Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Десять положений, с которыми согласно большинство экономистов







ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КОЛИЧЕСТВО ЭКО-
НОМИСТОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ СОГЛАСИЕ С НИМИ
(В ПРОЦЕНТАХ)


1. Ограничение ренты приведет к уменьшению количества и снижению качества пред-
лагаемого жилья. (93 %)

2. Тарифы и импортные квоты снижают общее экономическое благосостояние. (93 %)

3. Гибкие и плавающие обменные курсы обеспечивают эффективность международ-
ной валютной системы. (90 %)

4. Фискальная политика (например, снижение налогов и/или увеличение правитель-
ственных расходов) не оказывает стимулирующего воздействия на экономику пол-
ной занятости, она эффективна талька в условиях относительно высокой безработицы.
(90 %)

5. Делать выводы о сбалансированности федерального бюджета следует по итогам
делового цикла, а не отдельно взятого года. (85 %)

6. Денежные платежи повышают благосостояние реципиентов в большей степени,
чем трансферты в натуральной форме. (84 %)

7. Значительный дефицит федерального бюджета оказывает неблагоприятное воз-
действие на экономику. (83 %)

8. Установление ставки минимальной заработной платы ведет к увеличению уровня
безработицы среди молодых и неквалифицированных работников. (79 %)

9. Правительство должно пересмотреть систему социальной защиты в связи с «нало-
гом на отрицательный доход». (79 %)

10. Налоги и разрешения на выбросы промышленных отходов представляют более
эффективный способ контроля за состоянием окружающей среды, чем установле-
ние норм предельно допустимой концентрации промышленных выбросов. (78 %)

ИСТОЧНИК: Richard M. Alston, J. R. Kearl, ond Michael B. Vaughn «Is There Consensus
amang Ecanamists in the 1990s?» American Economic Review, May 1992, pp. 203-209.


< ~лава 2. Думайте как экономист



 


ние о создании Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), уменьшив-
шее число барьеров в торговле между Соединенными Штатами, Канадой и Мекси-
кой. В этом случае экономисты высказали единое мнение, но многие конгрессмены
предпочли проигнорировать его.

Почему, несмотря на единодушные возражения экспертов, проводится политика
контроля ренты и введения импортных квот? Причина может заключаться в том,
что экономисты не смогли убедить общественность в ее, мягко говоря, недально-
видности. Одна из целей этой книги заключается в том, чтобы помочь вам понять
точку зрения экономистов по этому и другим вопросам и, возможно, убедить вас в
ее обоснованности.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Приведите три
причины, по которым
два экономических
советника президента
страны могут
разойтись во мнениях
относительно проведе-
ния экономической
политики.


Давайте продолжим

В первых двух главах вы познакомились с основными принципами и методами
экономической науки. Теперь мы готовы приступить к работе. В следующей главе
мы более подробно рассмотрим принципы экономического поведения и эконо-
мической политики.

По мере чтения книги будут проверяться ваши способности к усвоению мате-
риала. Возможно, вам пригодится совет великого экономиста Джона Мейнарда
Кейнса:

Для изучения экономической теории не требуется какого-либо особенного
дара. Экономикс не так сложен, как философия или чистая наука. Но мало
кому удалось заслужить отличные оценки по этому легкому предмету! Па-
радокс объясняется тем, что профессиональный экономист должен обладать
редкой комбинацией способностей. Он должен быть математиком, истори-
ком, философом, государственным деятелем
в некоторой степени. Он
должен понимать значение символов и уметь выражать мысли словами. Он
должен выражать частное в терминах общего и одновременно касаться аб-
страктного и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого
для создания будущего. Ни одна часть человеческой природы ила человечес-
ких институтов не должна укрыться от его взора. Он должен быть целеус-
тремленным и не идти на поводу у настроения, быть таким же равнодушным
и неподкупным, как художник, хотя иногда таким же приземленным, как
политик.

Вы не сомневаетесь в своих способностях? Тогда вперед.

Выводы


Экономисты относятся к предмету своего иссле-
дования с научной объективностью. К основным
методам познания окружающего мира относятся
допущения и упрощенные модели.
Экономическая теория состоит из двух разде-
лов: микроэкономики и макроэкономики. Эконо-


мисты, специализирующиеся на микроэкономике,
изучают процессы принятия решений домашни-
ми хозяйствами и фирмами и их взаимодействие
на рынке. Специалисты по макроэкономике изу-
чают факторы, влияющие на экономику в целом
и зарождающиеся в ней тенденции.



Часть 1. Введение


 


Позитивное утверждение — положение о том,
что представляет собой мир. Нормативное ут-
верждение — положение о том, каким должен
быть мир. Экономисты, которые делают норма-
тивные утверждения, выступают скорее в роли
политиков, чем ученых.

Причина противоречивых советов, которые дают
политикам экономисты, — различия в научных


суждениях или в системе жизненных ценностей.
Иногда политики идут на поводу у шарлатанов,
предлагающих простые рецепты решения слож-
ных проблем. Гораздо чаще экономисты придер-
живаются единого мнения, которое игнорируется
политиками.


Основные понятия


Диаграмма кругооборота потоков
Граница производственных возможностей


Микроэкономика
Макроэкономика


Позитивное утверждение
Нормативное утверждение


Вопросы


1. Что объединяет экономическую науку с други-
ми науками?

2. Почему экономисты делают допущения?

3. Должна ли экономическая модель досконально
описывать действительность?

4. Нарисуйте и объясните кривую границы произ-
водственных возможностей для экономики, в ко-
торой производится молоко и печенье. Что
произойдет с границей, если половина поголовья
коров погибнет от эпидемии?


Из каких двух разделов состоит экономиче-
ская теория? Объясните, что изучает каждый
из них.

В чем различие между позитивным и норматив-
ным утверждением? Приведите пример каждо-
го из них.

Почему экономисты иногда предлагают полити-
кам противоположные советы?


Задания для самостоятельной работы


1. Приведите примеры использования специфи-
ческого научного языка в одном из предметов,
которые вы изучаете. В чем заключается по-
лезность специальных терминов?

2. Одно из общих допущений экономической тео-
рии состоит в том, что товары разных фирм од-
ной отрасли промышленности идентичны по
качеству. Обсудите, целесообразно ли такое до-
пущение для следующих товаров:

а. Сталь.

б. Романы.

в. Пшеница.


3. Нарисуйте диаграмму кругооборота потоков.
Определите, какие части модели связаны с по-
токами товаров и услуг и денежных средств
для следующих видов деятельности:

а. Сэм отдает владельцу магазина $ 1 за литр
молока.

б. Сэлли зарабатывает $4, 5 в час, работая в
ресторане.

в. Серена платит $ 7 за билет в кинотеатр.

г. 10 % акций компании Acme Industrial прино-
сят Стюарту $ 10 тыс. в год.


Глава 2. Думайте как экономист _______________

4. Какие важные характеристики экономики не
учитывает модель кругооборота потоков? Мо-
жете ли вы назвать несколько причин, позволя-
ющих игнорировать эти факторы, и причины, по
которым их стоило бы принять во внимание?

5. Первый принцип экономической теории, о кото-
ром говорилось в гл. 1, заключается в том, что
человек постоянно сталкивается с необходимо-
стью выбора. Используйте границу производ-
ственных возможностей, чтобы проиллюстрировать
выбор общества между чистой окружающей сре-
дой и высокими доходами. Как вы полагаете, что
определяет форму и расположение границы? По-
кажите, что произойдет с границей, если будет
изобретен двигатель с практически полным от-
сутствием выхлопов.

6. Определите, относятся ли следующие высказы-
вания к вопросам, изучаемым микроэкономикой
или макроэкономикой:

а. Решение семьи о количестве денег, направля-
емых на сбережения.

б. Влияние высокого уровня сбережений на эко-
номический рост.

в. Решение фирмы о количестве нанимаемых
рабочих.

г. Взаимосвязь между уровнем инфляции и из-
менениями количества денег в обращении.

7. Определите, являются ли следующие утвержде-
ния позитивными или нормативными. Поясни-
те свой выбор.

а. «В краткосрочной перспективе общество стал-
кивается с выбором между инфляцией и без-
работицей».


б. «Снижение темпов роста количества денег в
обращении приведет к уменьшению инф-
ляции».

в. «Центральный банк должен снизить темпы рос-
та количества денег в обращении».

г. «Общество должно предложить людям, живу-
щим на социальные пособия, заняться поиска-
ми работы».

д. «Низкие ставки налогов стимулируют людей к
более интенсивному труду и увеличению нор-
мы сбережений».

8. Определите характер каждого из приведенных в
табл. 2.1 положений (позитивный, нормативный
или неопределенный). Объясните свое решение.

9. Если бы вы были президентом, вас интересовали
бы позитивные или нормативные взгляды ваших
экономических советников? Почему?

 

10. Кто является в настоящее время председате-
лем Центрального банка вашей страны? Кто в
настоящее время является министром финан-
сов?

11. Ожидаете ли вы, что со временем экономисты все
чаще будут приходить к единому мнению? Поче-
му? Могут ли их разногласия быть полностью
устранены? Почему?

12. В главе приводится пример о Питере, Поле и го-
родском колодце.

а. Как вы оцениваете налоговую политику этого
города? Почему?

б. Что еще вам хотелось бы знать о Питере и
Поле перед тем, как сделать свои выводы?

13. Какая налоговая система более справедлива —
сложная или простая?


Часть 1. Введение






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.