Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация материала






Чтобы написать короткую и дружественную по отношению к студенту книгу, мне
пришлось разработать новые способы организации материала. Книга включает в себя
все основные для вводного курса экономической теории темы, но их расположе-
ние не всегда соответствует традиционному порядку. Далее мы буквально «гало-
пом» пробежимся по главам книги. Этот беглый экскурс, как я надеюсь, даст
преподавателю некоторое представление о том, как «подогнаны» друг к другу
отдельные темы.

Глава 1 «Десять принципов экономической теории» знакомит студентов с эко-
номическим видением мира. В ней в первом приближении рассматриваются неко-
торые основные понятия, на которых зиждется экономическая теория, такие, как
издержки упущенных возможностей, принятие решений на основе предельного
анализа, роль побудительных мотивов, выгоды от торговли, эффективность рыноч-
ного распределения. На протяжении всей книги я регулярно ссылаюсь на Десять
принципов экономике
из главы 1, напоминая студентам о «камнях», образующих
фундамент большинства экономических исследований. Картинка, на которой изоб-
ражены строительные блоки, отмечает эти ссылки на полях книги.

В главе 2 «Думайте как экономист» рассматривается предмет исследования
экономике. В ней обсуждается роль исходных допущений в разработке теории,
вводится понятие экономической модели, рассматривается роль экономистов в оп-
ределении политики. В приложении к главе рассказывается об использовании в
нашем курсе основных математические понятий.

Глава 3 «Экономическая взаимозависимость и выгоды, которые приносит
торговля»
посвящена изложению теории сравнительных преимуществ, которая
объясняет выгоды торговли между отдельными экономическими субъектами и
государствами. Значительная часть экономической теории посвящена исследова-
нию того, как рыночные силы координируют множество принимаемых в экономи-
ке индивидуальных решений о производстве и потреблении. В качестве исходного
пункта анализа студенты выяснят, почему специализация, взаимозависимость и тор-
говля выгодны всем экономическим агентам.

В следующих трех главах вводится основной понятийный инструментарий спро-
: а и предложения. В главе 4 «Рыночные силы спроса и предложения» исследуют-
: л кривые предложения и спроса, а также понятие рыночного равновесия. Глава 5
'Эластичность и ее применение» рассматривает понятие эластичности, которое
используется для анализа различных рынков. В главе 6 «Предложение, спрос и
--хлитика правительства»
этот исследовательский инструментарий применяется
z-лл изучения регулирования цен, в том числе арендной платы и законов о мини-
•'зльной заработной плате, а также распределения налогового бремени.

В главе 7 «Потребители, производители и эффективность рынков» продол-
жается анализ предложения и спроса, вводятся понятия потребительского излишка
* излишка производителя. В начале главы устанавливается связь между готовно-
гтыо потребителя заплатить за товар и кривой спроса, а также соотношение издер-


Предисловие для преподавателя

жек и кривой предложения. Далее показывается, что рыночное равновесие макси-
мизирует сумму излишка потребителя и излишка производителя. Таким образом,
студенты уже на раннем этапе узнают об эффективности рыночного распределе-
ния.

Следующие две главы применяют понятия излишка производителя и потреби-
тельского излишка к вопросам политики. В главе 8 «Практическое применение
теории: издержки налогообложения»
рассматривается механизм образования без-
возвратных потерь ввиду налогообложения и определяется их величина. В главе 9
«Практическое применение теории: международная торговля» анализируются
позитивные и отрицательные последствия международной торговли, студенты знако-
мятся с аргументами сторон в дискуссии о протекционистской торговой политике.

Исследовав механизм рыночного распределения ресурсов и его желательность,
мы обращаемся к рассмотрению вопроса о том, что государство имеет возможность
иногда улучшить эффективность функционирования рынка. В главе 10 «Внешние
эффекты»
объясняется, почему такие экстерналии, как загрязнение окружающей сре-
ды, могут сделать функционирование рынка экономически неэффективным. В ней
также обсуждаются возможные способы решения проблемы на частном и обще-
ственном уровне. В главе 11 «Общественные блага и общие ресурсы» рассматри-
ваются проблемы неэффективности, возникающие в связи с тем, что некоторые
блага не имеют рыночной цены. В главе 12 «Создание налоговой системы»
анализируются методы увеличения поступлений в государственный бюджет и пре-
доставление общественных благ. В ней также представлены институциональные осно-
вы системы налогообложения в США, обсуждается дилемма эффективности и
справедливости налоговой системы.

В следующих пяти главах исследуется поведение фирмы и теория организации
рынка. В главе 13 «Издержки производства» обсуждается, что включают в себя
издержки фирмы, и вводится понятие кривых издержек. В главе 14 «Фирмы
на конкурентных рынках»
анализируется поведение фирмы, принимающей цену, и
рассматривается понятие рыночной кривой предложения. В главе 15 «Монопо-
лия»
исследуется поведение фирмы — единственного продавца на рынке. В ней
обсуждается неэффективность монопольного ценообразования, возможные реак-
ции политиков и попытки монополий осуществлять ценовую дискриминацию.
В главе 16 «Олигополия» изучаются рынки, на которых функционирует несколько
продавцов, в качестве модели для Исследования стратегии их взаимодействия ис-
пользуется «дилемма узников». В главе 17 «Монополистическая конкуренция»
рассматривается поведение фирмы на рынке, на котором множество продавцов
предлагают сходную, но не идентичную продукцию, подробно обсуждаются точки
зрения на эффективность рекламы.

Следующие три главы посвящены анализу проблем рынка труда. В главе 18
«Рынки факторов производства» подчеркивается взаимосвязь между ценами
факторов производства и предельной производительностью; в главе 19 «Доходы и
дискриминация»
обсуждаются детерминанты равновесной заработной платы, вклю-
чая выравнивающие различия в оплате труда, человеческий капитал и дискримина-
цию; в главе 20 «Распределение доходов» рассматривается степень неравенства в
американском обществе, альтернативные взгляды на роль правительства в измене-
нии распределения дохода и различные виды политики, направленной на помощь
беднейшим членам общества.

Глава 21 «Теория потребительского выбора» посвящена процессам принятия
решений индивидом с учетом бюджетных ограничений, вводится понятие кривых
безразличия. Некоторые преподаватели, возможно, сочтут необходимым пропус-
тить эту главу, в зависимости от читаемого ими курса и интересов студентов.


Предисловие для преподавателя ___________________________________________

Преподаватели, которые включают этот материал в лекции, быть может, пожелают
рассмотреть его на более раннем этапе, и я стремился к тому, чтобы они имели
возможность вставить его в любом месте курса после того, как проанализированы
основы спроса и предложения.

Начиная с главы 22 книга обращается к макроэкономическим проблемам. Изуче-
ние начинается с вопросов измерения макроэкономических показателей. В главе 22
«Как измеряется национальный доход» обсуждается значение валового внутрен-
него продукта и связанных с ним статистических показателей системы национальных
счетов. В главе 23 «Измерение стоимости жизни» анализируется исчисление и ис-
пользование индекса потребительских цен.

Следующие три главы описывают поведение реальной экономики в долгосроч-
ном периоде. В главе 24 «Производство и экономический рост» рассматриваются
основные факторы, обусловливающие значительные различия уровня жизни в раз-
ных странах и его изменения с течением времени; в главе 25 «Сбережения, инвес-
тиции и финансовая система»
обсуждаются типы финансовых институтов и их
роль в рыночном распределении ресурсов; в главе 26 «Естественный уровень
безработицы»
исследуются долгосрочные детерминанты уровня безработицы, в
том числе законы о минимальной заработной плате, власть профсоюзов над рынком
труда, роль стимулирующей заработной платы и эффективность поисков работы.

Закончив описание поведения реальной экономики в долгосрочном периоде, мы
переходим к рассмотрению денежной системы и цен. В главе 27 «Денежная систе-
ма»
студенты познакомятся с теорией денег и рассмотрят роль Центрального бан-
ка в контроле над денежной массой. В главе 28 «Инфляция: причины и издержки»
анализируется взаимосвязь объема денежной массы и инфляции, обсуждаются со-
циальные издержки роста цен.

В следующих двух главах представлена макроэкономика открытых экономиче-
ских систем. В главе 29 «Открытая экономика: основные понятия» объясняется
взаимосвязь между сбережениями, инвестициями и торговым балансом, разница меж-
ду номинальным и реальным обменным курсом, а также представляется теория
паритета покупательной способности. В главе 30 «Макроэкономическая теория
открытой экономики»
рассматривается классическая модель международных по-
токов товаров и капитала, на основе которой анализируется связь бюджетного
дефицита и пассивнного сальдо внешней торговли, а также макроэкономические
эффекты торговой политики. Эти главы позволяют преподавателям использовать
их в лекционных курсах по своему усмотрению: некоторые рассматривают на
занятиях только главу 29, другие опускают обе главы, а третьи, возможно, пожелают
перенести макроэкономический анализ открытой экономики в заключение курса
экономической теории.

Изложив теорию экономики в долгосрочном периоде (гл. 24-30), мы переклю-
чаемся на исследование краткосрочных колебаний относительно долгосрочного трен-
да экономического развития. Такая организация материала упрощает преподавание
теории краткосрочных флуктуации, потому что к тому моменту, когда студенты при-
ступают к их изучению, они уже познакомились с основными макроэкономическими
концепциями. Глава 31 «Совокупный спрос и совокупное предложение» начинается
с изложения материала об экономическом цикле, а затем вводится модель совокупно-
го спроса и совокупного предложения. Глава 32«Совокупный спрос и кредитно-де-
нежная и финансово-бюджетная политика»
объясняет, каким образом государствен-
ные деятели используют находящиеся в их распоряжении средства для сдвига кривой
совокупного спроса. Глава 33 «Выбор между инфляцией и безработицей вкрат-
косрочном периоде»
объясняет, почему политические деятели, управляющие сово-
купным спросом, сталкиваются с проблемой выбора между инфляцией и безработи-


___________________________________________ Предисловие для преподавателя

цей. В главе исследуется, почему такой выбор существует в краткосрочном периоде,
почему он изменяется с течением времени и в чем причины его отсутствия в долго-
срочном периоде.

Завершает книгу глава 34 «Основные проблемы макроэкономической полити-
ки*.
В заключение мы рассматриваем пять дискуссионных проблем экономической
политики: выбор степени политического воздействия на экономический цикл, вы-
бор между нормативной и дискреционной денежно-кредитной политикой, желатель-
ность достижения нулевого уровня инфляции, важность баланса государственного
бюджета и необходимость реформирования налоговой системы. По каждой про-
блеме в главе приводятся точки зрения и аргументация противоположных сторон,
студентам же предлагается дать им самостоятельную оценку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.