Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа государственного междисциплинарного экзамена






 

для специальности 030501 – Юриспруденция
(специализация – уголовно-правовая;
ведомственная специализация – организация
воспитательной работы с осужденными, очная форма обучения)

 

 

Вологда – 2013


Программа государственного междисциплинарного экзамена для специальности 030501 – Юриспруденция (специализация – уголовно-правовая; ведомственная специализация – организация воспитательной работы с осужденными, очная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. – 88 с.

 

 

Подготовили:

С.А. Боровиков – доцент кафедры уголовного права и криминологии, канд. юрид. наук;

Э.В. Зауторова – профессор кафедры юридической психологии и педагогики, доктор пед. нак., доцент;

Е.О. Лукьянчук – старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными, канд. юрид. наук;

А.М. Потапов – начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными, канд. юрид. наук.

Е.В. Храброва – доцент кафедры юридической психологии и педагогики, канд. пед. наук, доцент.

 

 

Рецензенты:

А.Л. Санташов – заместитель директора по учебной работе филиала МГЮА им. О.Е. Кутафина в г. Вологда, канд. юрид. наук, доцент;

С.П. Середа – ученый секретарь ВИПЭ ФСИН России, канд. юрид. наук.

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании совета юридического факультета ВИПЭ ФСИН России 03.09.2012, протокол № 1

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 1 от 27.09.2012 г.

 

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочим учебным планом по специальности 030501.65 – Юриспруденция (очная форма обучения), специализация: уголовно-правовая, ведомственная специализация: организация воспитательной работы с осужденными определена структура междисциплинарного экзамена, который состоит из разделов по дисциплинам «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика», «Воспитательная работа с осужденными».

Программа разработана в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501 «Юриспруденция», в соответствии с требованиями квалификационной характеристики выпускников вуза по данному ведомственному профилю подготовки.

В программе приводятся примерные вопросы по каждой дисциплине, входящей в структуру междисциплинарного экзамена, информационный минимум по каждой теме учебной дисциплины, практические задания, подобные тем, которые включаются в экзаменационные билеты, а также список основной и дополнительной литературы, нормативных правовых актов и судебной практики, подлежащих тщательному изучению в процессе подготовки к итоговой государственной аттестации. Более подробный перечень дополнительной литературы по каждой теме курсанты могут найти в рабочих программах по дисциплинам.

Порядок сдачи междисциплинарного экзамена

Правила допуска курсантов к сдаче государственного экзамена, утверждение состава экзаменационных комиссий, порядка и графика их работы, процедура пересмотра результатов государственного экзамена определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ВИПЭ ФСИН России от 30 декабря 2011 г.

Согласно утвержденной структуре данный государственный экзамен может быть отнесен к полидисциплинарному[1] типу итоговых аттестационных испытаний, т.к. каждый из теоретических вопросов билета опирается только на одну дисциплину, входящую в структуру междисциплинарного экзамена: в экзаменационный билет включаются 4 теоретических вопроса, обучающийся также выполняет одно практическое задание (по одной из дисциплин, входящих в структуру междисциплинарного экзамена, или относящееся к нескольким дисциплинам).

Аттестационные испытания проводятся, как правило, в устной форме. На подготовку к ответу слушателю предоставляется 40-50 минут. При подготовке к ответу на экзамене обучающийся может использовать настоящую программу. Иные учебно-методические и справочные материалы, которыми аттестуемый может пользоваться при подготовке к ответу по каждой дисциплине, включенной в структуру междисциплинарного экзамена (справочные издания, схемы, таблицы и т.д.) определяются на заседании ГАК.

Члены комиссии вправе задавать отвечающему дополнительные вопросы, относящиеся к любому разделу междисциплинарного экзамена.

Решение государственная экзаменационная комиссия принимает на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов, голос председателя является решающим.

При ответе на поставленные вопросы слушателю необходимо указать наиболее распространенные точки зрения на рассматриваемую проблему, сделать ссылки на действующее законодательство с учетом текущих изменений.

Задачей Государственной экзаменационной комиссии на междисциплинарном экзамене является комплексная оценка уровня подготовки выпускников на соответствие требованиям квалификационных характеристик вуза, ГОС ВПО и ФГОС ВПО по специальности «Юриспруденция».

Результаты итоговых аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания государственных экзаменационных комиссий.

Ответ слушателя на итоговом экзамене оценивается в соответствии с п. 4.60 Инструкции по организации образовательного процесса в федеральном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» от 10 октября 2011 г.

Критерии оценки знаний обучающихся [2]:

– оценка «отлично» ставится, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопросов билета (задания), не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, успешно выполнил практические задания, продемонстрировав необходимые навыки и умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументированно излагать материал, не допуская ошибок;

– оценка «хорошо» ставится, если обучающийся знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета (задания), в целом правильно выполнил практическое задание, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей;

– оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся усвоил только основные положения программного материала, содержание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, практические задания выполнил не в полном объеме, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов;

– оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не знает основных положений программного материала, при ответе на билет допускает существенные ошибки, не выполнил практические задания, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.

Учитывая, что готовность выпускника к профессиональной деятельности является основной целью образовательной программы, предлагается считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера[3].

По разделу государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право» обучающиеся должны:

1. Знать основные положения науки уголовного права; сущность и содержание основных уголовно-правовых понятий, категорий, институтов, правовых статусов участников уголовно-правовых отношений; уголовное законодательство России, общепризнанные принципы и нормы международного публичного и международного уголовного права; уголовно-правовую, криминалистическую, криминологическую характеристику отдельных видов преступлений; сущность и содержание коррупции как социально-правового явления.

2. Уметь определять элементы (обязательные и факультативные признаки) конкретного состава преступления; определять обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела; квалифицировать совершенное общественно опасное деяние в соответствии с положениями действующего уголовного закона; осуществлять разграничение смежных составов преступлений по обязательным и факультативным признакам объективного и субъективного характера, а также пользоваться руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам в процессе квалификации преступлений.

3. Владеть навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм уголовного права; методикой квалификации и разграничения различных видов преступлений.

По разделу государственного экзамена по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» обучающиеся должны:

1. Знать основные направления и содержание уголовно-исполнительной политики; содержание, цели и задачи деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; законодательные и нормативные акты, регламентирующие отбывание наказания осужденными; правовое регулирование реализации основных средств исправления; порядок и условия исполнения и отбывания наказания осужденными в различных видах исправительных учреждений, основания и порядок подготовки к освобождению; отечественный и зарубежный опыт организации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Уметь толковать и применять законы и другие нормативные акты в области исполнения наказаний; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, относящиеся к процессу исполнения и отбывания наказания; изучать законодательство и практику его применения.

3. Владеть навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере исполнения уголовных наказаний; принятия необходимых мер по защите и обеспечению прав человека в процессе служебной деятельности.

По разделу государственного экзамена по дисциплине «Пенитенциарная педагогика» обучающиеся должны:

1. Знать основные направления и содержание уголовно-исполнительной политики; задачи органов, исполняющих наказание; теорию воспитания: категории, задачи, принципы, закономерности и особенности воспитательного процесса; основные положения современной методики воспитательной работы; приказы Минюста и ФСИН России, регламентирующие воспитательный процесс в исправительных учреждениях; отечественный и зарубежный опыт организации воспитательного процесса.

2. Уметьорганизовывать подготовку и проведение различных воспитательных мероприятий с осужденными; правильно использовать имеющиеся силы и средства для организации воспитательного процесса в исправительном учреждении с различными категориями осужденных; прогнозировать изменения и динамику уровня воспитанности осужденного; организовывать взаимодействие с общественностью, отделами и службами исправительного учреждения по вопросам организации процесса исправления осужденных; работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.

3. Владеть научной организацией труда сотрудника-воспитателя; методикой гибкого применения различных средств и методов, приемов и форм педагогического воздействия на осужденных; навыками воспитательной работы с различными категориями осужденных; методикой составления характеристик и других служебных документов; методикой подготовки и проведения аттестации осужденных; навыками оценки результатов исправления личности; организации и проведения воспитательной работы с осужденными по подготовке их к освобождению.

По разделу государственного экзамена по дисциплине «Воспитательная работа с осужденными» обучающиеся должны:

1. Знать основы организационного и научно-методического обеспечения воспитательной работы в УИС; нормативно-правовое регулирование воспитательной работы в УИС, приказы Минюста и ФСИН России, регламентирующие воспитательный процесс в исправительных учреждениях; основные направления и содержание воспитательной работы в УИС; особенности проведения воспитательной работы в исправительных учреждениях различного типа; отечественный и зарубежный опыт организации воспитательной работы с осужденными.

2.Уметь планировать воспитательный процесс; анализировать информацию и принимать правильное решение; организовывать воспитательную работу с различными категориями осужденных; организовывать подготовку и проведение воспитательных мероприятий с осужденными; уметь проводить меры превентивного характера, направленные на предотвращение и пресечение правонарушений и преступлений; решать конфликтные ситуации, возникающие между осужденными; работать над повышением своего профессионального и культурного уровня, повышением педагогического мастерства.

3. Владеть научной организацией труда сотрудника-воспитателя; методикой выработки и осуществления различных вариантов решений в зависимости от сложившейся педагогической ситуации; методикой гибкого применения различных форм педагогического воздействия на осужденных; методикой составления различных видов планов, характеристик и других служебных документов.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.