Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гармонія та сорозмірність. Поняття архітектурної пропорції.






Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

ЕДИНСТВО ФУНКЦИИ И ФОРМЫ - ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА ГАРМОНИИ

Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы.

Смена времен года, дня и ночи, определенные перио ды цветения растений, цикличность роста и развития живых организмов, их умирание и возрождение приве ли к таким понятиям, как ритмы, симметрия — асимметрия, пропорции, тектоника и др., ставшие в процессе развития искусств, архитектуры основными средствами гармонизации форм как выражения единства объективно - субъективных законов художественного творчества. В сфере интересов архитектурной бионики находится и этот аспект изучения живой природы с архитектурными целями.

Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы. Проблема функции и формы в утилитарном плане в архитектуре заключается в том, чтобы найти такое соответствие формы (технических средств формообра зования), которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта, т. е. удов летворение определенных социальных потребностей че­ ловека.

Здесь могут быть различные качественные уровни обеспечения функционирования.

В диапазоне качества функционирования архитектур ного объекта возможны различные варианты взаимо действия функции и формы, возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов.

В известные архитектурно - исторические эпохи на проблему соотношения функции и формы складыва лись свои взгляды, выразившиеся в концепциях " функционализма " и " формализма ".

Мы не задаемся целью решить все научные вопросы, касающиеся взаимосвязи функции и формы в архитек туре, однако изучение аналогичных отношений в живой природе, думается, поможет пополнить наши познания об этой сложной системе.

Живая природа открывает нам законы гармонии взаимосвязи функции и формы. Их конкретные образы могут и не совпадать с архитектурными, хотя есть прецеденты и обратного (например, постройки человека и животных). Вместе с тем известно, что любой принцип или закон может проявляться в разнообразных конкретных видах, что дает основание пользоваться зако нами, общими для архитектуры и живой природы.

Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к широко сейчас изучаемому по нятию системности и целостности.

Обратимся к существу понятия функции и формы и к их трактованию в архитектуре и живой природе.

Как известно, в жизни не может быть функции без формы, а формы без функции. Однако существуют и относительно самостоятельные закономерности развития и функции, и формы, на стыке которых возникают противоречия, заставляющие искать пути их разрешения и на уровне творческого процесса архитектора, и на уровне строительной технологии.

В философии и архитектуре рассматривается взаимосвязь " содержания " и " формы ". Мы затронем этот вопрос лишь в той мере, в какой это необходимо, чтобы перейти к понятию функции, родственной, но не тож дественной содержанию.

Так, понятие функции приближает нас к пониманию о бъективных законов движения, развития, функциони рования, без чего невозможно говорить о целостности и гармонии, в то время как понятие содержания более статично и необязательно включает в себя формулиров ку развития, движения и цели. Функция же подразуме вает также и цель — целесообразность действия. Соот ношение же ее с формой вскрывает и процесс ее мате риализации, т. е. фактически технологию создания мате риальной формы — создания продукта, который, по вы ражению К. Маркса: "... есть

 

потребительная стоимость, ве щество природы, приспособление к человеческим потребностям посредством изменения формы " [1, т. 23].

Исследование взаимосвязи функции и формы — это в итоге рассмотрение деятельности и ее физического результата. Однако в этой связи понятие формы может быть представлено в трех видах: собственно форма, структура и пространство. Такое подразделение понятия формы важно и с точки зрения строительной технологии, поскольку характеризует различные уровни использования ее средств.

Форма, структура, пространство являются однопо - рядковыми категориями, выражающими (в совокуп ности со временем) способ существования материи, включающей также зависимость геометрических харак теристик материальной формы, структуры и пространст ва от физических свойств материи. Однако между ними есть и различия. Если понятие пространства как бы по глощает понятие формы и структуры в отношении при дания ему смысла — способа существования материи, то форма, индивидуализируя понятие пространства, трактуется как внешний вид содержания, очертание предмета, а структура — как внутренняя форма. В архитектуре (как в живой природе) эти понятия конкрети зируются и связываются с материальным воплощением их в жизнь. И здесь разделение понятия формы, структу ры, пространства начинает приобретать не только поня тийный, но и реальный смысл, который дает возмож ность применить в определенных пределах различные трактовки формы, структуры, пространства. Вместе с тем в жизни все это сливается в одно нераздельное целое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.