Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрешение конфликтов в психологии






Возможность решения столкновений носит в психологии название управление конфликтами. Однако управлять конфликтом можно лишь в том случае, когда вы четко осознаете структуру конфликта.

В психологии выделяют несколько основных способов разрешения конфликтов:

· компромисс, то есть, когда обе стороны делают определенные уступки друг другу для достижения более менее удовлетворительного решения;

· уступка, когда одна из сторон «сдает» свои позиции по причине неправоты или же из желания завершить конфликт, кроме того, этот шаг возможен в результате давления со стороны третьего лица;

· уход, избегание проблемы является решением конфликта с минимальными потерями, однако в большинстве случаев именно уход провоцирует образование нового, более сильного конфликта, поэтому этот способ самый нежелательный.

Выбор способа разрешения конфликта зависит от многих факторов, таких, как характер участников конфликта, уровень ущерба, нанесенного оппоненту, а так же и собственный ущерб, возможные неприятности, последствия столкновения, продолжительность конфликта, а так же статус объекта конфликтной ситуации и его оппонента.

31. Приведите примеры использования психологических знаний в преподавательской деятельности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании студентов. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд психологических способностей: 1. дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся; 2. экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала; 3. перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; 4.организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся; 5. суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: в темпераменте; в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей

32. Обоснуйте необходимость учета индивидуально-психологических особенностей студентов в процессе учебной деятельности. Многие исследователи в области психологии и педагогики выявили тот факт, что одни студенты много и охотно работают над овладениями новыми знаниями. Возникающие при этом трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели. Другие же все делают «из-под палки», а препятствия резко снижают их активность.Педагоги и психологи объясняют это индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. К таким особенностям относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др.По характеру учебной деятельности и соответствующим ей моделям поведения выделяют три типа студентов.У первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин. Студенты проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку.Для студентов, отнесенных к второму типу, характерна четкая ориентация на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».Наконец, у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Этот тип демонстрирует минимальный уровень активности и творчества. Нам представляется, что познавательная активность включает широкий круг задач. Она может явиться составной частью различных видов как учебной, так и внеучебной деятельности обучающихся, содействующих углублению и расширению сферы познания студентов в избранной ими специальности. Мы исходим, главным образом, из необходимости формирования у студента творческих качеств личности, потребностей и возможностей выйти за пределы изучаемого материала, способности к саморазвитию и непрерывному самообразованию.

В целом познавательная активность, выступая как важнейший фактор развития студентов, характеризуется потребностью в расширении общего кругозора, повышения интеллектуального уровня.

33. Дайте интерпретацию высказыванию А.Н. Леонтьева - «Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы – борьба личности против своего духовного разрушения…» проходящий через записки А.Н. Леонтьева, кратко раскрывает присущее деятельностному подходу понимание психологии личности как системной и аксиологической психологии. «…Личность… ее коперниканское понимание: Я нахожу свое “Я” не в себе самом, его во мне видят другие, а вовне меня существующем – в собеседнике, в любимом, в природе, а также в компьютере, в Системе. …Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы – борьба личности против своего духовного разрушения. Эта борьба никогда не прекращается. Суть в том, что существуют эпохи ее заострения. Беглые соображения о культурах как типах путей (или тупиков) глобальных решений всех заострений. Путь отрешения от внешнего – индуизм, дзен, христианство. Путь организации внешнего – социальные концепции общества будущего… Нужно отметить, что в сартровском экзистенциализме интересно схвачены изменения, которые претерпевает личность при переходе от жизненного действия к эпохе устроения, организации жизни» (АН. Леонтьев, 1983, с. 241–242).За этими строками все более явно проступает совершенно необычное понимание психологии в целом, а не только психологии личности. В прощальных записках А.Н. Леонтьева, названных им самозавещанием, эмбрион психологии XXI в. Эта психология – ценностная этическая драматическая психология. Эта психология насквозь культурно-историческая психология. И наконец, это психология как социальное конструирование миров. Когда вчувствуешься в эти полные отчаянного прозрения строки Алексея Николаевича, то невольно всплывают слова Осипа Мандельштама, заявившего: «Попробуйте меня от века оторвать, на этом вы себе сломайте шею!»А.Н. Леонтьева нельзя оторвать от культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, романтической психологии А.Р. Лурия. Их нельзя оторвать от XX в. И без них нельзя пройти в XXI в. Л.С. Выготский, АР. Лурия и АН. Леонтьев – люди эпохи жизненного действия, мечтавшие и делавшие психологию как действенную науку.Как жить в настоящем и заниматься будущим? Ответ прост: делать школу, растящую личность, а не школу как фабрику по выделке голов. Со школьной жизнью, ее организацией связан пятый тезис леонтьевского самозавещания. Размышляя о том, что ждет школу в XXI в., он пророчески замечает: «Кризис школы. Взрыв дидактики. Не “заполнение дыр”, а вооружение… Игровое освоение мира» (А.Н. Леонтьев, 1994, с. 278). Именно историко-эволюционный подход позволяет прогнозировать и структурировать поле проблем и направлений, с которыми связано будущее развитие неклассической релятивистской психологии: рост междисциплинарных исследований, опирающихся на универсальные закономерности развития систем; переход при постановке проблем анализа развития личности от антропоцентрической феноменографической ориентации – к историко-эволюционной ориентации; появление дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную проектировочную науку, выступающую фактором эволюции общества

34. Установите психологические особенности развития личности в студенческом возрасте Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно – в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (18–25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости – взрослости основано на социально-психологическом подходе. Студенческий возраст характеризуется наиболее благоприятными условиями для психологического, биологического и социального развития. В этот период самая высокая скорость памяти, реакции, пластичность в формировании навыков. В личности на этом этапе доминантным является становление характера и интеллекта. Активно развиваются морально-ценностные и эстетические чувства. Быстро осваиваются социальные роли взрослого: гражданские, профессиональные, экономические, семейные. Формируются и закрепляются склонности, интересы. Определяются жизненные цели и стремления. Достигается высокий уровень развития физических и интеллектуальных сил, активно растут творческие возможности, обогащается эмоционально-чувственный содержание, расцветает внешняя привлекательность. Все это часто приводит к несколько эйфорические, иллюзорные представления о неисчерпаемости и безграничность такого состояния и приводит к нерациональному, бесцельного, бесплодного расходов физических и духовных сил.

35. Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы научные положения темы «Проблема биологического и социального как факторов личностного развития в отечественных и зарубежных теориях»?

36. Докажите роль воспитания в развитии личности. Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности В отличие от социализаци ее, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитания), как своеобразныйй механизм управления процессом социализации идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности Вы иховання выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности Сила воспитательного воздействия заключается в целеустремленности, систематичности и в квалифицированном руководстве Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует его участия, вместо наследственность и среда действуют не сознательно и подсознательно Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человекдини.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) к определению Ання единственным средством изменения человеческой природ.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем м специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и трудоспособностиі.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности развития задатков и превращения их в Способности, а также для развития в таланта, нужны работоспособность и трудолюбие Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитанияня.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и о овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками происходят под руководством воспитателя Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель пос лаблюе свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельноо.1

Воспитание вносит в судьбы людей разный вклад: от незначительного до максимально возможного Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя Лозунг \" воспитание может все\", с которым Неоднораз ЗОВО выступала педагогика, себя не оправдалае виправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем временем не приобретают никакой психической качества, присущего (исследование Н И Ладыгина-Котс)с).

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня ее подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды Диапазон восприятия воздействия очень широк - от полного игнорирования воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя Существующий \" сопротивление воспитанию\", как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результату.

 

37. Найдите взаимосвязь между героем-одиночкой - популярным персонажем американского кинематографа и примерами похожих идей в психологических теориях личности.?

38. Критически оцените основные факторы Вашего личностного развития?

39. Раскройте понятие «Иллюзии восприятия». Иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

 

40. Дайте интерпретацию словам Г.Гейне: «Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история».? Каждый человек есть Вселенная, которая с ним рождается и с ним умирает..." И в нашем масштабе это верно. Для людей реально существуют и любовь, и добро, и зло. В своей жизни человек должен руководствоваться нормами морали и присущим ему " здравым смыслом". Только вот в тех редких случаях, когда он выходит за рамки обыденности, касается более глобальных вопросов - эти нормы и " здравый смысл" применять нельзя. Они годятся для своего уровня, но в общем случае зачастую ведут к ошибочным выводам, а, следовательно, к неправильным поступкам. В этом мире все относительно. Все мы – часть Вселенной. Большой Вселенной, которая заботится о каждом из нас, даже если мы этого не замечаем. Для каждого из нас в этой Вселенной есть своё место, своё назначение, которое мы выполняем, идя по жизни. Все мы – часть единого целого, как клетки одного организма. Но вместе с тем каждый из нас тоже является маленькой вселенной со своими законами, принципами, представлениями о собственном мире и мире вообще. Каждый человек уникален, неповторим и по своему прекрасен. Но вот парадокс: если мы так прекрасны, любим красоту в любом её проявлении и наслаждаемся ею, то почему мы так нетерпимы друг к другу? Почему мы ведём себя по отношению к миру и людям так, словно мы завоеватели, а не частички единого целого? Мы пытаемся навязать своё мнение, обижаемся, когда поведение других людей не соответствует нашим ожиданиям, критикуем их за недостатки – и всё это считаем правильным, ибо свято уверенны в том, что те законы, которые действуют в нашей вселенной - единственно верные для всех… Познать же эти " вселенные", охватить, воспринять сердцем и умом сущность " всемирной истории", заключенной в каждом, может только человек с тонкой организацией чувств, с богатым собственным внутренним миром, человек, " душа" которого, по образному выражению, не перестает трудиться

41. Проанализируйте, как развивается внимание на занятиях по психологии».? Внимание как психический процесс, выражается в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность. Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Как известно, что от степени развития внимательности зависит успех личности. А формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины и т. п. Со всем этим и многим другим мы сталкивались на занятиях по психологии. Начну с того, что сама психология как наука очень интересна, ведь посредством ее мы, тем самым, познаем себя, открываем что-то новое и учимся сравнивать себя с другими. И хотелось бы отметить, что хороший юрист должен быть во-первых хорошим психологом, и многие магистранты зная об этом усердствовали при изучении психологии. В принципе все были вовлечены в учебный процесс, что уже говорит о значимости и интереса к данной дисциплине. Что касается развития внимания, то как правило, Этому содействуют: мобилизация сознательного отношения учащихся к учебной работе, о чем было ранее сказано; ясная и конкретная постановка учебных заданий, к примеру, строго каждую субботу мы сдавали СРМ, вот например, я при выполнении задания отложив все дела и сосредоточившись лишь на нем, а также создание отчетливого представления о результате, к которому надо стремиться, как правило, поощрением были высокие баллы мобилизация активности магистрантов на занятии, обучение их определенным приемам учебной работы, развитие у них наблюдательности, умения активно воспринимать учебный материал; например, неоднократно нами на занятиях проводились различные психологические исследования, тесты, к тому же благотворно на развитие внимания влияло и то, что практически все лекции доводились посредством прожектора, все занятия проходили насыщенно и неординарно. Как очередная тема, так мы открывали в себе что-то новое постоянная требовательность преподавателя к вниманию учащихся, воспитание у них ответственного отношения к учебным занятиям и к качеству выполняемой учебной работы, - и в действительности у нас всегда была хорошая дисциплина на занятиях, чрезмерная заинтересованность, что уже говорит о наличии внимательности развитие устойчивости внимания магистрантов путем постепенного повышения объема, продолжительности и трудности учебных заданий. Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно

42. Объясните с точки зрения психологии, что первое впечатление оказывает большое влияние на последующие отношения. Первое впечатление - образ и эмоциональное отношение к этому образу, которые формируются у других людей от человека, которого они увидели в первый раз в той или иной обстановке.

Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.

Первое впечатление формируется за нескольких секунд и закрепляется в течении ближайшей минуты. Оно зависит от следующих факторов:

1. Как человек держится телом (осанка, походка, жесты, взгляд, мимика).

2. Каким голосом и с какими интонациями говорит. (Какой тон и тембр, уверенно или с волнением, весомо или наоборот и т.д.)

3. От смысла произнесенных слов первое впечатление зависит тоже, но в значительно меньшей степени, чем от первых двух пунктов.

Первое впечатление очень сильно влияет на то, как будут относиться окружающие к человеку пока не узнают его ближе. Иногда люди говорят - " Он мне сразу понравился (как вариант - не понравился)".

В некоторых случаях справедливо утверждение " У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление". Это характерно для ряда профессий: продавец, тренер и т.п., в которых особенно важно установить эмоциональный контакт с человеком или группой.

Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. д.

Эффект первого впечатления причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения наряду с эффектом ореола, эффектом снисхождения, эффектом центральной тенденции, логической ошибкой, эффектом порядка, эффектом контраста, профессиональными, этническими и поло-ролевыми стереотипами.

 

43. Определите те проявления, которые относятся к личности: конституция, возраст, имя, образование, темперамент, профессия.? Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Конституция человека, в отличие от его физического развития, это характеристика конкретного человека, которая остается постоянной на протяжении всей его жизни, то есть она не имеет возрастной периодизации. По сути, конституция человека — это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Из факторов внешней среды, под влиянием которых реализуются особенности конституции (социально-экономические условия, питание, перенесенные болезни, занятия физической культурой и спортом), особенно в детском и подростковом возрасте. Конституция, как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека. Если рассматривать весь спектр жизненных доминант и установок, то, в конечном счете, они детерминированы нашей конституцией: потребности, способности, интересы, желания, искушения, проблемы алкоголизма, курения, наркомании имеют генетическую компоненту при всей значимости среды и воспитания в этих вопросах. Возраст и становление личности Чаще всего возраст любого объекта определяется как длительность его существования. Применительно к человеку возраст связывают не только с длительностью существования (исчисляемого с момента рождения), но и с рядом последовательных фаз становления, развития личности. Известный российский психолог Л. С. Выготский (1832—1920 гг.) определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. С его точки зрения, хронологический возраст и психологический возраст — два разных, несовпадающих понятия. Кроме того, в сферу представлений человека о времени включаются также события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти. Этот масштаб времени называется историческим временем личности. Иногда выделяют еще и социальное время личности, которое связано с освоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта. Именно это время фиксирует значимые этапы социализации. Имя и личность Отвечая на вопрос - Зачем имя человеку и какова его роль в культурном, социально-психологическом развитии человечества?» И на этот счет, наиболее ясно и образно определил функции имени в истории человечества замечательный русский философ А. Ф. Лосев. Он писал: «Без имени — было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом создан и держится мир...» Появление имени знаменует начало человеческого общения, которое предполагает выделение Другого и определение его социального статуса. Имя — стихия разумного общения живых существ... Без имени человек — антисоциален, необщителен, неиндивидуален, и, по мнению А. Ф. Лосева, он — человек, не имеющий имени, является «вечным узником самого себя,.. он — чисто животный организм». Роль и значение образования в становлении личности Человека как индивид, как социально активную личность создают, формируют образование и воспитание. Образование является важнейшим основанием и свидетельством уровня развития экономики, политики, духовности, культуры, нравственности как наиболее общий, интегральный показатель развития как личности, так и любого общества в целом. Не зря говорят: каков уровень образования, такова и страна, ее граждане. Понятие " образование" философия определяет как " общий духовный процесс формирования человека и результата этого процесса — духовного облика человека" Роль и значение образования осознается прежде всего как непременный фактор прогрессивного развития как отдельного человека, так и человечества вообще. Образование — это также инструмент, который дает личности, стремящейся к этому, возможность доступа к знаниям, которые помогают ориентироваться в сегодняшнем сложном мире". Существенное значение имеет определение и уяснение образования как целостной социальной системы. Без этого нельзя понять его сущность, роль и предназначени

44. Раскройте высказывание С.Л. Рубинштейна - «Для человека другой человек – мерило, выразитель его человечности». Дайте интерпретацию этой мысли В книге " Человек и мир" С. Л. Рубинштейн в принципиальном плане отдавал приоритет отношениям человек — мир: " отношения человека к человеку, к другим людям нельзя понять без определения исходных отношений человека к миру как сознательного и деятельного существа". Более того, у него довольно четко выражен приоритет Я: " Каждый индивид как " я" отправляется от " ты", " он" (2-е, 3-е лицо), когда " я" уже осознано как таковое. Так что нельзя сказать, что " ты" как таковое предваряет " я", хотя верно, что другие субъекты предваряют мое осознание себя как " я". И все же С. Л. Рубинштейн " метался" между " я" и " ты": " Для человека другой человек — мерило, выразитель его " человечности"... и далее: " Фактически, эмпирически, генетически приоритет принадлежит другому " я" как предпосылке выделения моего собственного " я". " Концепция " зеркала" существует и применительно к человеку. Иными словами, в бытие есть не только объект, но и другой субъект - " зеркало", которое отражает и то, что я воспринял, и меня самого. Для человека другой человек - мерило, выразитель его " человечности". То же для другого человека мое " я". Ввиду их симметричности и равноправности каждый человек одновременно и представитель человечества - " рода" человек, и выразитель, мера " человечности" других людей". В продолжение этой мысли интересный вариант развития личности в результате видения отраженного Я в другом предложил В. А. Петровский. Очень многое роднит его подход как с представлениями С. Л. Рубинштейна, так и Мартина Бубера о взаимоотношениях Я и Ты. Петровский предполагает, что процесс развития Я в результате взаимодействия с Ты другого может быть дополнен процессом, разворачивающимся в результате отражения собственного Я в другом. В этом случае собственное Я, наблюдая отраженное Я в другом как в зеркале, может развиваться, преодолевая различия самовосприятия собственного Я и восприятия собственного Я в другом. Что касается мира и другого, то разница между ними весьма и весьма относительна. Ведь, если другой — это целый мир, то встреча с ним — это счастье, если есть способность к " прозрению и познанию сущности другого человека". В любом случае " Я для другого человека и другой для меня — является условием нашего человеческого существования". С этой точки зрения Ты выступает в двух ипостасях: и как субъект-, и как объект-партнер, имеющий в себе свой собственный мир. В этом смысле мы не нарушаем логику субъективности-объективности, вводя Я — Ты в число образующих сознания С получением фундаментального образования человек становится личностью, т. е. рассматривается уже как общественное существо, характеризуемое включением его во многие сферы жизнедеятельности, имеющее значительные социальные контакты и связи. Темперамент в структуре личности СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера. ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Таким образом, темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Соотношение личности и профессии Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основ­ных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния про­фессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессио­нальности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций. Вторая заключается в признании фак­та влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбо­ра профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последу­ющих этапах.

45. Разработайте примерный план проведения наблюдения, целью которого будет являться выявление особенностей эмоциональной сферы человека? Наблюдение взято с книги А.Пиза «Психология эмоций».
Объект: представители разных культур
Предмет: мимика и пантомимика, экспрессия звуков; внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д.
Цель: выявление особенностей эмоциональной сферы человека
Гипотеза: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это было продемонстрировано через исследование, где показывались фотографии людям из пяти стран (культур) — Чили, Аргентины, Бразилии, Японии и США — и просили их оценить, какие эмоции отображались каждым выражением лица. Большинство людей в каждой культуре соглашались с тем, что выражения эмоций действительно могут быть универсальными. Однако культурные особенности и особенности воспитания могут отразиться на проявление эмоций человеком.
Вид наблюдения: лабораторное, открытое (наблюдаемы знает, что за ним наблюдают), контролируемое, невключенное.
хронологическая организация наблюдения: единичное наблюдение
запись наблюдения: в виде сплошного протокола
дата, время, место проведение.
Наблюдаемая ситуация: В лаборатории находится диван, телевизор и двд проигрыватель. Наблюдаемый усаживается на диван и ему показывается фрагмент фильмов с разными сценами: насилия, ужасов, романтических и комических сцен. Наблюдатель, который наблюдает за объектом следит за его реакцией через стекло Гезелля: мимикой, жестами ит.д. все данные фиксируются. Затем к испытуемому подсаживается еще один человек. На экране показываются аналогичные сцены, но из других фильмов. Наблюдатель следит и фиксирует жесты, мимику, реакцию участников. Затем такая же последовательность действий производится и с другими участниками наблюдения. Все данные заносятся в протокол.
А. Пиз проверил эту формулировку в ряде исследований, которые показали, что японцы и американцы имели одинаковые выражения лица, когда они в одиночку смотрели фильмы о хирургических операциях и катастрофах, но когда они смотрели те же фильмы в присутствии исследователя, то японцы в большей степени, чем американцы, маскировали выражение негативных эмоций на лице с помощью улыбки. Таким образом, наедине с собой человек показывает врожденные выражения эмоций, а на людях — управляемые выражения, обусловленные воспитанием и культурными особенностями.

46. Составьте небольшую анкету, направленную на выявление особенностей познавательной активности студентов Отвечая на вопросы, подчеркните нужный ответ. 1. Сколько времени в день Вы тратите на подготовку к занятиям? До 30 мин., от 30 мин. до 1 часа, от 1 часа до 1, 5 часов, более 1, 5 часов. 2. Какое количество книг и статей по предметам Вы изучили в течение последнего полугодия? 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти. 3. Как часто Вы осуществляете поиск ответов на вопросы при подготовке к занятиям в литературе? Никогда, почти никогда, редко, иногда, средне, часто, почти всегда, всегда. 4. Как часто Вы осуществляете поиск ответов на вопросы при подготовке к занятиям в Интернете? Никогда, почти никогда, редко, иногда, средне, часто, почти всегда, всегда. 5. Создаете ли Вы какие-либо нововведения в процессе учебы (например, самостоятельно придумываете схему, создаете таблицы для систематизации материала и т.п.)? Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда. 6. Как часто Вы обращаетесь за помощью к преподавателям при подготовке к занятиям? Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда. 7. Как часто Вы обращаетесь за помощью к другим студентам при подготовке к занятиям? Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда. 8. Применяете ли Вы полученные в процессе обучения знания в жизни? Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда. 9. Используете ли Вы полученные знания для объяснения жизненных событий и ситуаций? Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда. 10. Сколько необязательных заданий Вы выполнили в процессе учебы за последние полгода? 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти. 11. Какое количество источников дополнительной литературы Вы изучили самостоятельно? 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти. 12. Сколько занятий Вы посетили добровольно (вне расписания, в том числе на других факультетах и в других вузах)? 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, более 20-ти. 13. Часто ли Вы посещаете лекции? Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда. 14. Если редко и никогда, то почему? Много домашних дел, низкое качество лекций, занятость другими учебными задачами, собственная лень, совмещаю учебу с работой. 15. Прорабатываете ли Вы свои конспекты лекций? В тот же день, при подготовке к занятию, при подготовке практике, только при подготовке к зачету или экзамену. 16. Какие виды работы Вы используете при подготовке к семинарам? Конспектирование обязательной литературы, выполнение домашних заданий, поиск ответов на поставленные вопросы, выделение непонятных вопросов, разбор вопросов с другими студентами. 17. Какими источниками знаний Вы предпочитаете пользоваться? Лекциями, рекомендуемыми учебниками, конспектами и разработками других студентов, дополнительной литературой в библиотеке. 18. Ведете ли Вы ежедневник (своеобразный дневник) по организации учебной работы? Всегда, почти всегда, часто, средне, иногда, редко, почти никогда, никогда. 19. Как Вы обычно готовитесь к зачетам и экзаменам? Заблаговременно по всем предметам, заблаговременно только по некоторым предметам; оставляете подготовку «на последние дни». 20. Верно ли, что Ваша учебная активность в вузе выше, чем в школе? Значительно выше, выше, несколько выше, такая же, несколько ниже, ниже, значительно ниже

47. Объясните различие между помощью профессионального психолога и советами друзей. Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем. Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), [1] традиционно выделяют следующие:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает " целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

 

48. Объясните, почему удовлетворение потребностей в общении является необходимым условием нормального психического развития ребенка. С самого рождения для полноценного развития ребенку необходимо общение. В первые годы жизни закладываются основы личности, основы деятельности растущего ребенка. И чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него общение с взрослым. В первые пол года жизни ребенок общается по средствам улыбок, гуления, обменом взгляда.

На первом году жизни, если малыш не получает внимания и тепла от окружающих его взрослых — это приводит к замедлению всех сторон развития ребенка. Может проявляться в отставании умственного развития, отсутствии сформированной речи, недостатке инициативности, замедляется развитие эмоциональной сферы ребенка, возникают трудности в установлении прочных взаимоотношений с взрослыми, проявляется двигательная вялость, ребенок начинает отставать интеллектуально, становится пассивным, скованным, неуверенным или наоборот жестким или агрессивным. И возместить потребность во внимании взрослых в более старшем возрасте бывает очень трудно.

В процессе общения ребенка с взрослым, формируется образ самого себя, образ взаимоотношений с другими людьми, избирательные привязанности, духовность. Общение с взрослым влияет на психическое развитие ребенка.

Взрослый является центром внимания для ребенка и таким образом предметы, которые малыш видит в руках родителя, становятся привлекательными, нужными. Взрослые должны показать детям как, управляться с этими предметами, как играть. Необходимо показать, как укачивать куклу, строить из кубиков дом, гараж, как правильно держать ложку, пить из чашки и т.д. Без обучения как владеть предметами, как играть с игрушки ребенок просто не знает, что и как можно с ними делать. Только после обучения, владение предметами, игра, становятся осмысленными и содержательными. Но просто обучение, не даст плодов, ребенку необходимо общение, с ним надо разговаривать, поддерживать, хвалить за действия, проявлять положительные эмоции. Все это приучает ребенка к общению и сотрудничеству.

У ребенка развивается речь, которая несет умение обмена информацией, он учится позитивному общению, овладевает употреблением все большим количеством предметов. Все это, несомненно, влияет в дальнейшем на успешное развитие отношений со сверстниками. Во время общения, ребенок познает себя и других людей, малыш учится оценивать окружающих, себя и свои действия.

По мере взросления, общение с взрослым уже не ограничивается, наглядной ситуацией владения предметами, которые можно увидеть в руках у взрослых. Общение переходит в другое русло. Они уже могут обсуждать явления и события, времена года, явления природы (снег, дождь, ветер…), устройство окружающего мира (строения, самолеты, машины….), разнообразие животного мира и прочее. Так же могут обсуждаться отношения, переживания, совместные воспоминания, и все это возможно, через общение с взрослым, становится значимым для ребенка. Малыш начинает задавать все больше вопросов.

49. Назовите тот вид памяти, который дает возможность человеку хорошо запоминать таблицы и картины. Образная память — память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными вида­ми. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти осо­бенно интенсивно развиваются в связи со специфическими ус­ловиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

 

 

50. Дайте интерпретацию типам темперамента главных героев романа А.Дюма «Три мушкетера» Атос – холерик, сангвиник - Д’Артаньян, Портос – флегматик, меланхолик – Арамис. Атос – боец, воин, суровый и решительный. Это острый ум, приверженность строгим правилам поведения, врожденное благородство, в то же время – фатализм. Не забудем, что имя этого мушкетера – Атос есть также иной перевод названия горы Афон, обители суровых, ведущих аскетичный образ жизни монахов. Родовое имя – граф де Ла Фер, то есть «железо», «сталь», еще более подчеркивает жесткость и однозначность этого образа. Вспомним историю первого знакомства с миледи, излагаемую Атосом д`Артаньяну после своего освобождения из подвала. Читатель остается в некотором недоумении. С одной стороны, как мог молодой граф, до этого страстно влюбленный в эту женщину, так жестоко с нею расправиться, пусть даже уличив её во лжи? С другой стороны, каким образом она все-таки тогда избежала смерти? Здесь тайна, некоторые разъясняющие подробности которой откроются лишь в конце романа, но дело в том, что для честного Атоса они не имеют значения, для него главное – его собственный поступок и его вина, приняв которую он не ищет себе оправдания. Да, несомненные аристократическая прямота и жесткость, но далеко не всегда жестокость! Мы помним, с какой отеческой заботой Атос относится к д`Артаньяну и насколько ему близки идеалы дружбы и взаимопомощи. Этому типу личности могла бы, согласно принятой во времена Дюма традиции, соответствовать стихия духовного Огня или Света, священное животное и астрологический символ – Лев, а из мастей – Мечи (пики). Портос – азартная, жизнелюбивая натура. Он ненасытен во всем, равно как в бою, так и в денежных делах, как в любви, так и в дружбе, как за обеденным столом, так и в развлечениях. Это – поистине гора мирских соблазнов, ее стихия – Земля, священное животное и астрологический символ – Телец, масть Таро – Пантакли (Денарии, бубны). Он жаждет и всеми силами пытается добиться богатства и пышности, но быстро забывает о своих устремлениях как только речь заходит о помощи другу. Он пусть наивно, по-детски, но философичен. Он порою расчетливый ловелас, порою хвастун и задира, он порою втайне завидует то в одном, то в другом своим друзьям, но зависть эта никогда не станет для него причиною какой бы то ни было враждебности по отношению к ним. Пожалуй, самому Дюма, жизнелюбивому и азартному в обычной жизни человеку, именно этот герой был наиболее симпатичен; он сам себя нередко сравнивал именно с ним. Зарабатывая подчас огромные деньги, Дюма безрассудно проматывал их едва ли не в несколько дней. Приходилось брать в долг, а потом бегать от кредиторов, деланно возмущаясь при этом: «Разве Портос платил долги?..»* Арамис – тонок, неуловим, таинственен. Он мистичен, изменчив, коварен, не забывает оскорблений и обид. При всем при том, как и все остальные – верен дружбе до конца и ненавидит предательство. Талантливый ученый-богослов, поэт, чье владение пером не уступает владению шпагой. Тщательно следит за своим внешним обликом и пользуется немалым успехом у женщин. Как и д`Артаньян – ученик Атоса и Портоса. Не прочь сменить кресты мушкетерского плаща на кресты епископского облачения. Его стихия, Воздух вступает в потаенный конфликт с водной стихией его астрологического символа – Скорпиона, вследствие чего, тот, согласно некоторым мнениям астрологов, приобретает иной облик, а именно – становится Орлом. Масть Таро его, естественно Посохи или Жезлы (они же, напомним, трефы или крести). Наконец, перед нами сам д`Артаньян. Ураган эмоций, необузданность чувств, вера в свою звезду, безграничная смелость, безумная отвага, безраздельная любовь и – столь же безмерное честолюбие. Благородство и сила, ловкость и хитрость, преданность друзьям, все качества которых он собирает в себе, не теряя, в то же время, себя как личность – это, безусловно, признак принадлежности к масти Чаш или Кубков (черви). Попробуем разобраться с его стихией. Здесь он во многом напоминает («зеркалит») Арамиса, то есть его стихия – Вода (или, можно сказать – Вино), его священное существо – Человек или Ангел, но его астрологический символ Знак Воздуха, а именно Водолей, (словом этим в старину называли дождь) – символ красноречия и легкости мысли. В романе его друзья, по большей части, описаны статично (какими были в начале, такими и остаются в конце повествования). д`Артаньян же безусловно динамичен и тем особенно интересен внимательному читателю. Он непрерывно учится, приобретает опыт, его первоначальное истинно «водолейское» безрассудство постепенно уступает место продуманности и последовательности в действиях опытного воина. 51Никому не хочется выдавать свои внутренние ощущения и чувства. Но в человеческой нервной системе кроется потаенная предательская пружина. Она вызывает неконтролируемый прилив крови к лицу, когда индивид начинает врать, изворачиваться, попадает в неловкое положение и осознает, что все его ухищрения хорошо понятны окружающим – тем, от кого он хотел скрыть свои тайные замыслы. Счастливы, однако, те, кто обладает железными нервами и умеет врать, не моргнув глазом, или же у кого лицевые капилляры скрыты глубоко под кожей – глубже, чем у большинства людей. Эти могут придумывать и не краснеть до бесконечности. один ученый – профессор Франц де Вааль из университета Emory в США, в отличие от других, неожиданно высказал оригинальную идею, на которую обращает внимание лондонская Daily Mail. С его точки зрения, одним из величайших пробелов в теории эволюции является отсутствие внятного объяснения того, почему люди, попав в неловкое положение или будучи уличенными во лжи, начинают краснеть – покрываются предательской краской, которая выдает их с головой, посылая очевидный сигнал окружающим – вот, он, перед вами – лгун, подлец, обманщик. Что самое любопытное, замечает профессор де Вааль, этим качеством выдавать себя подобным образом человек обладает единственным из всех живущих на Земле приматов. Конечно, техника прилива краски к лицу человека, попавшего в неудобное или компрометирующее положение, достаточно известна: так происходит всякий раз, когда кровеносные сосуды, расположенные близ поверхности кожи лица, шеи и груди, неожиданно открываются для приема усиленных потоков крови. Открывают же сосуды крошечные мышцы, которые контролируются автономной нервной системой – сетью из нервов, способных производить реакции, над которыми у человека абсолютно нет никакого контроля. Почему так произошло в эволюции человека, наука четко не объясняет. Однако, как полагает профессор де Вааль, дело заключается в том, что страх, возникающий у человека перед возможностью покраснеть и не суметь таким образом скрыть свои чувства, заставляет людей на самом деле меньше врать. Исходя из того, что биологическое строение человека определяется силами естественного отбора, биолог делает вывод о том, что способность выражать и демонстрировать искреннюю честность предоставляла нашим предкам эволюционное преимущество над теми из современников, кто в этой жизни изыскивал кривые пути, отдавая предпочтение лжи перед правдой. В некотором смысле, говорит он, факт бросившейся краски в лицо лгуну в определенном смысле посылает группе окружающих его лиц сигнал о готовности принести извинения, то есть сигнализирует о возникшем ощущении, что кто-то знает о допущенных ошибках или неправедных делах. А это, в свою очередь, подчеркивает психолог, снижает уровень агрессивности и заставляет других людей скорее прощать провинившегося. Другими словами, способность краснеть помогала группе людей на давних этапах эволюционного развития минимизировать агрессию – это оказывалось полезным и для самого брошенного от стыда в краску.

51. Раскройте и объясните причину того, что некоторые люди, говоря неправду, краснеют. Удивителен тот факт, что покраснением лица как качеством выдавать себя человек обладает единственным из всех живущих на Земле приматов. Четкого объяснения этому факту наука до сих пор не дает. Опять - версии, версии, версии.

Биолог профессор де Вааль считает, что страх, возникающий у человека перед возможностью покраснеть и не суметь таким образом скрыть свои чувства, стимулирует людей на самом деле меньше врать и совершать асоциальные поступки.

Казалось бы, факт покраснения противоречит теории естественного отбора Дарвина, подвергая организм, склонный к выдаче факта своего проступка риску невыживания в обществе. Однако, де Вааль предлагает взглянуть на ситуацию шире. Ученый считает, что способность выражать и демонстрировать искреннюю честность предоставила нашим предкам эволюционное преимущество над теми из современников, кто в жизни норовит встать на кривую дорожку, отдав предпочтение обману перед правдой.

Профессор Рэй Крозиер, психолог из университета Восточной Англии, поддерживает эту теорию. Он замечает, что факт бросившейся краски в лицо лгуну в определенном смысле дает окружающему его обществу знак о готовности принести извинения, то есть сигнализирует о знании о допущенных ошибках или неправедных делах. Это снижает общий уровень агрессивности группы и заставляет других людей скорее прощать провинившегося. Заметьте, что характеристика " врет и не краснеет", носит явно выраженный негативный смысл.

Таким образом способность краснеть помогала группе людей на начальных этапах эволюционного развития снизить агрессию, что оказывалось полезным и для самого брошенного от стыда в краску, и дало возможность ему оставить потомство, унаследовавшее эту черту. Итак, покраснение как поведенческая реакция, направлено на то, чтобы успокоить окружающих в потенциально опасной ситуации. У многих животных есть способы делать то же самое. Наример, если приматам угрожают доминантные особи, они опускают глаза и изображают нечто, похожее на приторную улыбку. Порою они могут отвести глаза, робко улыбаться или поднять заднее место. И такое поведение снижает вероятность агрессивной атаки со стороны лидера.

Научиться не краснеть так сильно - сложно, но возможно. Прежде всего стоит тщательно изучить свои ощущения, предшествующие покраснению. Возможно, сначала вы чувствуете легкое покалывание или тепло в области щек, когда щеки только начинают краснеть. Потом вы понимаете, что краснеете, и от этого вы начинаете смущаться и краснеть только сильнее.

 

52. Объясните различие между биологическими и социальными факторами, определяющими поведение человека. Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания. Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание. биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи; основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность. Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов

53. Разработайте план развития внимания и памяти на занятиях по психологии» Вздохните как можно глубже десять раз.Создайте такие условия, чтобы свежего воздуха в помещении было как можно больше. Это полезно как для памяти, так и для здоровья. Кислород активнее поступает к мозгу, и является одним из важных условий хорошей работы памяти. Будет интересно, будет и внимание Занимайтесь любимым делом. Дабы что-нибудь запомнить, надо это усвоить, а усвоить вы сможете хорошо, если вы проявляете интерес к предмету, а еще лучше - жажду познания, любопытство. Создайте приятную, творческую атмосферу. Внесите какую-нибудь интригу в познание. Запомнить легче, если слушать и видеть, а не читать. Считается, что все по-разному запоминают материал. Кому-то лучше слышать, кому-то видеть. Но все же доказано, что чтение - самый слабый способ, чтобы запомнить много материала. Лучше прослушивайте текст с помощью голосовых движков, представляя при этом визуальную картину. Не только память, но и ваши глаза и позвоночник вам скажут " спасибо". Загонять информацию в память таким образом можно больше и дольше. Если все же приходится читать, повторите вслух прочитанное. А вы не в группе людей, которые имеют плохую память по невнимательности? Создайте привычки сосредотачивать внимание на предмете. Делайте этот урок развития почаще. Иногда одного этого достаточно, чтобы хорошо развить память и мозг. Тренируйте наблюдательность. Старайтесь обратить внимание на все, что происходит вокруг. Расскажите вечером обо всём, что вы запомнили днем. Не пытайтесь запомнить новую, необычную для вас информацию с налёта. Ознакомьтесь с ней, не пытаясь помнить трудные места, пропустите, двигайтесь дальше к концу. Когда же вы через некоторое время вернетесь к сложному месту, вы заметите, как легко станет его запомнить. Ведь лучше запоминать то, что вы понимаете. И сначала изучайте предмет слегка и всесторонне.

54. Объясните поведение человека, который привычно выключил свет при выходе из дома, а потом не помнит это. Определите, в каком состоянии сознания он это делает И вдруг приходит мысль – «А я выключила газ?» Понятно, да? Практически весь день Вы провели на автопилоте, в трансовом состоянии, лишь изредка на короткое






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.