Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный перечень практических занятий






Номер занятия Номер раздела дисциплины (модуля)   Наименование практического занятия   Часы
    Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия. (2 часа)  
    Разновидности национального языка и функциональные стили речи (2 часа)  
    Жанры речевой коммуникации (2 часа)  
    Речевая норма и культура речи (2 часа)  
    Совершенствование навыков речевой деятельности (20 час)  
    Навыки устной речи -(2 часа)  
    Максимы Грайса и Лича (2 часа)  
    Орфоэпические нормы языка (2 часа)  
    Навыки письменной речи  
    Лексические нормы (2 часа)  
9, 10   Морфологические нормы (4 часа)  
    Синтаксические и пунктуационные нормы (2 часа)  
    Стилистические нормы (2 часа)  
    Язык учебно-научной письменной речи (2 часа)  
    Язык официально-деловой письменной речи (2 часа)  
    Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации (2 часа)  
    Этика речевой коммуникации (2 час)  
    Речевые тактики (2 часа)  

Раздел 1

Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия

Часа

 

Жизнь человека проходит в общении. Роль общения в нашей жизни велика. В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков.

Общаются, как известно, и животные, но они наследуют приемы общения биологическим, генным путем. У человека коммуникативная компетенция (общение) не является частью его биологической природы: она составляет часть культуры или традиции, имеет социальный характер.

Коммуникация – необходимое условие жизнедеятель­ности человека и одна из фундаментальных основ существования общества. Общество – не столько совокупность индивидов, сколь­ко те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь при­стальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений.

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

В науке нет единства в толковании терминов " общение" и " коммуникация". Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С.Выготский, В.Н.Курбатов, М.И.Лисина, А.А.Леонтьев, Т.Парсонс, К.Чери и др.) склонны идентифицировать эти два термина

Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов " коммуникация" и " общение". Так, известный философ М.С.Каган выделяет, на его взгляд, два главных отношения, отличающих общение от коммуникации:

a. общение имеет и практический и духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом;

b. общение представляет собой межсубъектное взаимодействие и структура его диалогична, в то время как коммуникация – это информационная связь субъекта с тем или иным объектом.

Таким образом, коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003).

Специалисты различают несколько основных значений понятия «коммуникация»:

- универсальное (предельно широкое), при котором комму­никация рассматривается как способ связи любых объектов ма­териального и духовного мира;

- техническое, соответствующее представлению о коммуни­кации как о пути сообщения, связи одного места с другим, сред­ствах передачи информации и других материальных и идеаль­ных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристи­ки данного аспекта коммуникации);

- биологическое, широко используемое в биологии, особен­но в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

- социальное, используемое для обозначения и характеристи­ки многообразных связей и отношений, возникающих в челове­ческом обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.