Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Максимы Грайса и Лича






Современный лингвокультурный социум выдвигает на первый план проблемы деловой коммуникации. Деловое общение характеризуется высоким уровнем формальности, требует строгого соблюдения норм речевого взаимодействия.

Речевая коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей. Сам процесс общения отличается полисемантичностью и многогранностью. Этим и объясняется огромное количество не совпадающих друг с другом определений данного понятия. Проблемами речевой коммуникации интересуются как философы, психологи, лингвисты, так и социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки.

В рамках вузовской дисциплины «Речевая коммуникация» вместо слова «общение» чаще используется термин «коммуникация», поскольку латинское слово communicacio также обозначает общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и эквивалентно понятию взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Как известно, человеческое общение на две трети состоит из речевого: именно при помощи речи в основном происходит общение между людьми. Без речевой деятельности невозможна никакая другая деятельность. Речь составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.). Речевая деятельность включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности.

Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, продавец, инженер, выполняя свою основную работу, вынуждены что-то обсуждать, посоветоваться или вести переговоры с кем-то, задавать вопросы и отвечать на них. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией. Однако общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. Человечество с древних времён использовало и другие средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Например, у коренного населения Африки это язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга. На Востоке распространён «язык цветов», когда что-то не разрешается выражать словами (астра – символ печали, незабудка – символ памяти). Отсюда классификация средств передачи информации на вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов. Слова – это единицы языка как важнейшего средства общения. А в речевой коммуникации основным смысловым элементом является речь, хотя принято утверждать, что язык есть важнейшее средство общения. В чём же дело? Ответ на этот вопрос можно найти в толковании терминов «язык» и «речь».

Язык – это система знаков (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, иначе – способ использования языка для общения с другими людьми. Речь – это конкретная деятельность. Вот почему для определения слова «коммуникация» уместно использовать прилагательное «речевая».

Речевая коммуникация, или обмен информацией, есть передача и восприятие смысла высказывания человеком, который стремится быть адекватно понятым. А это возможно при правильном использовании факторов, оказывающих влияние на процесс общения. На основе таких факторов выделяют различные формы и типы речевой коммуникации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.