Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Градообразующая база






совокупность градообразующих факторов, определяющих профиль города и численность его населения
Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города. Градообразующие отрасли, или градообразующая база, та основа, которая вызвала город к жизни. Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причем именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений. Наиболее распространенный вариант эволюции градообразующей базы, ее основные направления можно представить следующим образом: курс на многофункциональность, в промышленной сфере на многоотраслевое производство; усиление комплексности, " обрастание" стержневой функции (или производства) дополнительными, вспомогательными и сопутствующими:
возрастание доли нематериальной сферы (наука, культура, образование, управление) при сокращении доли материальной(промышленность, транспорт, стройиндустрия); совершенствование технологии (переход на новые технологии), повышение технического уровня; освобождение функциональной структуры от звеньев, ставших для города неуместными или даже противопоказанными ему.

 

30 канонический тип архитектурного мышления

Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству.В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закрепленРазработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма.Витрувий применял термин " канон" к совокупности правил архитектурноготворчества. Цицерон использовал греческое слово " канон" для обозначения меры стиля ораторской речи.В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех, или иных персонажей, иходежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9-го века закреплялись в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 7 века. Своим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии.На смену " Соборному" опыту приходит индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видение мира и умение выразить его в художественных формах. И только в пост-культуре, начиная с поп-арта, концептуализма, постструктурализма и постмодернизма, в системе художественно-гуманитарного мышления утверждаютсяпринципы, близкие к каноническим, некие симулякры канона на уровне конвенциональных принципов творчества, когда в сферах арт-производства и его вербального описания (новейшей арт-герменевтики) складываются своеобразные канонические приемы и типы создания арт-продуктов и их вербальной поддержки. Сегодня можно было бы говорить о " канонах", точнее квазиканонах поп-арта, концептуализма, " новой музыки", " продвинутой" арт- критики, философско-эстетического дискурса и т.п., смысл которых доступен только " посвященным" в " правила игры" внутри этих канонически- конвенциональных пространств и закрыт от всех остальных членов сообщества, на каком бы уровне вне духовно-интелектуального или эстетического развития они ни находились. 31. Регулярный стиль
Для регулярного сада характерен маловыраженный рельеф, в результате чеговся композиция располагается в одной плоскости. Не редкость в таком садутеррасы, которые оканчиваются подпорными стенками и соединяются между собойлестницами. Главный вход парка расположен преимущественно в нижней части сада.
Непременные атрибутыформального стиля - прямоугольные цветники, обрамленные стриженымсамшитом, и заложенные под прямым углом дорожки. Обязательно наличие центральнойаллеи, обсаженной несколькими рядами лип и кипарисов, больших партеров сцветниками, водных каналов правильных форм. Аллейные посадки, обрамленные стриженымидеревьями и кустарниками, подчеркивают перспективу сада, визуально увеличиваяего размеры. В центре сада, в том месте, где пересекаются дорожки, должностоять какое-либо стильное украшение. Это могут быть статуя, фонтан, солнечныечасы и пр. Рабатки и клумбы располагаются симметрично, а перед входом в домразмещаются скульптуры либо вазоны.
В центре партера, на площадке, можно установить и бассейн, который может бытькруглой или овальной формы, с фонтаном или без него. Украшают партерсимметричными посадками декоративных кустарников (например, парковой розой). Попериметру в ряд высаживают невысокие деревья с плотной геометрической кроной.
Из геометрическихприемов наиболее предпочтительны прямые линии в сочетании с окружностями.Цветники на партерном газоне всегда отличаются сложными формами и композициями.При создании регулярных садов и парков важны принципы пропорциональности, четкости композиций, строгой соподчиненности всех элементов и максимальногоиспользования открытого пространства.
Живые изгороди, арочные проходы, увитые плетистыми розами, стриженые деревца -обязательные элементы садов во французском стиле. Дорожки, обычно покрытыегравием либо вымощенные кирпичом, плиткой или посыпанные мелкой речной галькой, ведут к конкретному, а зачастую и кульминационному месту.

 

32 виды архитектурной симетрии


Симметрией мы называем одинаковое рас положениеравных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числунаиболее сильных средств организации формы. Симметричность строениявоспринимающих органов является одной из причин ее активно го воздействия навосприятие.
зеркальная симметрия, симметрия левого иправого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальнымотражением другой. Вооб ражаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Плоскость симметрии в произведениях архитектуры, как правило, вертикальна, так же как вертикальна плоскость симметрии тела человека.В горизонтальной проекции строго дисциплинируется расположение частей зда ния иего деталей, по вертикали развивается свободное и разнообразное чередование эле ментови их частей.
централь но-осевая симметрия это симметрия относи тельновертикальной оси, линии пересечения двух (или большего числа) вертикальных плоскостейсимметрии. Сооружение при этом состоит из равных частей, которые могут со вмещатьсяпри повороте вокруг оси симметрии.
зеркальная симметрия. Ей подчинены построй киДревнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры, термы, базилики итриумфаль ные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как имногочисленные сооружения со временной архитектуры.

Диссимметрия

Нарушенную, частично расстроенную сим метрию мыназываем диссимметрией.
Частично нарушеннаясимметрия, отвечаю щая сложности жизненных процессов и в то же время служащаяхудожественным средст вом выражения этой сложности, часто встре чается и всовременной зарубежной архитек туре. Она стала излюбленным приемом таких известныхамериканских архитекторов, как Л. Кан и П. Рудольф. В их работах увлечение " отклонениями" заходит, однако, столь дале ко, что симметрия, лежащая в основе, подчас трудноуловима (здание художественных фа культетов Йельского университета в Ныо-Хей-вене, США, построенное П. Рудольфом в 1963 г.). Равенство частей, лежащих по сторонамплоскостисимметрии, заменяется подобием их общих очертаний.

Асимметрия

С точкизренияматематическихпонятий асимметрия лишьотсутствиесимметрии. Однако обширная категорияприемов компо зиции отнюдь не покрывается этим негативным определением. Вархитектуре симметрия и асимметрия -двапротивоположныхметода закономернойорганизациипространственной формы. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывает ся разрушением симметрии.
Соподчиненность частей основное сред ствообъединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется не только всоотно шении размеров, расстановке силуэтных и пла стических акцентов, но внаправленности сис темы пространств и объемов к главным частям здания илиансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром.
Асимметричная композиция может склады ваться изсимметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии.Такой характер имеют и многие природные формы симметрии подчинены части, целоеасимметрично (пример листья и дерево в целом).


33 город как система

Го? род крупный (по сложившимся стереотипам) населённый пункт, жители которого заняты, какправило, вне сельского хозяйства.
Отнесение населённого пункта к категории городов оформляется взаконодательном порядке; при этом критерий численности населения городаразличается от 250 человек в Дании, до 50 тысяч человек в Японии.
Города соединяются между собой дорогами, по которым перемещаетсядорожный транспорт. Дорога внутри города становится улицей. Вдоль улицстроятся здания, жилые дома и другие постройки. Вокруг домов стелются тротуары, по которым ходят люди.
Типы зданий и построек в городах:
промышленные постройки
заводы
фабрики
порты
склады
жилые дома и обслуживаниенаселения
дома
гостиницы
магазины
места питания
кафе
столовые
рестораны
места отдыха
парки
кинотеатры
рестораны
выставки
бары
дискотеки итанцевальные места
спортивные сооружения
больницы и поликлиники
образовательные сооружения
Культовые сооружения
Кладбища
административные, ведомственные, и правительственные сооружения
офисные здания


34.понятие тектоники в архитектурной композиции


тектоника, тектонический строй архитектуры выражение в художественной формеконструктивной сущности сооружения. Не деталей работы конструкции, а логикиконструктивного соотношения его частей. Так появляется символика форм, которыесо временем все больше абстрагируются от вызвавшего их к жизни конкретногостроительного содержания. Они приобретают самоценность языка, универсальногоязыка архитектуры.
В точном(или лучше скажем узком) понимании слово " тектоника" не имеет смысла запределами опыта античной архитектуры и ее многочисленных перепевов. И уж, вовсяком случае, ортодоксальное использование этого термина предполагает, что егосодержание имеет в своей основе стоечно-балочную конструкцию.
Есть, однако, возможность и более широкого толкования тектоники как художественноговыражения внутреннего строения, структуры сооружения. Многим такая трактовкакажется наиболее привлекательной. И для нее есть свои основания ведьгреческий периптер, вызвавший к жизни понятие тектоники, является, пожалуй, первым в истории архитектуры монументальным сооружением, где конструкция ивнутреннее строение это практически одно и то же.
В этомсмысле тектоника как форма, отнесенная к структуре, к логике строения (частьюкоторой является, конечно, и конструкция), приобретает характер универсальной иглубокой категории, приложимой к архитектуре во всех ее проявлениях и на всевремена.

 


35 основные этапы развития композиционного мышления архитектора


Объемная
а) В зависимости от соотношения основныхпротяженностей по трем координатам пространства как простая, так и сложнаяобъемная композиции имеют характер вертикальной (при доминировании общейвысоты), или горизонтальной композиции (при подчиненном значении высоты по отношению к двум другим измерениям)или же наконец при относительно равнозначных трех измерениях композицияприобретает более объемный и более монументальный и относительно статичный характер. К первому типу композиции можно отнести башенные сооружения, для которых характерны построениевокруг вертикальной оси и динамика по вертикали; в композиционном плане длятаких сооружений типичны относительная равнозначность со всех сторон и расчетна более отдаленные точки зрения.
б) В зависимости отсопоставления объемных форм взаимодействие и сопряжение их будет строиться или по признаку контрастного сопоставления(например цилиндр, сопряженный с параллелепипедом) или по признаку ритмическойповторности (например параллелепипед с параллелепипедом или цилиндр сцилиндром) (см. приведенные выше примеры).
в) В зависимости от соотношения массивных ипространственных частей объемной формы будет строиться та или иная степеньобщей массивности или пространственности объемной композиции в целом.
В примере 206 Храм Цереры доминируетпространственность объема, массивная же верхняя часть храма, поддерживаемая колоннадой, является подчиненной.Соотношение пространства и массы в этом примере, строится в пределаходной объемной формы по вертикали, причем в этих примерах масса композиционнопреобладает над пространством.В зависимости от преобладания того или иногоспособа построения элементов объема или группы объемов, строящих в целомобъемную композицию, последняя приобретает характер метрической или ритмическойкомпозиции или же в ней может доминировать контрастное сопоставление покаким-либо свойствам или группам их.
Все вышеперечисленные признаки, определяющиетот или иной вид. объемной композиции, могут различным образом сочетаться, и взависимости от преобладания какого-либо из них возникает соответствующийхарактер объемной композиции.
Пространственна я.
лавная часть глубинно-пространственной композицииопределяется функциональным и художественным содержанием данного архитектурного комплекса ивыявляется положением ее в отношении окружающих подчиненных частей.
1. Если все подчиненные пространства равнозначно окружают основное пространство(композиционный центр), композиция имеет ось симметрии и рассчитывается наотносительно одинаковые условия окружающей среды.
Примером может служить решение внутренних пространств виллы Ротонды (пример253), где центральный круглый зал композиционно доминирует над окружающимипомещениями и портиками.
2. При равнозначном расположении подчиненных частей с двух сторон от главнойчасти пространства возникает плоскость симметрии.
В приведенном выше примере 233 как открытое пространство перед " собором(площадь), так и внутренняя планировка самого собора строятся симметрично вотношении главного пространства собора, завершенного куполом. Оба рассмотренныхвида взаимного расположения главных и подчиненных пространств относятся ксимметричным композициям.
3. Несимметричное расположение форм по отношению к композиционному центруопределит несимметричный вид композиции в целом при условии взаимногоравновесия всех частей пространства и форм и композиционного центра.
Фронтальная
Фронтальнаякомпозиция существует не изолированно, а в определеннойархитектурно-пространственной среде, находясь с ней в таком композиционномвзаимодействии, при котором окружающие элементы способствуют выразительности фронтальной композиции. В свою очередьфронтальная композиция служит по отношению к среде объединяющим композиционнымцентром.
Указаннымиэлементами пространственной среды могут быть отдельные объемные формы илигруппы их
Наиболеетипичны для фронтальной поверхности вертикальные и гори зонтальные членения(схема 130, а).
Члененияповерхности по кривой могут зрительно деформировать плоскую поверхность вкривую (схема 13Э, Ь).
https://www.elarco.ru/wp-content/uploads/2008/11/archcom0011.jpgВертикальные. или горизонтальные ритмические членения при достаточно большом их числе и при отсутствии каких-либо других признаков, восста навливающих фронтальность (схема 130, с), также могут зрительно дефор мироватьплоскую поверхность в кривую

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.