Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличия критических периодов развития от стабильных периодов






Л.С. Выготский, поясняя сущность возрастных кри­зисов, указывал, что возрастные изменения могут про­исходить резко, критически, и могут происходить по­степенно, литически. В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным, или ли-тическим течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребенка, изменения, совершающегося путем незначительных «молекулярных» достижений. Здесь на протяжении более или менее длительного срока, ох­ватывающего обычно несколько лет, не происходит ка­ких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или ме­нее заметные изменения в личности ребенка происхо­дят только в результате длительного течения скрытого «молекулярного» процесса. Они выступают наружу и становятся доступны прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.

В относительно устойчивые, или стабильные, воз­расты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, ко­торые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологичес­ки, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при срав­нении ребенка в начале и в конце стабильного возра­ста отчетливо выступают огромные перемены в его личности.

Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом разви­тия — кризисами. Последние отличаются чертами, про­тивоположными устойчивым, или стабильным возрас­там. В этих периодах на протяжении относитель­но короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капи­тальные сдвиги и смещения, изменения и перело­мы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах лично­сти. Развитие принимает бурный, стремительный, иног­да катастрофический характер, оно напоминает рево­люционное течение событий как по темпу происходя­щих изменений, так и по смыслу совершающихся пе­ремен. Это поворотные пункты в детском развитии, при­нимающем иногда форму острого кризиса.

Первая особенность таких периодов состоит, с одной стороны, в том, что границы, отделяющие начало и ко­нец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы. Кризис возникает незаметно, трудно оп­ределить момент его наступления и окончания. С дру­гой стороны, характерно резкое обострение кризиса, про­исходящее обычно в середине этого возрастного перио­да. Наличие кульминационной точки, в которой кризис достигает апогея, характеризует все критические воз­расты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития.

Вторая особенность критических возрастов послу­жила отправной точкой их эмпирического изучения. Дело в том, что значительная часть детей, пережи­вающих критические периоды развития, обнаружи­вает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их вос­питания и обучения. В школьном возрасте в критичес­кие периоды у детей обнаруживается падение успевае­мости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается бо­лее или менее острыми конфликтами с окружающи­ми. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болез­ненными и мучительными переживаниями, с внутрен­ними конфликтами.

Правда, все это встречается далеко не обязательно. У разных детей критические периоды проходят по-раз­ному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей су­ществует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды. У многих детей вовсе не наблюдается сколь­ко-нибудь ясно выраженной трудновоспитуемости или снижения школьной успеваемости. Размах вариаций в протекании этих возрастов у разных детей, влияние внешних и внутренних условий на ход самого кризиса значительны.

Внешние условия определяют конкретный харак­тер обнаружения и протекания критических пери­одов. Несхожие у различных детей, они обусловлива­ют крайне пеструю и многообразную картину вариан­тов критического возраста. Но не наличием или отсут­ствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития выз­вана необходимость критических, переломных перио­дов в жизни ребенка. Так, если перейти от абсолютной оценки трудновоспитуемости к относительной, основан­ной на сравнении степени легкости или трудности вос­питания ребенка в предшествующий кризису или следующий за ним стабильный период со степенью трудновоспитуемости в период кризиса, то нельзя не уви­деть, что всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с са­мим собой в смежном стабильном возрасте. Точно так же, если перейти от абсолютной оценки школьной ус­певаемости к ее относительной оценке, основанной на сравнении темпа продвижения ребенка в ходе обуче­ния в различные возрастные периоды, нельзя не уви­деть, что всякий ребенок в период кризиса снижает темп продвижения сравнительно с темпом, характер­ным для стабильных периодов.

Третьей и, пожалуй, самой важной в теоретическом отношении особенностью критических возрастов, но наи­более неясной и поэтому затрудняющей правильное по­нимание природы детского развития в эти периоды, яв­ляется негативный характер развития. Все, кто писал об этих своеобразных периодах, отмечали в первую оче­редь, что развитие здесь, в отличие от устойчивых воз­растов, совершает скорее разрушительную, чем созида­тельную работу. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных воз­растах, в периоды кризиса как бы затухает, вре­менно приостанавливается. На первый план выдви­гаются процессы отмирания и свертывания, распа­да и разложения того, что образовалось на предше­ствующей ступени и отличало ребенка данного воз­раста. Ребенок в критические периоды не столько при­обретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни.

Ребенок, вступающий в периоды кризиса, скорее харак­теризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще направляющие всю его деятельность, кото­рая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Л. Н. Толстой образно и точно назвал один из таких критических периодов детского развития пусты­ней отрочества.

Это и имеют в виду в первую очередь, когда говорят о негативном характере критических возрастов. Этим хотят выразить мысль, что развитие как бы меняет свое позитивное, созидательное значение, заставляя наблю­дателя характеризовать подобные периоды преимуще­ственно с отрицательной, негативной стороны. Многие авторы даже убеждены, что негативным содержанием исчерпывается весь смысл развития в критические пе­риоды. Это убеждение закреплено в названиях крити­ческих возрастов (иногда такой возраст называют нега­тивной фазой, иногда — фазой строптивости и т. д.).

В переломные моменты развития ребенок становит­ся относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Педагогика критических возрастов наиме­нее разработана в практическом и теоретическом отно­шении.

Как всякая жизнь есть в то же время и умирание, так и детское развитие — эта одна из сложных форм жизни — с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в раз­витии непременно означает отмирание старого. Пере­ход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмира­ния старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заб­луждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Бо­лее того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положи­тельного построения личности, находятся от них в пря­мой зависимости и составляют с ними неразрывное це­лое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в зависимости от необходимости развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды — только обратная, или тене­вая, сторона позитивных изменений личности, со­ставляющих главный и основной смысл всякого кри­тического возраста.

Так, позитивное значение кризиса трех лет сказыва­ется в том, что здесь возникают новые характерные чер­ты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невырази­тельно, то это приводит к глубокой задержке в разви­тии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. В отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с нега­тивными симптомами, в этом периоде имеется ряд боль­ших достижений: возрастает самостоятельность ребен­ка, изменяется его отношение к другим детям. При кри­зисе в 13 лет снижение продуктивности умственной ра­боты учащегося вызвано тем, что здесь происходит из­менение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной де­ятельности сопровождается временным снижением ра­ботоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоя­щее обычно в переходе к новой и высшей форме. Нако­нец, не вызывает сомнений наличие позитивного содер­жания в кризисе одного года. Здесь негативные симпто­мы очевидно и непосредственно связаны с положитель­ными приобретениями, которые делает ребенок, стано­вясь на ноги и овладевая речью. То же самое может быть отнесено и к кризису новорожденного. В это вре­мя ребенок деградирует вначале даже в отношении фи­зического развития: в первые дни после рождения па­дает вес новорожденного. Приспособление к новой фор­ме жизни предъявляет такие высокие требования к жизнеспособности ребенка, что никогда человек не сто­ит так близко к смерти, как в час своего рождения. И тем не менее в этот период больше, чем в какой-либо из последующих кризисов, проступает тот факт, что раз­витие есть процесс образования и возникновения ново­го. Все, с чем мы встречаемся в развитии ребенка в пер­вые дни и недели, есть сплошное новообразование. От­рицательные симптомы, которые характеризуют нега­тивное содержание этого периода, проистекают из труд­ностей, обусловленных именно новизной впервые воз­никающей и в высшей степени усложняющейся формы жизни.

Самое существенное содержание развития в кри­тические возрасты заключается в возникновении но­вообразований, которые в высшей степени своеоб­разны и специфичны. Их главное отличие от ново­образований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в после­дующем они не сохраняются в том виде, в каком возни­кали в критический период, и не входят в качестве не­обходимого слагаемого в интегральную структуру буду­щей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь ново­образованиями следующего, стабильного возраста, вклю­чаясь в их состав как подчиненная инстанция, не име­ющая самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в них настолько, что без специально­го и глубокого анализа часто невозможно открыть на­личие этого трансформированного образования крити­ческого периода в приобретениях последующего стабиль­ного возраста. Как таковые новообразования кризисов отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в латентном виде внутри его, не живя самостоятельной жизнью, а лишь участвуя в том подземном развитии, которое в стабильные возра­сты приводит к скачкообразному возникновению ново­образований (табл. 1).

Таблица 1 Отличия стабильных и кризисных периодов

Критерий развития Стабильный период Кризисный период
1. Темп возрастного развития Постепенный, лити-ческий   Резкий, критический  
2. Длительность пе­риода Несколько лет От нескольких меся­цев до года (макси­мум до двух)
3. Наличие кульмина­ционной точки Не характерно Характерно
4. Особенности пове­дения ребенка Без значительных изменений Значительные изме­нения, конфликты, трудновоспитуемость
5. Направленность развития Прогрессивная Регрессивная
6. Особенности воз­растных новообразо­ваний Устойчивые, закреп­ляются в структуре личности Неустойчивые, имеют переходный характер

 

Таким образом, Л.С. Выготский утверждал, что ос­новным критерием деления детского развития на отдель­ные возрасты должны служить новообразования. Пос­ледовательность возрастных периодов должна опреде­ляться чередованием стабильных и критических перио­дов. Сроки стабильных возрастов, имеющих более или менее отчетливые границы начала и окончания, пра­вильнее всего определять именно по этим границам. Кри­тические же возрасты из-за другого характера их про­текания правильнее всего определять, отмечая кульми­национные точки, или вершины, кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествую­щее полугодие, а за его окончание — ближайшее полу­годие последующего возраста.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Вы­готского о возрастном развитии. Он рассматривает ре­бенка как целостную личность, активно познающую ок­ружающий мир: мир предметов и человеческих отно­шений, включая его при этом в две системы отноше­ний: «ребенок— вещь» и «ребенок— взрослый». В то же время эти системы отношений осваиваются ребен­ком в деятельностях разного типа. Среди видов веду­щей деятельности, оказывающей наиболее сильное вли­яние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, кото­рые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Вторую группу составляют ведущие деятель­ности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.