Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






и владельцем хартленда (СССР).






Модель Спикмеиа получила название ≪ хартленд-римленд≫. От

внутренних и окраинных морей Западной Европы в Балтийском и

Северном морях через Средиземное, Красное моря, Индийский океан

до Японии проходит и заканчивается в Охотском море Великийморской путь. Между центром евроазиатской континентальной массы и этим Великим морским путем лежит большая концентрическаязона. Она включает Западную и Центральную Европу, плоскогорныестраны Ближнего Востока, Турцию, Иран, Афганистан, затем Тибет, Китай, Восточную Сибирь и три полуострова — Аравийский, Индийский и Бирмано-Сиамский.

В подражание Маккиндеру Спикмен выдвинул свою максиму:

• Кто контролирует римленд, тот контролирует Евразию,

• Кто контролирует Евразию, — контролирует мир.

 

30. Геополитическая теория Гара Алперовица

Еще до Второй мировой войныАльберт Эйнштейн высказал предположение, что нацистская Германия попытается произвести бомбу с ядерным зарядом, обладающим огромной разрушительной силой. Перед лицом этой угрозыамериканское правительство Ф. Рузвельта запустило мощную вонную программу ≪ Проект Манхэттен≫, в который за период с

1942 по 1945 г. было инвестировано около 2 млрд долл. и для его

осуществления были привлечены лучшие западные ученые

[Soppelsa, 1994].

Испытание первой атомной бомбы США произошло 16 июля

1945 г., т.е. перед началом Потсдамской конференции (17 июля —

2 августа 1945 г.), на которой главы правительств главных держав — победительниц во Второй мировой войне принимали решения о демилитаризации и денацификации Германии, уничтожении германских монополий, о репарациях, западной границеПольши и др. Интересно заметить, что президент США Г. Трумэн, отдавший несколько дней позже приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, ни словом не обмолвился об испытаниив Аламагордо (штат Нью-Мексико) И. Сталину, который возглавлял советскую делегацию в Потсдаме.

Атомная бомба давала США огромную геополитическую власть

и означала мировой контроль. В связи с этим американский политолог Гар Алперовиц в 1965 г. ввел термин ≪ атомная дипломатия≫

0[Alperoviz, 1965]. СССР испытал атомную бомбу в 1949 г. в Семи-

палатинске, а затем постепенно сформировался ≪ Атомный клуб».

Алперовиц объяснял что атомное оружие – это сдерживание врага.

 

31. Геополитическая теория Саула Коэна

Саул Коэн писал, что взгляды Маккиндера в наше время утратили силу. Так же Он подвергал ревизииидеи Спикмена. Коэн выдвинул модель геополитеческого устройства мира.

Предложенная Коэном модель полицентрична и иерархична. Нуж-

но сказать, что некоторые структурные единицы в его модели идут

от Маккиндера, хотя в этой модели нет жесткого противопостав-

ления Суши и Моря и сделан шаг от геополитики войны к геопо-

литике мира. Но тем не менее в моделировании используются клас-

сические конструирующие элементы, хотя они существенно дро-

бятся, особенно римленд (рис. 7).

Итак, модель Коэна иерархична:

Первый уровень представлен ≪ геостратегическими сферами≫:

Морская (Зависимый от торговли мир морских государств), Ев-

разийская (Евразийский континентальный мир). Это как бы два

полушария, которые в принципе выделял еще Маккиндер.

Второй уровень — геополитические регионы, входящие в пер-

вый иерархический уровень (сферы). В Морскую сферу входят четы-

ре региона: Англо-Америка и Карибы, Западная Европа и Маг-

риб, Внеконтинентальная (Оффшорная) Азия и Океания, Юж-

ная Америка и Африка южнее Сахары. В Евразийскую сферу входит

два геополитических региона — хартленд и Восточная Азия.

На втором иерархическом уровне вне геостратегических сфер

выделены еще три дополнительных образования:

Южная Азия — независимый регион со своим геополитичес-

ким кодом;

Средний Восток — разделительный, точнее — разделенный пояс;

Центрально-Восточная Европа как регион-≪ ворота≫, способству-

ющий потенциально связям между Западом и Континентальной

(Евразийской) геостратегической сферой.

О важном стратегическом положении региона известно давно.

Еще Маккиндер считал независимость и стабильность этого реги-

она решающим фактором евразийского и даже мирового равнове-

сия. Региональные конфликты в Центрально-Восточной Европе

обнажают противоречия в позициях мировых держав, обостряя

отношения между ними.

Таким образом, геополитические регионы— это крупные подраз-

деления геополитических сфер и сравнительно однородные по эконо-

мическим, политическим и культурным признакам.

Третий уровень представлен национальными государствами —

пятью великими державами: США, Россия, Япония, Китай и груп-

пой государств — Европейским Союзом. В пределах великих держав

Коэн выделил ключевые территории: в США— Атлантическое побе-

режье—район Великих озер, в Европейском Союзе— ≪ Центральная

ось развития≫ — акватория Северного моря, в Японии— конурбации

Тихоокеанского пояса, в России— индустриально-аграрный треуголь-

ник Санкт-ПетербургРостов-на-ДонуКузбасс, в Китаереч-

ные долины Центра и Северо-Восток. Рост и взаимодействие сверх-

держав обеспечивают преемственность мировой геополитической

системы.

Четвертый уровень это несколько держав второго поряд-

ка, которые оформились в 1970-е годы, доминировавших в рамках

соответствующих регионов, но не обладавших при этом глобаль-

ным влиянием (прежде всего, вследствие ограниченного участия

во внерегиональных экономических и политических отношениях).

Пятый уровень — это субнациональные территории-≪ ворота≫

(фокусы связей), которые, по предположению Коэна, будут в бу-

дущем проводниками связей между государствами.После гигантского геополитического слома 1980—1990-х годов,

связанного с распадом социалистического лагеря, мировая систе-

ма вошла в состояние поиска нового равновесия.

Геополитические регионы находятся на различных стадиях раз-

вития, поэтому их роли в межрегиональном взаимодействии не

совпадают. Для анализа сбалансированности внутренних и внешних

связей геополитических регионов Коэн предложил использовать

понятие энтропии (от греч. еп и thrope — превращение).

Ориентировочно по уровню энтропии им выделено четыре ка-

тегории регионов:

• С низким уровнем энтропии (Англо-Америка и Карибские

страны; Западная Европа и Магриб; Внеконтинентальная Азия и

Океания).

• Со средним уровнем энтропии (хартленд; Центрально-Вос-

точная Европа; Средний Восток).

• С высоким уровнем энтропии (Южная Азия; Восточная Азия).

• С крайне высоким уровнем энтропии (Африка южнее Саха-

ры; Южная Америка)

 

32. Геополитическая теория Льва Гумилева

Первая волна интереса к евразийству и его последователей, как нам уже известно, поднялась в Русском зарубежье в 1920—1930-е годы. Тогда в центре внимания адептов этой концепции былине глобальные геополитические проблемы, а судьба России, ≪ русская идея≫. Повторимся, что евразийцы исходили из того, что Европа и Запад в целом исчерпали свои духовно-исторические потенции.

На смену им шла мессианская Россия как самобытная евразийская

цивилизация. Основателем геополитической части евразийства был

Савицкий, идеи которого оказали огромное влияние на крупнейше-

го российского географа и историка Л. Н. Гумилева.

Хотя сам Гумилев в своих работах геополитические темы непосредственно не затрагивал, его теория этногенеза и этнических

циклов имеет глубокий геополитический смысл для формирова-

ния российской геополитической науки.

Гумилев довел до предела идею старых евразийцев (того

же Савицкого) о том, что русскиеэто не просто ветвь

восточных славян, а особый этнос, сложившийся на основе тюр-

ко-славянского слияния. Татаро-монголы в его концепции выступают не в качестве поработителей, а в роли хранителейрусского государства от католической агрессии Европы.

Эта идея продолжает оставаться аксиомой для ряда современных санкт-петербургских географов, основываясь на которой ониповторяют многократно опубликованные мысли об азиатском компоненте, придерживаются тюркофилии в своих геополитических

построениях, забывая иногда, что Азия — это не только ≪ Туран≫

старых евразийцев, но и Китай, который имеет очень серьезные

внутриполитические проблемы с ≪ тюркским≫ компонентом, Япо-

ния и т.д.

В качестве причин этногенеза как естественного процесса, т.е.

рождения народа или государства, Гумилев выдвинул

≪ пассионарный толчок≫ как результат извержения ≪ избыточ-

ной биохимической энергии биосферы≫, не поддающегося ни-

какой периодизации [Гумилев, 1989, с. 755]. Это необъясни-

мый синхронный всплеск биологической и духовной энергии.

По мере убывания уровня пассионарности этнос деградирует.

Великороссы, по утверждению Гумилева, являются относительно ≪ молодым≫ этносом, сплотившим вокруг себя суперэтнос евразийской империи. В то же время западная цивилизация находится в последней стадии этногенеза, является конгломератом ≪ химерических≫ этносов. Центр тяжести неизбежно должен переместиться

к более молодым этносам.

В этой ≪ стройной≫ теории недостает одного и самого важного

научного критерия— критерия возраста этноса. Если, например,

вести отсчет возникновения этноса, формирующегося на территории США, с момента всплеска его пассионарности, породившейвойну за Независимость (1775—1783), а новый французский этносс Великой Французской революции, то эти два этноса будут гораздо моложе евразийского.

Таким образом, и неоевразийцы, не входящие непосредствен-

но в дугинскую геополитику, опираются на географический де-

терминизм и противопоставление ≪ торгашеской≫ атлантистской и

находящейся по своему возрасту в стадии загнивания (в ≪ зоне об-

скурации≫) цивилизации, с одной стороны, и более молодой ев-

разийской цивилизации — с другой. Следовательно, и здесь мы

сталкиваемся с возведением в абсолют противоречий России (а в

будущем воссозданной евразийской империи) с Западом и ее лидером в лице США. Неоевразийцы тем не менее признают возможность геополитического компромисса с Западной Европой приусловии ее переориентации на антиамериканские позиции.

33. Геополитическая теория Самуэля Хантингтона

 

Своеобразным ответом Ф.Фукуяме прозвучала статья гарвардского профессора Самюэла Хантингтона " Столкновение цивилизаций? ", опубликованная в 1993 г. в журнале " Форин Афферс'

С окончанием “холодной войны”, рассуждает С.Хантингтон, наступает не “конец истории", а конец западной фазы развития международной политики, когда в " центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападнымицивилизациями'', народы и правительства которых " уже не выступают как объекты истории – мишень западной колониальной политики, а наряду с Западом начинают сами двигать и творить историю''

Но почему неизбежно столкновение цивилизаций?

Во-первых, потому, полагает С.Хантингтон, что различия между цивилизациями не просто реальны, но наиболее существенны.

Во-вторых, потому, что " мир становится все более тесным''.

В-третьих, " процессы экономической модернизации" и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации - государства как источника идентификации.

В-четвертых, пишет он, господство Запада вызывает " рост цивилизационного самосознания" в незападных странах, " у которых достаточно стремления, воли, ресурсов, чтобы придать миру незападный облик”.

В-пятых, потому что " культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу". Причем С.Хантинггон придает особое значение национально-этническому, а еще более религиозному факторам: " В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: " На чьей ты стороне? " И человек мог выбирать - на чьей он стороне, а также менять раз избранные позиции. В конфликте же цивилизаций вопрос ставится иначе: " Кто ты такой? " Речь идет о том, что дано и не подлежит изменениям. И, как мы знаем, из опыта Боснии, Кавказа, Судана, дав неподходящий ответ на этот вопрос, можно немедленно получить пулю в лоб. Религия разделяет людей еще более резко, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом, и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином"

С.Хантинттон делает на основании этих рассуждений вывод, прямо противоположный тезису Ф.Фукуямы об " очевидности" триумфа Запада и западной идеи: "...попытки Запада распространить свои ценности: демократию и либерализм – как общечеловеческие, сохранить военное превосходство и утвердить свои экономические интересы наталкиваются на сопротивление других цивилизаций. Правительствам и политическим группам все реже удается мобилизовать население и сформировать коалиции на базе идеологий, и они все чаще пытаются добиться поддержки, апеллируя к общности религии и цивилизации".Сам " тезис о возможности " универсальной цивилизации" - это западная идея", - считает С-Хантингтон.

По его мысли, в современном мире различаются " западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации"

Главная " линия разлома" между цивилизациями пролегает в Европе между западным христианством, с одной стороны, православием и исламом - с другой. “События в Югославии показали, что это линия не только культурных различий, но временами и кровавых конфликтов", пишет он. В Евразии " линии разлома" пролегают на северных рубежах исламского мира между ним и православием, в Южной Азии между мусульманами и буддистами, между Китаем н США.

Основным столкновением цивилизаций на глобальном уровне С.Хантинггон считает " конфликт между Западом и конфуцианско-исламскими государствами". Он замечает, что " уже 13 веков тянется конфликт вдоль линий разлома между западной и исламской цивилизациями" и военная конфронтация между ними на протяжении последнего столетия привела к войне в Персидском заливе против Саддама Хусейна. Конфуцианскую угрозу автор усматривает прежде всего в наращивании военной мощи Китая, в обладании им ядерным оружием и в угрозе его распространения в других странах конфуцианско-исламского блока. " Между исламско-конфуцианскими странами и Западом разворачивается новый виток гонки вооружений".

34. Геополитическая теория Чжао Хунвэя

Хунвэй утверждает, что 21 век это век борьбы полюсов.

1) Евроатлантический полюс (Вашингтон и Лондон)

2) Европейский полюс (Рим, Берлин, Париж)

3) Евроазиатский (Москва, Пекин, Дели)

Каждый из полюсов держивается на столпах (столпы в скобках)

 

 

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.