
становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределение
ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных
покупателей.
Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении
цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так
как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распре-
делении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товар далеко
не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) и несправедлива.
Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффекти-
вен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженого
достигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблем получа-
ют свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары с помо-
щью цен.


Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства



 


Практикум






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.