Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Багатозначність поняття архітектурної пропорції.ф






Одним из средств приведения к единству отношений величин архитектурно-пространственной формы является пропорциональность элементов (обычно под пропорциями понимают соразмерность и гармоничность элементов сооружения, т. е. употребляют этот термин в более общем значении. Здесь под пропорциями понимается то значение, которое принято в математике.)

Пропорция есть равенство двух отношений. Пропорциональная зависимость пространственных величин может выражаться различно в зависимости от положения входящих в пропорцию величин по отношению к координатам пространства.

Пропорциональная зависимость может строиться в величинах, расположенных по одной координате (схема 63), по двум координатам (схема 64 и 65) и по трем координатам (схема 66 и 67). В прямоугольных формах пропорциональная связь высот и ширин (плоскостная форма) и высот, ширин и глубин (объемная форма) ясно характеризуют родство или подобие форм.

В схемах 68, а и 68, b подобные прямоугольники различны по взаимному положению их. Первый случай называют прямой пропорцией, второй —обратной пропорцией.

Аналогично этому при расположении пропорциональных величин по одной координате построение в схеме 63, а можно назвать прямой пропорцией (а: b = с: d), а построение с перестановкой двух членов пропорции в схеме 63, b можно назвать обратной пропорцией (a: b = d: c).

В подобных прямоугольниках диагонали или параллельны (прямая пропорция) или перпендикулярны (обратная пропорция) друг другу. На этом основан геометрический метод построения пропорций.

В схеме 69, а, Ь, с, d приводятся примеры построения членений этим методом; членения формы строятся в закономерной связи с высотой и шириной самих форм. При всем многообразии подобных построений применение каждого из них обусловливается композиционным решением в целом.

Применение пропорций имеет место в архитектуре с древнейших времен.

В фасаде египетского храма (пример 70) дверь строится в обратной пропорции ко всей поверхности на отношении 1: 2. Высота двери и высота всей поверхности строится на том же отношении.

 

Методом пропорций пользовались итальянские архитекторы эпохи? ренессанса, применявшие часто также отношение золотого сечения. Характерным, примером может служить фасад палаццо Канчеллерии (пример 71), расшифровка пропорции которого проводится по Вельфлину в схеме 72.

Схемы пропорциональности в построении архитектурных сооружений приведены также в примерах 73, 74 и 75. Приведенные примеры показывают применение пропорций в сооружениях различных эпох.

Сами по себе пропорции ничего не определяют, они не более как метод, который помогает уточнить и гармонизировать пространственные отношения, найденные на основе более общих композиционных принципов (соподчинение, уравновешенность, масштабность, единство), всецело подчиненных основной цели композиции выражению данного архитектурного содержания.

Пропорциональность нельзя считать обязательным условием при построения единства.

71. Палаццо Канчеллерия. Рим. Архитектор Браманте (1444—1514) Средняя часть фасада.

При построении архитектурного объекта на основе пропорций могут возникать отношения, не подчиняющиеся пропорциональности основных элементов (так например, основные членения фасада Канчеллерии построены на отношении 1: 1, в членении же этажей пилястрами и в окнах применены пропорции, построенные на отношении золотого сечения). Гармоничности пространственных величин можно достигнуть и без пропорциональности, кладя в основу построения не тождество отношений, составляющих пропорции, а наоборот, различие в отношениях.

72. Палаццо Канчеллерия. Рим. Архитектор Браманте (1444—1514) Деталь фасада. Графическая схема пропорций.

74. Палаццо Ручеллаи. Флоренция. Архитектор Леон-Батиста-Альберти (1404-1476). Схема пропорций по Тиршу.

75. Храм Антонина и Фаустины. Рим. 141 г.н.э.

 

Идея перехода от арифметической концепции числа к пространственно-геометрической концепции соотношения различных точек как раз и принадлежит Пифагору.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.