Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По субъектам-носителям три вида правосознания: индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное.






1)Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отноше­ний, в которые он вступает, а также от его психофизиологиче­ эких особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека.

2)Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы опре­деляется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. Поэтому можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и др.

3)Общественное правосознание связано с характером отноше­ния к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным, групповым правосознанием, но не сводится к ним. Одновремен­но общественное правосознание непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносят­ся как единичное, особенное и общее.

№66 Правовая норма (нормы права): понятие. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Норме права присущи следующие особенности:

1) она носит общий характер, т.е. отличается нормативно­стью;

2) содержит общеобязательное правило поведения и распро­страняется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. адресу­ется не конкретному лицу или распространяется не на конкрет­ный случай жизни; а на всех или большие группы людей (воен­нослужащих, учащихся, пенсионеров и

4) имеет многократное применение, т.е. не прекращает свое 1ействие после ее исполнения;

5) облекается в письменную, документальную форму;

6) имеет государственно-властный характер, т.е. положения нормы права представляют собой не пожелание, не совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание. При этом государство устанавливает, что является правомер­ным, а что неправомерным; 7) гарантирована со стороны государства вплоть до примене­ния государственного принуждения;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права какому-либо субъекту, норма права од­новременно возлагает на него соответствующие обязанности;

9) имеет качество системности, т.е. находится не в хаотиче­ском состоянии, а в определенной системе с другими нормами права.

Для норм права характерны следующие особенности. Они: 1) регулируют не любые, а наиболее важные для жизни обще­ства или определенных групп населения социальные отноше­ния; 2) закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяю­щиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять его в определенное русло; 3) представляют собой модель регулируемых отношений, же­лательных с точки зрения государства и общества; 4) обладают конкретной сущностью, имеют определенную форму и содержание. Определяя понятие нормы права, следует указать, что: а) она представляет собой правило поведения; б) исходит от государ­ства; в) закреплена в определенной форме; г) общеобязательна; д) регулирует общественные отношения; е) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

 

№67 Правовая норма (нормы права): Признаки. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

К признакам нормы пpaвa относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предо­ставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, т.к. нельзя реализовать право без обязанности и обязан­ность без права)(в регулятивных нормах гражданских, тудовых, в кот-х фиксир-ся как права так и обязанности субъектов);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция). Г-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия (обстоят-ва), при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Д-это основная часть правовой нормы, содержит само правило поведение (либо требование, запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й. С-это элемент структуры правовой нормы, кот-й указывает, какие неблагоприятные последствия (меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.

№68 Виды норм пpaвa. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Классификация позволяет четче обозначить место и роль юриди­ческих норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: исходные нормые, которые определяют основы правового регулиро­вания общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направле­ния (это, например, декларативные нормы, провозглашающие прин­ципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятый, и т.п.); общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соот­ветствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздей­ствия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) они разделяются на конституционные, граж­данские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от характера - на материальные (уголовные, аг­рарные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессу­альные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: императивные (содержащие властные предписания); диснозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные регио­не (содержа­щиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Пре­зидента о введении чрезвычайного положения в определенном в связи со стихийным бедствием).

№ 69. Структура правовой нормы. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Под структурой нормы права понимается совокупность со­ставляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную само­стоятельность нормы.

Поскольку норма права представляет собой специфический регулятор, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она действует, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавли­вает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно выделяются следующие элементы нормы

права: гипотеза, диспозиция и санкция. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: Гипотеза-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия (обстоят-ва)(время, место, субьективный состав), при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Гипотеза указывает на условия и обстоятельства, при нали­чии которых реализуется диспозиция нормы права, и тем самым как бы привязывает общий вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Диспозиция содержит правило поведения(либо требование, запрет), права и обязанно­сти субъектов правового общения, определяет меру дозволенно­го и должного поведения. Диспозиция -это основная часть правовой нормы составляет ядро нормы права, без диспозиции нормы права не существует.

Санкция-это элемент структуры правовой нормы. Санкция называет те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителей нормы права. Санкции содер­жат меры не только наказания, но и предупредительного воздей­ствия, защиты, а также восстановительные и компенсационные меры, например административное задержание, привод, отмена административного акта, снос самовольно возведенного объек­та, взыскание алиментов на содержание детей, возмещение материального или морального вреда, восстановление на преж­нем месте работы незаконно уволенного работника. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бес­сильна.

№70 Гипотеза, понятие и виды. Гипотеза-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия (обстоят-ва)(время, место, субьективный состав), при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Гипотеза указывает на условия и обстоятельства, при нали­чии которых реализуется диспозиция нормы права, и тем самым как бы привязывает общий вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Гипотезы бывают: простые, сложные и альтернативные. Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от одного определенного условия, например, часть 2 ст. 945 ГК РФ гласит: «При заключении договора личного страхова­ния страховщик вправе провести обследование страхуемого ли­ца для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь ги­потеза простая, указывает на одно условие - если заключается договор личного страхования. Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от двух и более условий. Например, статья 30 СК РФ ус­танавливает, что усыновление без согласия родителей возмож­но, если родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Альтернативные гипотезы связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Так, в статье 17 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременно­сти жены и в течение одного года после рождения ребенка». Сле­довательно, достаточно одного из названных обстоятельств, что­бы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

№71 Диспозиция, понятие и виды. Диспозиция содержит правило поведения(либо требование, запрет), права и обязанно­сти субъектов правового общения, определяет меру дозволенно­го и должного поведения. Диспозиция -это основная часть правовой нормы составляет ядро нормы права, без диспозиции нормы права не существует.

Диспозиции по степени их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные.

Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе форму­лируют правила поведения, например, часть 1 ст. 46 Конститу­ннии РФ гласит: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Относительно-определенные диспозиции, устанавливая пра­вило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы. Например, часть 1 ст. 503 ГК РФ дает возможность покупателю, которому продан товар ненадлежаще­го качества, если его недостатки не бьии оговорены продавцом, выбрать один из следующих вариантов действий: потребовать замены недоброкачественного товара; соразмерного уменьше­ния покупной иены; незамедлительного безвозмездного устра­нения недостатков товара; возмещения расходов на устранение его недостатков. Раздел III. Теория права

Бланкетные диспозиции отсылают к правилу поведения, со­держащемуся в другом акте, например статья 259 УК РФ, устанав­ливающая ответственность за уничтожение критических меся обитании для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

№72 Санкция, понятие и виды. С. - это элемент структуры правовой нормы, кот-й указывает, какие неблагоприятные последствия (меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы. Санкция называет те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителей нормы права.

Санкции по степени юридической определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные, аль­тернативные. Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру на­казания или воздействия на правонарушителя. Например, в час­ти 1 ст. 463 ГК РФ говорится: «Если продавец отказывается пере­, дать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказать­ся от исполнения договора купли-продажи». Здесь лишь одн санкция - отказ от исполнения договора купли-продажи со сто­роны покупателя. Относительно-определенные санкции допускают возможносл использовать меры наказания в определенных рамках - «от - до». Это наиболее характерно для норм Уголовного кодекса. Н_: пример, в части 2 ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или 6 лее лиц, совершенное в состоянии аффекта, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет», т.е. суд может избрать ме наказания не свыше пяти лет, но любую в, пределах этого срока. Альтернативные санкции содержат указание на несколь~ возможных санкций, а суд может избрать одну из них. Так, част: ст. 143 УК РФ устанавливает, что нарушение правил охраны т­да наказывается штрафом, либо исправительными работами, бо лишением свободы на срок до двух лет. Существуют и так называемые кумулятивные санкции, которые допускают или прямо обязывают применить к правонаЕ шителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например лишение права занимать определенные до:: ности или заниматься определенной деятельностью (статья: - УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение п: вил охраны труда; статья 137 УК РФ - за нарушение неприкосновенности частной жизни с использованием своего служебнположения и др.).

№73. Соотношение нормы нрава и статьи нормативного акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, неред­ко они могут не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодатель­ного акта -это форма выражения государственной воли, средство вопло­щения нормы права. Гипотеза указывает на условия и обстоятельства, при нали­чии которых реализуется диспозиция нормы права, и тем самым как бы привязывает общий вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени.

Г-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия (обстоят-ва), при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Д-это основная часть правовой нормы, содержит само правило поведение (либо требование, запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й.

С-это элемент структуры правовой нормы, кот-й указывает, какие неблагоприятные последствия (меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со ста­тьей нормативного акта, выступаюиiей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может:

- все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

- в одну статью нормативного акта включить несколько право­вых норм;

- элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

- элементы нормы права изложить в нескольких статьях различ­ных нормативных актов. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосред­ственно излагается в статье нормативного акта; 2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда ста­тья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к дру­гой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или нескольким нормативным актам.

Норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают - объясняется рядом причин: 1) пра­вилами юридической техники, которые требуют лаконичного, экономного изложения юридического текста. Если, например, диспозиция ряда норм совпадает, различаясь лишь некоторыми второстепенными признаками.

2)необходимостью соответствия т.е. мысль законодателя и ее словесное выражение должны быть тождественными. Но со временем текст акта может устаре­вать, поэтому формулировки, содержащиеся в статьях акта, тре­буют соответствующего толкования. И здесь необходимо оты­скание всех тр" ех элементов нормы права, чтобы правильно ее истолковать.

3)удобством пользования актом, что также нередко требует, чтобы одна норма права располагалась в нескольких статьях акта или, напротив, в одной статье содержалось несколь­ко норм права.

№74, 75 Понятие источников(форм) права.Виды(основные формы). Под формами (источниками) права нанимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется дли обозначения внешних форм выражения юридических норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например: закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Закрепленные в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение. Различаются следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно- правовой акт.

1.Правовой обычай - называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. (общеобязательные правила поведения).П.О.- это исторически сложившееся правило поведе­ния, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в ре­зультате многократного применения, приводящее к правовым послед­ствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

2.(Судебная практиеа) Судебный прецедент - это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обяза­тельное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким об­разом, данное решение приобретает значение своеобразного об­разца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права.

Он означает, что решению суда, вынесенному в соответствии с уста­новленными фактами, обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Следовательно, судебный прецедент обладает общеобязательной юридической силой. Но он находится в подчиненном положении по отношению к зако­ну, так как, создавая прецедент, суд должен действовать в coor­ветствии с законом. Кроме того, закон может отменить действие судебного прецедента.

При прецедентной форме права прецедент занимает ведущее положение среди других источников права.

Отечественная юриспруденция не признает прецедент в ка­честве источника права, поскольку судебные органы являются лишь правоприменителями, а не творцами права. Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде и некоторых других, преимущественно анг­лоязычных, странах.

3. Правовая доктрина. -Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права. Это означает, что су­дья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснова­ние своего решения ссылаться на труды ученых или их коммен­тарии. Но исследования ученых и научных учреждений прини­маются во внимание правотворческими органами при создании новых законов. Вместе с тем судьи нередко используют при оформлении судебных решений комментарии к кодексам или отдельным законам, но на них нельзя ссылаться в обоснование принимаемых решений. Эти работы могут служить только спра­вочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки: 1) она результат профессиональной научной деятельности; 2) выражает позиции ученых по различным проблемам пра­вового содержания.

4. Договоры нормативного содержания Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате заключения ко­торых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Следовательно, не всякий договор является нор­мативным. Нормативные договоры служат основой для приня­тия последующих нормативных правовых актов. По содержанию нормативные договоры представляют собой юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав п обязанностей. К договорам нормативного содержания принято относить международные акты: конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры. Как правило, они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают зля участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве.(Договорная форма распространена в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений).

5. Религиозные нормы - В некоторых государствах религиозны нормы играют важ­ную роль; а принимаемые законы не могут им противоречить. В первую очередь это относится к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индуистское, иудейское право ос­нованы на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей, некоторых догматах теологиче­ской теории. (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относи­тельно обязанностей правоверного. В совокупности они образу­ют шариат, являющийся основным источником мусульманского права.

6. Принципы права -Принципы права выступают источником права практически во всех правовых системах. В романа-германской правовой се­мье допускается обоснование судебного решения в случае про­

пробелов в праве общими правовыми принципами. Также и в Граж­данском кодексе РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справед­ливости и добросовестности Общие принципы права применяются в международном праве. В юридической науке принято разграничивать общеправо­вые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем отраслям права, например принципы справедливости, гу­манизма, равноправия граждан, законности и др.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права, например, процессуальные отрасли закрепляют принци­пы независимости судей, состязательности и равноправия сто­рон, гласности.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной от­расли права. Так, в семейном праве действует принцип равно­правия женщины и мужчины в семейных отношениях, в трудо­вом праве - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и т.д.

7.Нормативные-правовые акты - это акты правотворчества, в которых, содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе. общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняю­ся государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности обществен­ного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффектив­ность правового регулирования.

№76 Нормативно-правовой акт понятие и признаки – это изданный в устаноиленном по­рядке государственными органами юридический документ, который со­здается в результате правотворческой деятельности roсударства или всена­родного волеизъявления (референду­ма). устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной си­лой roсударства. К нормативно-право­вым актам относятся: конституция (ос­новной закон); законы, подзаконные акты. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, норма­тивный договор. Нормативно-пра­вовой акт характеризуется следyющи­ми признаками: имеет письменную форму; имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов; наиме­вование акта, название издавшегo еro оргaнa, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностноro лица п тд.; обладает определеннoй юрнди­ческой силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта и системе нормативно-правовыx актов; имеет внутреннюю структуру-разде­лы, главы. статьи, части статей, кото­рые содержат нормы права; имеет оп­ределенный предмет регулирования; действует в течение определенного срока; охватывает своим действиeм конкретную территорию; входит в единую иерархию нормативно-право­вых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно­-правовыми актами; содержат правила поведения общего характера, обще­обязателен для всех, кому он адресо­ван; подкреплен возможностью госу­дарственного принуждения в случае нарушения его предписаний.

 

№ 77 Виды и понятие нормативно-правовых актов. Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Н.А является официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий, учреди­тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, 2) федеральные конституционныe законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и связанным с Конституцией; 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества; 4)законы субъектов Федерации - издаются их представительны­ми органами и распространяются только на соответствующую терри­торию. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ – это акты ис­полнительного органа государства, наделенного широкой компетен­цией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные отно­шения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры, 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов госу­дарственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи­зации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субьекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: а) Н.Аты государственных органов; б) Н.Аты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.); в) нормативные акты совместного характера(государственных ор­нов и иных социальных структур); г) Н.Акты, принятые на референдуме. В зависимости от сфер действия нормативные акты делят на: а) общефедеральные; б) Н.Акты субъектов РФ; в) Н.Акты органов местного самоуправления; г) локальные норматйвные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как: а) нормативные акты неопределенно-длительного действия; б) временные нормативные акты.

№78 Понятие, нризнаки и виды законов. Закон-это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке представи­тельным (законодательным) органом или народом на референдуме и регули­рующий наиболее важные обществен­ные отношения. З-н является (наряду с Конституцией РФ) основным источни­ком права. Законы - это первичные норма­тивно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. От остальных актов закон отличается тем, что: принимает­ся специально уполномоченными ор­ганоми; принимается при строгом со­блюдении процессуаэгьного порядка; регулирует наиболее значимые, важ­нейшие общественные отношения; общеобязателен; стабилен; обладает выс­шей юридической силой. Органами, уполномоченными принимать законы. являются: Федеральное Собрание РФ (Государственная дума и Совет Феде­ращш)-федеральные и федеральные конститyционные законы России; зако­нодательные (представительные) орга­ны субъектов РФ - законы субъектов РФ. Правом принятия законов в РФ обладают также граждане; имеющие право избирать и участвовать в рефе­рендуме. Признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить); 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Вывод: Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить з-н вправе отлько тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям: - по их юридической силе (Конституция, федеральный конститу­ционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации); - по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом); - по предмету правового регулирования (конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

- по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

№ 79 Виды законов. Закон-это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке представи­тельным (законодательным) органом или народом на референдуме и регули­рующий наиболее важные обществен­ные отношения. З-н является (наряду с Конституцией РФ) основным источни­ком права. Законы - это первичные норма­тивно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. От остальных актов закон отличается тем, что: принимает­ся специально уполномоченными ор­ганоми; принимается при строгом со­блюдении процессуаэгьного порядка; регулирует наиболее значимые, важ­нейшие общественные отношения; общеобязателен; стабилен; обладает выс­шей юридической силой. Органами, уполномоченными принимать законы. являются: Федеральное Собрание РФ (Государственная дума и Совет Феде­ращш)-федеральные и федеральные конститyционные законы России; зако­нодательные (представительные) орга­ны субъектов РФ - законы субъектов РФ. Правом принятия законов в РФ обладают также граждане; имеющие право избирать и участвовать в рефе­рендуме. Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий, учреди­тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, 2) федеральные конституционныe законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и связанным с Конституцией; 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества; 4)законы субъектов Федерации - издаются их представительны­ми органами и распространяются только на соответствующую терри­торию.

№80. Действие нормативных актов во времени. Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Н.А является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Действие нормативного акта во времени обусловлено порядком опубликования и вступлением его в силу и утратой силы. Нормативно-правовой акт вступает в силy: а) с момента опубликования - опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течении 7 дней со дня его принятия в официальных источниках, неопубликованные акты не вступают в, юридическую силу и не могут применяться.

б) по правилам, установленным действующим законодатель­ством. Так, федеральные законы (федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Пре­зидента РФ и правительственные акты - по истечении семи дней после их официального опубликования, акты исполни­тельных органов - при двух условиях: 1) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если ак­ты носят межведомственный характер и затрагивают права и свободы граждан; 2) после опубликования по истечении десяти дней после их регистрации.

в) с момента, указанного в самом акте.

Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормы, которые устанавливают наказуемость деяния или усиливают меры от-ти, обратной силы не имеют.

Нормативный акт утрачивает свою силу:

а) по истечении срока его дей­ствия (например, Закон «О федераль­ном бюджете РФ»-каждый раз прекра­щает свое действие по окончании текущего года);

б) в результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утра­тившим силу;

в) в результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которогo входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы нo­вые нормы не противоречили положе­ниям Конституции.

г) вступление в силу международного договора, которому противоречат внутригосударственные акты.

д) признание акта неконституционным.

е) приостановление действия акта правомоченным органом.

№81 Действие нормативного акта в пространстве - Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Н.А является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Действие норм.-прав.акта - определяется территорией гос-ва, на которую распространяются властные полномочия(предписания) органов его издавшего. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверхность; 2) не­дра; 3) внутреннее водное простран­ство; 4) внешнее водное пространство (территориальное море - 12 морских миль); 5) воздушное пространство в пределах государственных границ. Кроме понятия территориального про­странства, существует понятие экстерриториального пространство, которое включает в себя пространство, находя­щееся за пределами границ государ­ства, но имеющее статус государствен­ной территории. К экстерриториаль­ному пространству относятся: 1) по­сольства и представительства; 2)военные корабли (в открытом море и пор­тах); 3) все другие корабли (только в открытом море); 4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

Действие актов в пространстве предполагает распростран ние действия акта на территорию данного государства. Этот прос тесно связан с проблемой государственного суверенитета юрисдикции государства. Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между данными государствами.

В федеративных государствах федеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъетов федерации действуют в пределах юрисдикции данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления. Столкновение актов рашается коллизионным правом.

№82 действие акта по кругу лиц. Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства((апатрид) - это человек, не явл-ся гражд-ом РФ и не имеющий доказ-ва наличия гражд-ва иностран-го гос-ва).

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому дей­ствие норматгшно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражда­нам, государственным и обществеиным организациям. Их действие рас­пространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законо­дательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без граж­данства, находящиеся на территории определенного государства, дол­жны уважать его конституцию и соблюдать законы. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дип­ломатического иммунитета на территории другого государства, не мо­гут быть привлечены к уголовной ответствеиности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, воп­рос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Неко­торые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе). Нормативныe акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определен­ные категории (воеинослужащих, пенсионеров, гос-е служащие, учащиеся, жители определенных регионов - Крайнего Севера, районы, где объявленно чрезвычайное положение. В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

№ 83, 84 Понятие, стадии законодательного процесса(З.п) – это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соотвстствую­щего представительного органа.

Для З.п в РФ включает четыри стадии:

а) законодательной инициативы;

б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

в) принятии закона;

г) промульгации и вступления закона в юридическую силу.

1-я) законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномочен­ным субъектом законопроекта или законопредложения. Между законопроектом и законопредложением имеются различия: за­конопроект содержит текст будущего закона со всеми необходи­мыми обоснованиями, а законопредложе­ние содержит лишь идею будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы оз­начает, что представительный орган обязан рассмотреть внесен­ный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законо­проектом.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини­циативы принадлежит - Президент РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституцион­ному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. В России законопроект первона­чально вносится в Гос.думу.

2-я) Обсуждение законопроекта - данная стадия включает в себя работу над законопроектом. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Закон принимается в трех чтениях:

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Чаще всего заслушивает­ся доклад инициатора законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии). Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если зако­нопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по по­правкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми по­правками(и редакционные). Но и на этой стадии законо­проект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов. Прекращение обсуждения законопроекта оформляется спе­циальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

3-я) стадию принятия закона- данная стадия проходит в форме голосования.

ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос.думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Сове­ту Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Феде­рации за него проголосовало большинство членов палаты от об­щего числа членов либо он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос.думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рас­смотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос.дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) ­две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.

4-я) Стадия промульгации предполагает официальное провозгла­шение закона, принятого парламентом. Она включает подписа­ние закона главой государства в установленные сроки и опубли­кование его в официальном источнике, после чего закон вступа­ет в силу.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направ­ляется Президенту РФ для подписания. Но Президент обладает правом вето (кроме федеральных конституционных законов), и если применяет его, то Гос.дума и Совет Федера­ции вновь рассматривают закон с замечаниями Президента. Преодолеть вето можно посредством голосования и получения в обеих палатах две трети (2/3) голосов. После этого Президент подпи­сывает закон в течение семи дней и обнародует его. Число стадий может варьироваться в зависи­мости от характера принимаемогo за­кона и позиции по нему каждой из па­лат Федерального Собрания и Прези­дента РФ. Так, в П.з. появляются дополнительные стадии если принятый Гос.думой закон отклоняется Советом Федерации или Пре­зидент РФ применяет свое право вето. Порядок вступления ФЗ-ов в силу регулиру­ется - ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опуб­ликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Соб­рания». Федеральные законы подлежат опубликованию в тече­ние семи дней после их подписания Президентом (акты палат - не позднее десяти дней) и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Источниками официального опубликования являются «Парламентская газе­та», «Российская газета» и «Собрание законодательства Россий­ской Федерации». В официальном издании указывается срок вступления закона в действие. До официального опубликования закон не имеет силы.­

№ 83, 84 Понятие, стадии законодательного процесса(З.п) – это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соотвстствую­щего представительного органа.

Для З.п в РФ включает четыри стадии: а) законодательной инициативы; б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

в) принятии закона; г) промульгации и вступления закона в юридическую силу.

1-я) законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномочен­ным субъектом законопроекта или законопредложения. Между законопроектом и законопредложением имеются различия: за­конопроект содержит текст будущего закона со всеми необходи­мыми обоснованиями, а законопредложе­ние содержит лишь идею будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы оз­начает, что представительный орган обязан рассмотреть внесен­ный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законо­проектом.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини­циативы принадлежит - Президент РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституцион­ному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. В России законопроект первона­чально вносится в Гос.думу.

2-я) Обсуждение законопроекта - данная стадия включает в себя работу над законопроектом. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Закон принимается в трех чтениях:

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Чаще всего заслушивает­ся доклад инициатора законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии). Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если зако­нопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по по­правкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки. В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми по­правками(и редакционные). Но и на этой стадии законо­проект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов. Прекращение обсуждения законопроекта оформляется спе­циальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

3-я) стадию принятия закона- данная стадия проходит в форме голосования.

ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос.думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Сове­ту Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Феде­рации за него проголосовало большинство членов палаты от об­щего числа членов либо он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос.думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рас­смотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос.дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) ­две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.

4-я) Стадия промульгации предполагает официальное провозгла­шение закона, принятого парламентом. Она включает подписа­ние закона главой государства в установленные сроки и опубли­кование его в официальном источнике, после чего закон вступа­ет в силу.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направ­ляется Президенту РФ для подписания. Но Президент обладает правом вето (кроме федеральных конституционных законов), и если применяет его, то Гос.дума и Совет Федера­ции вновь рассматривают закон с замечаниями Президента. Преодолеть вето можно посредством голосования и получения в обеих палатах две трети (2/3) голосов. После этого Президент подпи­сывает закон в течение семи дней и обнародует его. Число стадий может варьироваться в зависи­мости от характера принимаемогo за­кона и позиции по нему каждой из па­лат Федерального Собрания и Прези­дента РФ. Так, в П.з. появляются дополнительные стадии если принятый Гос.думой закон отклоняется Советом Федерации или Пре­зидент РФ применяет свое право вето. Порядок вступления ФЗ-ов в силу регулиру­ется - ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опуб­ликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Соб­рания». Федеральные законы подлежат опубликованию в тече­ние семи дней после их подписания Президентом (акты палат - не позднее десяти дней) и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Источниками официального опубликования являются «Парламентская газе­та», «Российская газета» и «Собрание законодательства Россий­ской Федерации». В официальном издании указывается срок вступления закона в действие. До официального опубликования закон не имеет силы.­

№85 Понятие и элементы системы права. - это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними. Элементами системы права выступают: 1) правовые нормы- (- это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции,) и это базовый, первичный элемент системы права; 2) правовые институты -это совокупносгь правовых норм, регули­рующих определенный вид общественных отношений; напр: итст-т частной собствен-ти, наследования. 3)подотрасли – это совокупность родственных правовых институтов; напр: авторское, жилищное право явл-ся подотраслями Гражд-го права, муниц-ноеодот-ю администр-го. 4) отрасли права-это совокуп­ность правовых норм, институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. напр.: земельное, гражданское право. Системная организация права имеет важное значение как для за­конодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обя­зан «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Черты системы права: а) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объ­единяются в более крупные образования - институты, подотрасли. отрасли; б) ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает его целостность и единство; в) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию.

№86 Отрасль права: понятие и виды - это упорядоченная совокупность юрид-х норм, регулщих определенную сферу общественных отношений. Отрасль -это наиболее крупное подразделение системы права.Специфика той или иной области общественных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обуслов­ливают необходимость трудового права, управленческие отношения -административного права.Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Выделяют следующие отрасли права: 1) конституционное(государственное)право, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5) земельное, 6) трудовое, 7) семейное, 8) уголовно-исполнительное, 9) аграрное(сельскохозяйственное), 10) экологическое(природоохранное), 11) финансовое, 12) уголовно-процессуальное, 13) гражданское процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли: предпрнимательского, налогового, муниципального, компьютерного, косми­ческого права. Конституционное право – это ведущая отрасль права, предметом ре­гулирования которой являются основы конституционного строя, пра­вовое положение личности, форма правления и государственного уст­ройства; доминирующий метод - императивный. Гражданское право – это регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения; основной метод - диспозитивный. Административное право – это регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятель­ности органов государства; преобладающий метод - императивный. Уголовное право - это охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п.; господствующий метод - императивный.

 

 

№87 Материальные и процессуальные отрасли права. Отрасль права – это совокупность правовых норм и институтов, регули­рующих опрелеленную сферу (род) обшественных отношения. Отрасли права могут быть: 1) материальными - реryлиру­ющими непосредственно обществен­ные отношения; Примерами мате­риальных отраслей являются Гражданское право – это регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения; основной метод – диспозитивный;

Административное право – это регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятель­ности органов государства; преобладающий метод – императивный; Уголовное право - это охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п.; господствующий метод - императивный. 2) Процессуальными - регламентирующими порядок, обо­лочку правового регулирования мате­риальных отраслей. Примерами­ процессуальны






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.