Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая документация (р)






Стадия Р разрабатывается для выполнения строительно-монтажных работ.

В состав Р для строительства должны входить рабочие чертежи, разрабатываемые в соответствии с требованиями нормативных документов

Р разрабатывается после утверждения предшествующей стадии проектирования.

Порядок и количество стадий проектирования:

Для технически несложных объектов, а также объектов с использованием проектов массового и повторного применения I и II категорий сложности проектирование выполняется:

- в одну стадию – рабочий проект (РП);

- в две стадии – для объектов гражданского назначения – эскизный проект (ЭП), а для объектов производственного назначения – технико-экономический расчет (ТЭР) и для обоих – рабочая документация (Р).

Для объектов III категории сложности проектирование осуществляется в две стадии:

- проект (П);

- Р.

Для объектов IV и V категории сложности, технически сложных относительно градостроительных, архитектурных, художественных и экологических требований, инженерного обеспечения, внедрения новых строительных технологий, конструкций и материалов, проектирование выполняется в три стадии:

- для объектов гражданского назначения - ЭП, а для объектов производственного назначения - технико-экономическое обоснование (ТЭО);

- П;

- Р.

 

50. Агломерация. Негативные и позитивные составляющие процесса.

 

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

Городская агломерация – элементарная форма развитого группового расселения, система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации. Агломерация представляет собой скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения. Крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории

(город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

 

Одним из главных достоинств агломераций является их многофункциональность.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда. Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Важнейшие недостатки городских агломераций:

 

- Загруженность дорог многочисленным транспортом, и как следствие этого, ухудшение экологического состояния атмосферы.

- Происходит удорожание инженерного оборудования.

- Удаление населения больших городов от природы.

- Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

 

51. Композиционный каркас – структурная основа формы. Элементы композиционного каркаса.

 

Конструктивными элементами композиционного каркаса являются:

- композиционная ось.

- узел, зачастую образован пересечением двух и более осей.

-ритмическая сетка, определяющая параметрические шаги преобразования архетипов.

-композиционная решетка, как образование ритмической системы осей и узлов.

 

Композиционная ось – это линия задающая пространственное направление и связывающая элементы объемно пространственной формы между собой. Пересекаясь в пространстве, осевые линии образуют композиционные узлы, выполняющие фиксирующую роль. Система осей образует ритмическую сетку и устанавливает всеобщие связи объекта и пространства, а также намечает их возможные преобразования. Сетка выступает композиционным полем, устанавливающим тенденцию в построении объемно пространственной формы, и определяющим характер отношений между её частями. Наличие сетки в композиционном каркасе означает отсутствие неосознанных интервалов, геометрически и ритмически упорядоченного пространства.

 

 

52. Структурные особенности планировочной организации развитой агломерации.

 

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования.

1.Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города административно включена в город, и выделена в так называемый «первый городской пояс», к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти «ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город». Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

5.Внешняя зона региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п.

 

 

53. Композиционно планировочные особенности пейзажного парка.

 

Когда-то европейских путешественников поразили китайские императорские сады. Англичане попытались перенять восточную моду и стали родоначальниками пейзажного стиля в Европе, адаптировав китайские идеи к местным реалиям. Расцвет пейзажного стиля приходится на конец XVIII – первую половину XIX века. Мода на пейзажные парки сменила в России французский стиль, потому многие сады регулярной планировки видоизменялись, вбирая новые черты и создавая переходные формы ландшафтного дизайна.

В отличие от регулярного парка, предназначенного для забав и развлечений, пейзажный парк предполагал одинокое созерцание природы, атмосферу возвышенности и сентиментальности. Посетитель находил приют на островах или мог мысленно уноситься в отдалённую обозреваемую перспективу, находясь в беседке на террасе реки или вершине холма. Идеализация эпохи средневековья выражалась в использовании зданий кузниц, коптильных башен, мельниц или целых деревень как элементов пейзажа.

Композиционные решения пейзажных парков настолько разнообразны, что тяжело найти среди них два похожих. Оригинальность вносилась формой, размерами и пространственным расположением основных структурных элементов. Прежде всего, это узкие и извилистые дорожки, они причудливо пересекаются и на первый взгляд хаотично разбивают пространство сада на несколько частей. Для прогулок по такому парку разрабатывались специальные маршруты, учитывающие чередование света и тени, эффект внезапности появления предметов, панорамность парковых пространств и чередование перспектив.

Водоёмы имеют свободную форму. Очень популярно было создание острова посреди водоёма с ведущим к нему изящным арочным мостиком. Острова были, как правило, округлой формы и небольших размеров. Там, где имелся не один водоём, а их система, объединённая каналами, существовали и специальные прогулочные водные маршруты. Излюбленным приёмом организации парковых пространств являлось использование отражения архитектурных форм в водоёмах. А обустройство парка на берегу реки или ручья считалась особенно привлекательным, так как журчание воды придавало пейзажам особую естественность.

Романтическое восприятие природы предполагает раскрытие настроения и душевного состояния человека через разнообразные пейзажи. Используются для этого оригинальные приёмы: чередование солнечных полян с мрачными лесными массивами, подбор для определённых участков деревьев с тёмными листьями, введение в композиции руин или памятных камней. В пейзажном стиле ландшафтного дизайна не должно быть точки, дающей возможность обозревать все окрестности, отдельные панорамы должны открываться поочерёдно.

Неотъемлемой частью пейзажного парка всегда оставались башенки, беседки, изгороди и павильоны, начали использоваться шалаши. Активно применялась маскировка оград, позволяющая органично вписать их в общий вид парка. Художественная ценность пейзажных парков определялась впечатлением от восприятия древесных насаждений, архитектурных форм, водных пространств и дальних перспектив.

На современном этапе создание или восстановление пейзажного парка – очень трудоёмкий процесс. Однако он менее разрушителен для природы, поскольку ландшафтная рубка может сохранить многие элементы естественной среды. Этот стиль не предполагает броских цветочных клумб, поскольку в природе вместо них существуют только луга. Но полностью отказаться от такого элемента ландшафтного дизайна сейчас невозможно. В связи с этим в пейзажном стиле для озеленения используются цветы-медоносы. Это объясняется желанием привлечь как можно большее количество изящных бабочек и жужжащих шмелей, создающих впечатление естественного луга. Никакие искусственные стрекозы, рассаженные в листве, живых насекомых не заменят. А вот для деревьев существует более простое правило: деревья должны быть только местных пород, органично вписывающихся в пейзаж. Размещаются они таким образом, чтобы света хватало всем растениям.

Современный ландшафтный дизайн предполагает мощёные дорожки в саду, но их рекомендуется выкладывать из дикого камня либо засевать газонной травой. Как вариант, можно использовать плашки из спилов деревьев, они не будут выбиваться из общего стиля. Декоративные постройки также лучше делать из дерева, будь то беседки или просто калитка.

 

При оформлении паркового пруда в пейзажном стиле не стоит использовать типовые бассейны. Пусть на берегу водоёма будут песок или галька, а в воде растут кувшинка, кубышка или водяной орех. Многие элементы пейзажного стиля особенно нравятся горожанам, утомившимся от прямых улиц и многоэтажных домов. В связи с этим пейзажный стиль сегодня входит в число наиболее популярных стилей ландшафтного дизайна.

 

54. Современные тенденции в проектировании городов.

Движение к созданию экосити зародилось за рубежом в конце восьмидесятых годов прошлого века.

 

Термин экосити (ecocity, ecological city - дословно экологичный город) впервые использовал американский архитектор и эколог Ричард Реджистер в своей книге «Экосити Беркли: Строительство городов для здорового будущего» в 1987 году. Реджистер является пионером движения к созданию экосити, именно он в 1990 году созвал 1-ю международную экосити конференцию в Беркли, а в 1992-м основал неправительственную организацию «Строители Экосити».

«Экосити – город (часть города), построенный на принципах экологичности, находящийся в экологическом равновесии с природой и не отторгаемый природными экосистемами, не загрязняющий природу и пронизанный зелеными коридорами, с нишами для жизни диких животных, с экологичными зданиями и экологизацией всей деятельности людей в городе с высоким качеством жизни, системой экологического образования, воспитания и вовлечения всех жителей в процесс экологизации их жизни и деятельности».

В настоящее время в мире нет города, который можно было бы назвать экосити. Однако существует более десятка проектов экосити авторы, которых ставят перед собой цели по созданию экологичных кварталов на территории существующих городов, а так же проектирование и строительство новых городов, которые можно будет называть экосити без преувеличения. Среди таких проектов можно выделить «Кристи Уолк экосити проект», реализуемый австралийской организацией «Городская Экология» и непосредственным автором проекта Полом Ф. Даунтоном; экогород «Аркосанти» в течение многих лет, строящийся Паоло Солери в США, экогород «Величь» в России. Так же существуют города, власти которых или общественные организации поставили перед собой цель сделать свой город экологичным. В первую очередь это такие города как Беркли и Кливленд в США, Куритиба в Бразилии, Файрбург и Эрландген в Германии, Альберта в Канаде, Мидранд в Южной Африке, Вайтакер в Новой Зеландии, Аделаида в Австралии, Шензен в Китае, Пушкин в России.

На 5-й международной экосити конференции проходившей в Китае в 2002 году была принята «Декларация о развитии экосити» включающая в себя требования и действия, основанные на принципах экосити. Выполнение даже некоторых из них может решить если не все, то многие экологические проблемы современных городов России при условии, что это станет государственной и общенациональной задачей.

 

Требования к развитию экосити:

- Экологически чистый воздух, безопасные и надежные водные и продовольственные ресурсы, здоровое жилье и рабочие места, муниципальные услуги и защита от стихийных бедствий для всех жителей.

- Экологически эффективная очистка и рециркуляцию отходов человеческой жизнедеятельности.

- Экологизация промышленности, сохранение природных ресурсов и защита окружающей среды, путем изменения промышленного производства, включая повторное использование материалов, жизнеспособного производственного цикла, возобновимой энергии, эффективной транспортной системы и удовлетворение всех человеческих потребностей.

- Городская структура характеризуется целостностью экологичного пейзажа: открытых пространств типа парков и площадей, связующих элементов типа улиц и мостов и естественных элементов типа рек и холмов. Увеличение доступности города для всех граждан при сохранении энергии и ресурсов и облегчения таких проблем как несчастные случаи на дороге, загрязнение воздуха, гидрологическое ухудшение, мезоклимат города, смог и глобальное потепление.

- Объяснение жителям понятия экологизации и места человека в природе, ответственности за окружающую среду, помощь в изменении психологии потребления по отношению к природе и увеличение способности жителей внести свой вклад в поддержание высококачественных городских экосистем.

 

55. Основные планировочные элементы общественных зданий.

 

Организация плана общественного здания определяется расположением и взаимосвязью самого значительного по функциям и размерам помещения со структурными узлами и группами помещений по горизонтали и вертикали.

 

Основные планировочные элементы:

1. Входные группы (тамбур, вестибюль, гардеробные)

2. Группы основных помещений (по функциональному назначению здания)

3. Группы подсобных и вспомогательных помещений, санитарные узлы.

4. Горизонтальны коммуникации (коридоры, фойе, галереи, холлы, кулуары)

5. Вертикальные коммуникации (лестницы, лифты, эскалаторы)

 

1. Входные группы:

Тамбур - небольшие шлюзовые устройства которыми оборудуются входы в здания, для повышения эффективности защитных свойств в холодных климатических условиях.

Вестибюли. В общественных зданиях вестибюли, так же как и входы, подразделяются на главные, служебные и вспомога­тельные. Как правило, в зданиях устраивается один главный вход. Но в крупных общественных зданиях большой вместимости и общественных центрах целесообразно устройство нес­кольких входов и вестибюлей. Напри­мер, в крытых стадионах проектируют­ся входы и вестибюли для каждого сектора зрителей, для спортсменов, а также служебные входы.

В большинстве общественных зда­ний перед входом оборудуется припод­нятая над уровнем прилегающей тер­ритории входная площадка. Для защиты входных площа­док от интенсивных солнечных лучей или осадков над ними, как правило, устраиваются навесы. Главные входы включают комплекс помещений: вестибюль с тамбурами, гардеробные, а также ряд вспомога­тельных помещений - справочное бю­ро, торговые киоски и др.. Гардеробные в вестибюлях, могут быть односторонние, двусторонние и островные в зависимости от плани­ровочных решений вестибюлей и ха­рактера обслуживания посетителей.

2. Группу основных помещений обще­ственных зданий по габаритам, усло­виям естественного освещения и воз­можности создания безопорного пространства или размещения в них опор можно разделить на трипод­группы:

1 -подгруппа помещений небольшой площади (50-100 м2) и высоты (3, 3-3, 6 м), с боковым естественным ос­вещением, с применением в основном сетки колонн (бхбм)и макси­мальным использованием типовых кон­струкций, например, школьные классы, палаты.

2-подгруппа помещений большой площади (более 200 мг) и высоты (3, 3-3, 6-4, 2 м), функциональный процесс в которых допускает размещение колонн, с при­менением унифицированной и укруп­ненной сетки опор (9 х 9; и 12 х 12 м), с естественным освещением, например торговые залы универмагов, универсамов, проектные и научные институты.

3-подгруппа зальных безопорных помещений, в которых по функцио­нальным требованиям не допустимо размещение колонн, стенок. Такие залы имеют большие площади (более 1000 м2) и высоту (6-12 м и более) с большепролетными конструкциями покрытия, с применением бокового и верхнего естественного или искус­ственного освещения, например, спор­тивные, выставочные залы, крытые рынки, залы кинотеатров, театров и т.п.

3. Группа подсобных и вспомога­тельных помещений делится на две подгруппы: небольшие помещения ячейкового характера (лаборантские в школах и вузах, кладовые и др.) и по­мещения большой площади (например, складские помещения магазинов, за­пасники в музеях и др.).

Общественные здания оборудуются санитарными узлами в соответствии с нормами для каждого вида зданий, что также определяет группировку и размещение их в плане здания. Сани­тарные узлы включают уборные, умывальные, душевые, ванные, сушилки для одежды и т.п. Они размещаются в харак­терных местах плана здания: около лестничных клеток, вестибюлей, во внутренних углах здания, на основных путях движения людей в коридорах. Расположение санитарных узлов со стороны главных фасадов нежелатель­но по архитектурным соображениям.

Помещения уборных, располагают­ся на расстоянии, не превышающем 75 м от наиболее удаленного места пребывания людей. Входы в уборные предусматриваются через умывальные.

4. Горизонтальные коммуникации. Главными узловыми по­мещениями общественных зданий, к которым примыкают основные гори­зонтальные и вертикальные коммуни­кации, являются вестибюли. В системе коммуникационных связей они служат ядром, где происходит формирование людских потоков и их. Основную группу коммуника­ционных помещений, обеспечивающих связи в пределах этажа между помеще­ниями и вертикальными узлами, сос­тавляют коридоры, проходы, галереи, переходы. В ряде общественных зда­ний коммуникационные помещения выполняют также дополнительные функции: отдых, прогулки, ожидание. К этой группе помещений можно от­нести рекреации, кулуары, фойе.

Кулуары и фойе обычно включают­ся в общественные здания, имеющие зрительные залы. Кулуары непосред­ственно примыкают к залам и являют­ся, с одной стороны, местом, откуда загружаются залы, с другой - местом прогулок и отдыха во время антрак­тов. Фойе является основным помеще­нием при зрительном зале и предназ­начено для ожидания, отдыха и прогу­лок публики, для устройства раз­личных выставок, организации мас­совых культурных мероприятий.

Основными коммуникационными помещениями являются коридоры. В зависимости от объемно-планиро­вочных решений зданий они делятся на следующие виды: коридоры с односто­ронней застройкой, с двусторонней за­стройкой, со смешанной застройкой и спаренные коридоры с помещениями по внешним сторонам и между ними, а также, в за­висимости от освещения, сквозными (при двустороннем освещении с тор­цов), тупиковыми и со световыми кар­манами (при освещении с одной сто­роны). Главными считаются коридоры, ведущие к вертикальным коммуника­ционным узлам. Остальные коридоры относятся к второстепенным.

Минимальная ширина главных ко­ридоров допускается 1, 5 м, второстепенных-1, 25 м при длине не более 10 м. По требо­ваниям норм проектирования, кори­доры должны иметь естественное осве­щение и проветривание. Протяженность сквозных коридо­ров при освещении их с двух торцов не должна превышать 48 м. При большей длине коридора необходимо устраи­вать световые разрывы (карманы) с максимальным расстоянием между ними 24 м.

В крупных зданиях и сооружениях, а также в общественных центрах, где протяженность пешеходных передви­жений является значительной, могут устраиваться движущиеся тротуары. Их конструктивное устройство и принцип действия обеспечивает горизонтальное передвижение конвей­ерного полотна. Скорость тротуа­ров составляет 4 км/ч, а производительность 6-15 тыс. чел./ч. Они мо­гут при необходимости устраиваться на­клонными (до 10-15 О).

Система горизонтальных связей должна предусматривать равномерную загрузку всех ее участков и не допус­кать уменьшения пропускной способ­ности последующих участков по срав­нению с предыдущими. Коридоры, переходы и галереи должны иметь ми­нимальное число поворотов и четко выраженную планировочную схему, обеспечивающую свободную ориента­цию людей при входе в здание и выходе. В основных коммуникационных по­мещениях при небольшой разности перепадов пола запрещается устройст­во ступеней или порогов. Сопряжение разных отметок пола обеспечивается небольшими пандусами с уклоном не более 1: 8.

 

5. Вертикальные коммуникационные устройства де­лятся на обычные конструктивные (лестницы, пандусы) и механические (подъемники периоди­ческого и непрерывного действия).

В зависимости от характера вы­полняемой функции и значимости в пространственной композиции зда­ния лестницы делятся на входные, главные, служебные, вспомогательные, аварийные и пожарные. Входные лестницы устраиваются в виде приподнятой перед входом платформы со ступенями. Главные лестницы служат для пов­седневной эксплуатации и рассчитаны для передвижения основной массы лю­дей. Служебные лестницы располагают­ся при служебных входах и предназна­чены для обслуживающего персонала. Вспомогательные лестницы служат для организации дополнительных связей между этажами и обеспечения под­собных функциональных процессов. Для эвакуации людей из здания при аварийных ситуациях кроме основных и вспомогательных необходимо устраивать аварийные лестницы.

В зависимости от конструкции лестницы всех типов делятся на одномаршевые, двухмаршевые, трехмаршевые и многомаршевые. Маршем принято называть конструк­тивный элемент лестницы, на котором непосредственно расположены ступени. Четырехмаршевые и винтовые лестницы ча­ше всего используются как служебные.

 

Ширина маршей и лестничных пло­щадок зависит от значимости лест­ницы и числа людей, пользующихся ею. Во всех лестницах ширина маршей должна быть одинако­вой, а ширина площадок - равной ширине марша и больше её. Количество ступеней в одном маршедолжно быть не менее 3 и не более 18.

В обще­ственных зданиях наряду с лестницами используются пандусы - плоские на­клонные конструкции без ступеней. В отличие от лестниц, путь по пандусам значительно длиннее, что при экстренной эвакуации людей имеет важное значение. Вместе с тем пандусы отли­чаются высокой, пропускной способ­ностью и служат хорошими коммуни­кационными путями в зданиях с интен­сивным массовым движением людей; (спорткомплексы, общественно-тор­говые центры, вокзалы).

Для инвалидов длинна пандуса не более 7.2 м, уклон 8% (1: 12).

Наряду с лестницами и пандусами во многих общественных зданиях в ка­честве вертикальных коммуникаций ис­пользуются механические устройства (лифты периодического и непрерывно­го действия, эскалаторы).

Лифт периодического действия представляет собой стационарный подъем­ник, в котором вертикальное переме­щение пассажиров или грузов осущест­вляется в кабине.

По своему назначению лифты под­разделяются на пассажирские, боль­ничные, грузовые, малогрузовые и спе­циальные. Устанавливаемые в многоэтажных общественных зданиях пасса­жирские лифты имеют, как правило вместимость до 20 чел. В зависимости от скорости движения кабины делятся на обычные и скоростные. Грузовые используются для транспортировки груза до 5000 кг., малогрузовые до 100 кг.(магазинные, библиотечные, кухонные). Специальные лифты: пожарные, вокзальные, автомобильные, театральные. Машинное отделение может располагаться над шахтой(тросовые), и под шахтой (выжимные).

Лифт непрерывного действия (патерностер) представляет собой многокабинный непрерывно движущийся подъ­емник с кабинами на одного или двух человек. С интервалом, равным высоте этажа, кабины подвешиваются на стальных канатах в лифтовой шахте, имеющей открытые поэтажные про­емы для входов и выходов пассажиров. Про­изводительность патерностера с двух­местными кабинами для скорости дви­жения 0, 25-0, 3 м/с составляет около 500 чел.-ч.

К механическим подъемным устройствам непрерывного действия относятся также эскалаторы - на­клонные движущиеся лестницы с боль­шой пропускной способностью (до 150 пассажиров в минуту). Они приме­няются, как правило, в общественных зданиях и сооружениях с постоянными интенсивными пассажиропотоками: на станциях метрополитена, в зданиях же­лезнодорожных вокзалов и аэропор­тов, в крупных торговых центрах, в ря­де других зрелищных и администра­тивных зданий. Для обеспечения связи между этажами зданий конструкция эскалатора выполняется навесной, опи­рающейся на их перекрытия, а при большой высоте подъема или спуска — на специальных фундаментах. Угол наклона эскалатора не более 30 О.

 

56. Символические описания архитектурной формы. Изобразительные метафоры и ассоциации.

Символ (греч. SYMBOLON - знак, опозновательная примета) - в искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности и выражения им некой художественной идеи.

Рассматривая отдельные композиционные приемы в архитектуре разных эпох, можно выявить специфические социокультурные связи между архитектурной формой (означающим) и ее содержанием (означаемым) на уровне культурных смыслов и идей, которые вкладывались зодчими в их творения. Не требует доказательств и образная взаимосвязь между архитектурными формами и порождающими их социально-историческими условиями, между архитектурой и культурой общества в целом.

Наука о знаковых системах называется СЕМИОТИКОЙ, и включает в себя три раздела:

- семантику - изучающую отношения между знаками и обозначаемыми с их помощью предметами;

- синтактику - изучающую отношения между знаками;

- прагматику - изучающую отношения между знаками и человеком.

 

Символическое отношение, подобно всякому знаку, всегда связывает два знания или два идеальных предмета: то, что обозначает и то, что обозначается. Символическое описание по сути дела есть основная форма фиксации художественного содержания архитектурной формы, её смысловая интерпретация. Символические свойства не являются такой же неотьемлимой характеристикой формы, какими есть физические. Они приписываются, присваиваются форме той или иной культурой. Таким образом символика архитектурной формы есть связь её морфологии с тем или иным культурным значением. Символическое описание ставит в соответствие морфологии объекта его культурное значение, принятое в рамках какой-то культурной традиции. Когда мы видим в купольном сооружении метафору небесного свода, то есть устанавливаем соответствие между архитектурной формой и представлением о мироздании, мы выявляем именно символику архитектурного объекта, также как и когда мы говорим, что античная колонна символизирует человеческую фигуру. Но к символическим формам в архитектуре относятся не только метафоры. Символический смысл могут принимать геометрические и стереометрические фигуры и тела квадрат, куб, шар. Символические значения при этом могут быть как первичными, например, круг и квадрат как символы совершенства и равновесия, так и вторичными. Символические значения архитектурных форм могут быть неоднозначными. Одна и та же форма, может иметь разный смысл в разных культурных контекстах.

Непосредственное символическое значение формы чаще всего выражается метафорой. В современном движении символические толкования архитектуры воспринимались как несущественные. В архитектурной мысли постмодернизма символика архитектурных форм выходит на первый план. Порой она бывает затемнена их многозначностью. Ибо архитектурные формы символизируют одновременно некую утилитарную функцию (дверь - вход, скамья - сиденье, и т.п.); некоторую мифологическую интерпретацию (купол - небо, алтарь - святая святых, атриум - символ отцовской власти и т.п.); стиль и эпоху (классицизм - античность, египетский стиль - археологическая древность); особые свойства постройки (циклопическая кладка - крепость, руст - сельская постройка, гладкие стены - современная индустрия).

Всякое значение формы, будучи воспринимаемым, становится символическим в том числе функция и конструкция. Если сама по себе функция может пониматься как вербальное описание свойств предмета, то будучи выраженной в материале, она становится и одним из ее символических значений. «Символика» архитектурных форм характеризуется во всех историях архитектуры последних столетий, хотя иногда она остается более или менее скрытой и способна скорее угадываться.

 

 

made Klushin Egor

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.