Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заказ № 855.








Т

Моисею яа горе Синай скрижали с 10 заповедями. Перед вступ-
лением в Землю Обетованную» Моисей умирает. Ему припи-
сывается авторство Пятикнижия — первой части Ветхого Заве-
та, объединенных в иудаистской традиции общим названием
Тора. Исторические события, отраженные в легендах о Моисее,
имели место во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. (с. 31).

Арнольд Мэтью (1822-1888) — английский поэт и литера-
турный критик, уделявший в своих работах большое внимание
религиозной проблематике, один из оппонентов «науки о рели-
гии» (с. 31).

Новый Завет — часть Библии, считающаяся наряду с Ветхим
Заветом Священным Писанием христиан. Состоит из 27 книг, ко-
торые создавались в I-II веках н. э. В Новый Завет входят: 4 Еван-
гелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), книга Деяния апостолов,
21 Послание апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла) и
Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) (с. 31-32).

Арийцы (арии) — древние индоевропейские народы, име-
нуемые в древнейших памятниках индийской литературы Ве-
дах «ария». В XII-XI веках до н. э. началось их проникновение в
Индию, где основная масса ариев осела в Пенджабе (историко-
географическая область Южной Азии в северной части Индо-
Гангской равнины; современная территория Индии и Пакиста-
на) (с. 32).

Св. Павел (евр. — Савл) — в христианской традиции «апос-
тол язычников». Родился в г. Тарсе (Малая Азия) в иудейской се-
мье с римским гражданством (отсюда два имени). Первоначаль-
но был гонителем христиан, но после того, как к нему явился
Христос, которого Павел не знал при его земной жизни, стал
ревностным христианином. Был казнен в Риме в 64 году н. э.
Павел не входил в число 12 апостолов, но в силу особого при-
звания и чрезвычайных миссионерско-апостольских заслуг по-
читается как «первоверховный апостол» и «учитель вселенной»
сразу после Петра и вместе с ним. Павлу приписывается автор-
ство 14 новозаветных посланий (с. 32).

Св. Иоанн — в христианской традиции один из любимых
учеников Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий глав-
ное место среди 12 апостолов (учеников Христа). Св. Иоанн


считается автором четвертого Евангелия, трех посланий и Апо-
калипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Св. Иоанн был бра-
том апостола Иакова старшего, учеником Иоанна Крестителя,
возвестившего приход Иисуса Христа и крестившего его и дру-
гих евреев в реке Иордан (с. 32).

Трансцендентный — термин, возникший в схоластике и
характеризующий все то, что выходит за рамки чувственного
опыта и переходит из сферы посюстороннего в сферу потусто-
роннего бытия. В общеупотребительном значении трансцен-
дентный — это сверхчувственный, потусторонний, сверхъесте-
ственный (с. 32).

Метафизика — наука о сверхчувственных принципах и на-
чалах Бытия как такового. Термин «метафизика» ввел издатель
произведений древнегреческого философа Аристотеля Андро-
ник Родосский (I век до н. э.), который так назвал следующую
«после физики» («метафизика») группу его трактатов, посвя-
щенных «первой философии». Понятие «метафизика» означает
также противоположный диалектике философский метод, от-
рицающий развитие через противоречие и тяготеющий к со-
зданию статичной и умозрительной картины мира (с. 32).

Колебрук Генри Томас (1765-1837) — английский востоко-
вед, первый крупный исследователь санскрита в Европе. Издал
«Свод индийских законов по поводу сделок и права наследова-
ния» (1798), «Учебник санскрита» (1805), «Два трактата об ин-
дийском праве наследования» (1810) (с. 32).

Лассен Чарльз (1800-1876) — один из первых исследовате-
лей буддизма, уделявший в своих работах главное внимание па-
лийскому канону. Он считал, что язык пали является священ-
ным языком буддистов (с. 32).

Бюрнуф Эжен (1801-1852) — французский востоковед,
специалист по индийской и иранской мифологии. Известен
переводами и изданиями древнеиндийских и древнеиранских
текстов, исследованиями по палийскому и зендскому языкам.
Изучению языка пали посвящены его работы «Опыт изучения
языка пали» (1826), совм. с Ч. Лассеном «Грамматические на-
блюдения» (1827). В работах по языку Авесты [Комментарии к
Ясне (1833) и «Этюды по зендскому языку и текстам» (1840-


 


1850)] Бюрнуф на основании сравнения установил происхожде-
ние авестийских форм из санскритских. Помимо языка занимал-
ся изучением истории иранской и индийской религий («Введе-
ние в историю индийского буддизма» (1844) и др.) (с. 32).

Христос Иисус — согласно христианскому вероучению, ос-
нователь христианства, почитаемый как Богочеловек. Родился в
Вифлееме от Марии, жены плотника Иосифа, в результате непо-
рочного зачатия. Иосиф и Мария с младенцем Иисусом бежали в
Египет от преследований царя Ирода, а затем вернулись в Гали-
лею (Северная Палестина), где Иисус начал проповедовать, был
крещен Иоанном Крестителем и собрал вокруг себя 12 учеников
(апостолов). Один из них — Иуда — выдал Иисуса за 30 сребре-
ников властям Иерусалима, и он был осужден иудейским су-
дом — синедрионом — на смертную казнь; римский прокуратор
Понтий Пилат утвердил этот приговор. Христос был распят на
кресте около 30 года н. э., но воскрес и явился своим ученикам.
Слово «Христос» (древнеевр. — машиах) означает на древнегре-
ческом языке «помазанник». «Иисус» — греческая форма еврей-
ского иешу(а), исходная форма иегошуа — «бог», «помощь»,
«спасение». Некоторые исследователи считают Иисуса Христа
исторической личностью, праведником, которому позднее были
приписаны сверхъестественные свойства; другие придержива-
ются той точки зрения, что рассказы о Христе — это миф, ссыла-
ясь на противоречия в Евангелиях и на отсутствие упоминаний
об Иисусе Христе у римских писателей I века н. э. (с. 32).

Семиты — народы семито-хамитской языковой семьи, вклю-
чающие древних евреев, вавилонян, филистимлян и др. К совре-
менным семитам в пределах Передней Азии относятся арабы,
ассирийцы и евреи Израиля (с. 32).

Агни — один из главных богов ведизма и индуизма, важ-
нейшее божество Вед, связанное с почитанием огня. Согласно
древнеиндийским представлениям, Агни олицетворяет свя-
щенный огонь, имеющий очистительную силу. В то же время
эпос описывает проявление этого единого начала в трех ас-
пектах: 1) жертвенный огонь, который доставляет богов к мес-
ту жертвоприношения; 2) всеразрушающий и всесозидающий
космический огонь; 3) огонь как один из первоэлементов. По
числу упоминаний в Ригведе Агни занимает второе место пос-
ле Индры (с. 32).


Троица Отца, Сына и Святого Духа — согласно христианс-
ким представлениям, три лица (ипостаси) Бога — Бог-отец, Бог-
сын и Бог - Дух Святой. Вера в божественную Троицу оформлена
в виде догмата, принятого на церковном соборе в г. Константи-
нополе в 381 году н. э. Представления о божественной Троице
сложились в глубокой древности — в религиях Древнего Египта
(Осирис, Исида, Гор), Вавилона (Ану, Эа, Бэл) и др., отражая факт
существования моногамной семьи и являясь связующим звеном
между многобожием и единобожием (с. 32).

Фарисеи (отделившиеся) — сторонники религиозно-поли-
тического течения в иудаизме, представляющего интересы и
объединяющего представителей средних слоев населения. Те-
чение возникло во II веке до н. э., в период народного восстания
под предводительством Иуды Маккавея, и просуществовало до
конца II века н. э. Фарисеи выступали за строгое соблюдение
религиозных предписаний, проповедовали учение о загробной
жизни, признавали бессмертие души и присутствие судьбы в че-
ловеческих деяниях. Фарисеи выступали против чужеземных
властителей и против местной знати — саддукеев, не отказыва-
ясь при этом от некоторых компромиссов. Они отличались по-
казным благочестием. Под влиянием христианской традиции
слово «фарисей» стало нарицательным и употребляется в каче-
стве синонима слов «ханжа» и «лицемер» (с. 33).

Мытари — сборщики налогов. Во времена Иисуса Христа в
Палестине мытари, собиравшие налоги в пользу римской влас-
ти, нередко вымогали деньги у своих сограждан, требуя с них
значительно больше положенного. Поэтому они были в числе
наиболее презираемых людей (с. 33).

Св. Петр — один из 12 апостолов (учеников) Иисуса Хрис-
та, о которых говорится в Евангелиях. Согласно Евангенлиям,
рыбаки братья Симон, позже прозванный Петром (греч. — ка-
мень), и Андрей были первыми призваны Иисусом в ряды апо-
столов. Во время допроса Иисуса Петр трижды отрекся от
него, но затем раскаялся. Так же как и апостол Павел, удостоен
церковью наименования «первоверховного апостола». Като-
лическая церковь считает его основателем церкви, первым
епископом римских христиан. Ему приписывается авторство
двух соборных посланий к иудеям, расселенным вне Палести-
ны (с. 33).


 




Псалмы — произведения религиозной лирики (не ранее
VI века до н. э.), составляющие вошедший в Ветхий Завет Псал-
тирь и почитаемые сторонниками иудаизма и христианства.
Псалмы различаются по жанрам: хвала Богу, мольба, жалобы и
проклятья. Известны многочисленные переложения псалмов
более поздними поэтами (с. 33).

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок 160 - после 220) —
христианский богослов и писатель, автор многочисленных со-
чинений по вопросам философии, теологии, церковной орга-
низации, праву, этике, в которых защищал мировоззренческие,
догматические и институциональные принципы христианства.
Был сторонником «чистой веры», не требующей рациональных
доказательств, выступал против аллегорического толкования
Библии; сформулировал принцип триединства Бога и ввел по-
нятие «лиц» (ипостасей) триединого Бога (с. 34).

«Но кто же мог подать и философам понятие о столь подоб-
ных нашим таинствам выдумках, как не самые таинства наши,
гораздо их древнейшие? Стало быть, наши таинства должны
быть вероятнее и вернее, тогда как люди верят даже и тому, что
составляет только тень и образ их». — Творения Тертуллиана,
христианского писателя в конце второго и в начале третьего
века. Часть первая. СПб., 1847. С. 97
(с. 34).

Персонификация, олицетворение, оживотворение, оду-
хотворение — наделение предметов и явлений природы свой-
ствами живых существ, часто даже человека: способностью мыс-
лить, чувствовать, говорить и т. п. В процессе персонификации
предметы и явления природы приобретают вполне конкрет-
ный зооморфный или антропоморфный облик (с. 35).

Антропоморфизм — перенесение присущих человеку
свойств и качеств на животных, предметы и явления природы;
религиозные и мифологические представления о богах как по-
добиях человека (с. 35).

Зооморфизм — наделение образов реальных или вообра-
жаемых объектов чертами животных. Зооморфными чертами
наделялись образы духов и богов (например, древнеегипетский
Гор). Как правило, зооморфизм хронологически предшествует
антропоморфизму (с. 35).


Бытие — первая книга Ветхого Завета, входит в состав Пяти-
книжия Моисея. Состоит из 50 глав, в которых повествуется о
сотворении Богом мира и человека, о первородном грехе Ада-
ма и Евы и изгнании их из рая, об их потомках, о всемирном по-
топе и строительстве вавилонской башни. В ней также содер-
жится история патриархов-праотцов Авраама, Исаака и Иакова;
рассказывается о продаже Иосифа в египетское рабство, его
смерти и поселении евреев в Египте. Главным в этой книге явля-
ется история ваимоотношений Бога с допотопными и послепо-
топными людьми (с. 36).

Идиома — присущий только данному языку нерасчлени-
мый оборот речи, значение которого не совпадает со значени-
ем составляющих его слов, взятых в отдельности (с. 37).

Атман — одно из центральных понятий в индийской рели-
гиозно-философской традиции. В ведической литературе упот-
ребляется как местоимение «я», затем в значении «тело» и, наконец
(прежде всего в Упанишадах), для обозначения субъективного
психического начала, индивидуального бытия, «души», понима-
емых в личном и в универсальном планах. Атман, как субъек-
тивное начало, противостоит Брахману — высшей объектив-
ной реальности. Одновременно говорится об их глубинном
тождестве, постижение которого составляет одну из заповедей
индуизма (с. 37).

Берос — жрец бога Мардука в Вавилоне (III век до н. э.). На-
писал для царя из династии Селевкидов Антиоха I историю Ва-
вилона на греческом языке. От данной работы сохранились
лишь отдельные фрагменты. Позднее Берос проповедовал на
о. Кос халдейскую астрологию, познакомив греков с ее основ-
ными положениями (с. 38).

Евреи — «жители по ту сторону реки», что соответствует
ветхозаветным представлениям о приходе патриарха Авраама
в Палестину из-за реки Евфрат. Еврейский племенной союз
появился на территории Древней Палестины в XIII веке до н. э.
В это же время здесь поселились и филистимляне, которые
приняли участие в формировании народа палестинских ара-
бов. В X веке возникло централизованное израильско-иудейс-
кое государство, через столетие расколовшееся на два цар-
ства — Израильское и Иудейское. Первое было в 722 году до н. э.


 




уничтожено Ассирией, второе в 586 году до н. э. — Вавилони-
ей. Значительная часть евреев была выселена из Палестины, в
центральной части которой поселились вавилонские колони-
сты (самаритяне). После разгрома Вавилонии образовалось
небольшое теократическое государство Иудея. После подавле-
ния римлянами иудейских восстаний в I и II веках н. э. усили-
лось расселение евреев по странам Средиземноморья (с. 38).

Теогония — собрание мифов о происхождении богов, оли-
цетворяющих стихийные силы природы. Становление и разви-
тие космоса описывается как цепь божественных рождений,
деяний и смертей. Первую попытку описать общую картину
космоса и систематизировать взаимосвязи известных божеств в
цепи их рождений и смертей сделал древнегреческий поэт Ге-
сиод (VIII-VII века до н. э.) (с. 38).

Бунзен Христиан Карл Йозиас (1791-1860) — немецкий
дипломат, публицист и исследователь древних религий (с. 38).

Вавилоняне — древнейшее население Двуречья, или Месо-
потамии, (территория современного Ирака). К середине 4-го
тысячелетия до н. э. здесь развивается земледелие и скотовод-
ство. За 4, 5-4 тысячи лет до н. э. в южной Месопотамии жили
шумеры, а в середине 4-го тысячелетия среднюю часть Двуре-
чья заняли аккадцы, северную — хуриты. В 3-м тысячелетии
до н. э. появляются города-государства этих народов. В начале
XIX века до н. э. возникает рабовладельческое государство Ва-
вилония (с. 38).

Бэл (Бел) — вавилоно-ассирийский бог Земли. Соответ-
ствует верховному еврейско-финикийскому богу Ваалу, шу-
мерскому божеству Энлилю. В честь Бэла проводились мисте-
рии — тайные культовые действия, в которых участвовали
только посвященные. В них в образной форме раскрыва-
лось содержание мифа: убийство божества и его воскресе-
ние (с. 38).

Александр Великий (Александр Македонский, 356-323
до н. э.) — сын царя Филиппа II и Олимпиады, один из великих
античных полководцев и завоевателей, военные кампании ко-
торого отличались масштабностью, дерзостью, непредсказуе-
мостью для противника и полководческим искусством. После


убийства его отца в 336 году до н. э. взял власть в Македонии,
предполагая укрепить свое господство в Греции и расширить
его в Азии. Основной целью военной экспансии Александра
было укрепление своей единоличной власти, стабилизация
македонской гегемонии внутри раздробленной в политичес-
ком отношении Греции. Его поддерживали македонское крес-
тьянство и придворная аристократия. Александру удалось со-
здать хорошо вооруженное, организованное, боеспособное и
преданное войско. К концу жизни Александра Македонского
его владения простирались от Дуная, Адриатики, Египта и Кав-
каза до Инда. Его внезапная смерть от лихорадки помешала
осуществлению планов покорения Аравии и Северной Афри-
ки (с. 38).

Халдеи — греческая форма семитского названия арамейско-
го племени (северо-западная ветвь семитов), которое в 612 году
до н. э. при царе Навуходоносоре свергло ассирийское господ-
ство и основало Нововавилонское царство. Халдейские жрецы
считались в античные времена представителями ближневосточ-
ных тайных учений, поэтому их имена были заимствованы ан-
тичной астрологией и магией (с. 38).

Синкелл Георгий — византийский монах, написавший ис-
торический труд «Хронография», который является самым важ-
ным после труда Евсевия источником по истории первых веков
христианства. Даты жизни не установлены, но известно, что в
810 году Георгий Синкелл еще был жив (с. 38).

Синкеллы — название клириков, живших в одних кельях с
епископом. Эта должность существовала как на Востоке, так и
на Западе. Обычно епископы выбирали в синкеллы самых обра-
зованных людей, которые могли бы им содействовать в реше-
нии важнейших вопросов.

Александр Полигистер — греческий грамматик пергамс-
кой школы, родом из Милета (или Минда). При Сулле попал во-
еннопленным в Рим, но был отпущен на свободу и позднее со-
провождал Красса в его походах. Написал много произведений
преимущественно историко-географического содержания, из
которых наиболее интересны исторические сочинения о евре-
ях с цитатами из трудов не дошедших до нас писателей. Дожил
Александр Полигистер до глубокой старости (даты его жизни
точно не известны) (с. 38).


 




Евсевий Памфил Кесарийский (ок. 260/263-339) — рим-
ский церковный писатель, историк. Был учеником мученика
Памфилия из Кесарии. В 313 году стал епископом Кесарии Па-
лестинской, пользовался доверием Константина I. Евсевий по-
лагал, что Христос находится в подчинении у Бога. Одним из
первых сделал попытку согласовать достижения античной на-
уки с интересами церкви. Написал мировую Хронику, а также
первый труд по истории христианской церкви, охватывающий
период от ее основания до 324 года и содержащий многие вы-
держки из не дошедших до нас источников. Евсевий оказал зна-
чительное влияние на христианскую литературу последующих
столетий. Ему был присвоен титул «отца истории церкви». Ос-
новные работы Евсевия — «Приготовления к Евангелию», «Цер-
ковная история», «Житие императора Константина» (с. 38).

Нибур Бартольд Георг (1776-1831) — немецкий историк,
занимавшийся историей Рима, в том числе вопросами древне-
римской религии (с. 39).

Дитрих Альбрехт (1866-1908) — немецкий филолог и ре-
лигиовед, специалист по истории греческой, римской и египет-
ской религий (с. 39).

Дамаскин Иоанн (ок. 675-753) — византийский богослов,
философ, первый систематизатор христианского вероучения.
Родился в Дамаске в знатной христианской семье, был сыном
одного из министров Халифа (министра финансов). Стал мона-
хом в монастыре св. Себастьяна близ Иерусалима. Основная ра-
бота Иоанна Дамаскина — «Источник знания», в которой он
стремился систематизировать и интерпретировать в христи-
анском ключе всю сумму знаний своего времени. Философию
Иоанн Дамаскин рассматривал как служанку богословия. Он
создавал церковные песнопения, был автором популярного в
средние века романа «Варлаам и Иоасаф», в котором чувствует-
ся влияние индийских сказаний (с. 40).

Зевс (Ций) — в древнегреческой мифологии верховное бо-
жество, отец олимпийских богов и людей, глава олимпийской
семьи богов. Его имя означает «светлое небо»; сын Кроноса и
Реи. Принадлежит к третьему поколению богов, свергнувших
второе поколение — титанов. Низвергнув своего отца Кроноса
и утвердившись на Олимпе, Зевс преобразует мир, внося в него


закон, нормы морали, науку, искусство, порядок и т. п., осуще-
ствляя божественную волю и благие замыслы. В то же время
Зевс — грозная сила, он, желая создать совершенного человека,
несколько раз уничтожал человеческий род. Зевс — отец мно-
гих героев (Геракла, Персея и др.). В римской мифологии Зевсу
соответствует Юпитер (с. 40).

Арамазд — в армянской мифологии верховное божество,
отец богов, бог плодородия, создатель неба и земли. Восходит
своими корнями к иранскому Ахурамазде. Эпитет Арамазда —
«ари» («мужественный») (с. 40).

Блик — исследователь африканских языков, автор «Сравни-
тельной грамматики южноафриканских языков» (1862) (с. 41).

Кафры — наименование, данное в XVIII веке бурами наро-
дам банту (главным образом, народу коса) Южной Африки.
Происходит от арабского «кафир» — неверный (с. 42).

Полинезийцы — народы австронезийской семьи, прожи-
вающие на островах Полинезии — одной из основных групп
островов, расположенных в центральной части Тихого океана
и протянувшихся от Гавайских островов на севере до Новой Зе-
ландии на юге (с. 42).

Готтентоты (нам, самоназвание «кой-коин» — «настоящие
люди») — древнейшие обитатели Южной Африки, оттеснен-
ные в начале 2-го тысячелетия до н. э. народами банту в юго-
западные пустынные районы материка и в значительной мере
истребленные европейскими колонизаторами в XVII - начале
XX века. В настоящее время готтентоты проживают в Намибии
и ЮАР, где среди них выделяют две группы — нам и рехобот
(метисы). Свыше 40 тыс. человек (с. 42).

Тайлор Эдуард Бернетт (1832-1917) — английский антро-
полог и религиовед, исследователь первобытной культуры. Вме-
сте с Гербертом Спенсером был основателем эволюционист-
ской школы в истории культуры и в этнографии, объясняющей
развитие человеческой культуры как непрерывный количе-
ственный процесс. В историю науки Тайлор вошел прежде все-
го как создатель анимистической концепции происхождения
религии, связывающей воедино все стадии развития религии на


 




основе психической деятельности человека в его попытках
объяснить непонятные явления и факты. Основная работа —
«Первобытная культура» (1871) (с. 42).

Зулусы (зулу, амазулу) — народ, основное население про-
винции Наталь в ЮАР. 4, 9 млн человек (с. 42).

ЛёббокДжон (1834-1913) — английский археолог и исто-
рик культуры, придерживавшийся эволюционистских взглядов.
Выдвинул гипотезу о существовании дорелигиозного периода в
истории человечества (с. 43).

Коллеуэй (XIX век) — миссионер, собравший много цен-
ного материала об обычаях и верованиях народов Африки
(с. 43).

Аматонго — духи предков у зулусов (с. 44).

Ункулункулу — в мифологии бантуязычного народа зулу
первопредок и культурный герой. Согласно мифу, выйдя из
тростника, Ункулункулу как двуполое существо порождает
первых людей. По более древнему мифу, тростник породил
первых людей: Ункулункулу и его жену Утлангу. Ункулункулу
научил людей возделывать землю, добывать огонь, установил
обычаи и др. (с. 45).

Языки и диалекты ингамбанский, ки-хиау, ки-камба,
ки-ника, ки-суахили, маку, софальский, титтский, ки-су-
ахили момбов, ки-покомо, отигереро, гереро — языки и
диалекты банту — семьи языков коренного населения Цент-
ральной и Южной Африки (свыше 160 млн человек). Общепри-
нятой классификации этих языков нет (с. 45).

Утланга — см.: Ункулункулу (с. 45).

«Пополь-Вух» — так называемая «Библия Центральной
Америки», создана неизвестным индейским автором до испан-
ских завоеваний. Ее рукопись на языке киче была найдена в
Гватемале, переведена на французский язык и впервые опубли-
кована в Европе Ш. Э. Брассером де Бурбуром в 1861 году. См.:
Пополь-Вух: Родословная владык Тотоникапана. М., 1993.
(с. 46).


Годфрид из Монмоута (ок. 1100 - ок. 1180) — английский
епископ, автор «Происхождения и деяний королей Британии...
от Энея и Брута» (ок. 1147) (с. 46).

Брут Луций Юний — легендарный основатель Римской рес-
публики, вел борьбу против тирании царя Тарквиния Гордого,
закончившуюся изгнанием последнего. В 509 году до н. э. из-
бран консулом. Брут был убит в поединке с Аруносом, сыном
изгнанного царя (с. 46).

Эллада — греческое название Греции; эллины — греческое
название греков. Первоначально наименование Эллада относи-
лось лишь к южной части Фессалии, но затем распространи-
лось на всю Грецию (с. 46).

Эллин — в греческой мифологии родоначальник племени
эллинов, царь Фессалии, внук Прометея, сын Девкалиона и Пир-
ры. От нимфы Орсеиды имел сыновей Эола, Дора и Ксуфа —
отца Иона и Ахея. Считается родоначальником эллинов, а его
сыновья и внуки — родоначальниками основных греческих
племен (дорийцев, эолийцев, ионийцев, ахейцев) (с. 46).

Фессалия — область на северо-востоке Греции, плодород-
ная равнина, окруженная со всех сторон горами. В древности
через Фессалию проходили пути различных племен, проникав-
ших в Грецию, поэтому Фессалия часто упоминается в легендах
и мифах (с. 46).

Эол — в древнегреческой мифологии 1) родоначальник
племени эолийцев, сын Эллина и нимфы Орсеиды, внук Девка-
лиона, брат Дора и Ксуфа. Воцарился в Фессалии; 2) бог ветров,
которых он никогда не выпускал на волю. Обитал на о. Эолия
(с. 47).

Дор (Дорос) — в древнегреческой мифологии родоначаль-
ник племени дорийцев, сын Эллина и нимфы Орсеиды, внук
Девкалиона, брат Ксуфа и Эола. Получил от отца землю «про-
тив Пелопоннеса», жители которой были названы дорийцами
(с. 47).

Ксуф (Ксут) — в древнегреческой мифологии сын Эллина и
нимфы Орсеиды, брат Дора и Эола, внук Девкалиона. От отца


 




ему достался Пелопоннес. Женой Ксуфа была Креуса, родившая
ему сыновей Иона — родоначальника ионийцев и Ахея — родо-
начальника ахейцев (с. 47).

Девкалион — в древнегреческой мифологии прародитель
людей, сын Прометея, муж Пирры, родоначальник эллинов. От
всемирного потопа, которым Зевс решил покарать людей, спас-
ся лишь Девкалион со своей женой Пиррой на корабле. После
высадки на горе Парнас по указанию Фемиды (или Зевса) оба
бросали позади себя «кости праматери», т. е. камни, тем самым
возрождая человечество. Из камней, брошенных Девкалионом,
возникли мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, — жен-
щины (с. 47).

Прометей — в древнегреческой мифологии титан, сын ти-
тана Иапета и Климены, брат Атланта, Эпиметея и Менетия. Со-
гласно некоторым мифам, обманув Зевса при жертвоприноше-
нии, сотворил человека из глины. Зевс разгадал это и лишил
людей огня, но Прометей похитил у Зевса огонь и принес его
людям. Он научил людей пользоваться огнем, различным ре-
меслам и искусствам. Тогда Зевс отправил на землю Пандору, а
Прометея велел приковать к скале в Колхиде, где днем орел по-
жирал его печень, которая за ночь восстанавливалась. Это про-
должалось до тех пор, пока Геракл не убил орла и не освободил
Прометея (с. 47).

Пирра — в древнегреческой мифологии дочь Пандоры и
Эпиметея, жена Девкалиона, пережившая вместе с ним всемир-
ный потоп (с. 47).

Вильяме Роджер (1603-1683) американский религиоз-
ный лидер, основатель колонии «Новая Англия» (Род-Айленд)
(с. 48).

Гефест — в древнегреческой мифологии бог огня и кузнеч-
ного ремесла, покровитель кузнецов и ремесленников. Олим-
пийское божество малоазийского происхождения, его культ
вобрал в себя древнейшие черты поклонения огненной стихии.
Сын Зевса и Геры. Изображался в одежде ремесленника с моло-
том или клещами в руке, широкоплечим и хромым. Согласно
одной версии, Зевс швырнул Гефеста с Олимпа за то, что он за-
ступился за Геру во время ее спора с Зевсом. Согласно другой


версии, Гера сама после родов сбросила Гефеста с Олимпа, так
как он был калекой. Несмотря на увечье, Гефест был супругом
прекрасной Афродиты, которая, однако, обманывала его с Аре-
сом. В римской мифологии ему соответствует Вулкан (с. 48).

Афина — в древнегреческой мифологии вечно девствен-
ная богиня мудрости, справедливых войн и побед, дочь Зевса.
Согласно мифу, царь богов проглотил свою супругу Океаниду
Метиду беременную Афиной. Гефест расколол голову Зевса
ударом молота, и на свет появилась Афина в полном военном
снаряжении. Ее атрибуты — змея и сова. Афина считалась по-
кровительницей героев, искусств и ремесел, защитницей об-
щественного порядка и целомудрия. В римской мифологии ей
соответствует Минерва (с. 48).

Парфенон — мраморный храм богини Афины на Акропо-
ле, который был построен в 448-438 годах до н. э. (на месте
разрушенного в Персидскую войну древнего храма Афины)
архитекторами Иктином и Калликратом под руководством
Фидия в виде дорического периптера с колоннами 8х 17. Пар-
фенон имел длину 70 м и ширину 31м. Колонны достигали по-
чти 10-метровой высоты. В 1687 году Парфенон был сильно
поврежден венецианцами при осаде Афин, так как служил по-
роховым складом (с. 49).

Аполлон (Феб) — в древнегреческой мифологии красивый
юный бог солнечного света, сын Зевса и Лето, брат Артемиды.
Аполлон является также богом гармонии, духовной деятельнос-
ти и искусств, прежде всего музыки и пения. Первоначально
считался покровителем пастухов, позже — изобретателем пче-
ловодства, маслоделия, богом яблоневых садов. Его считали
также изобретателем лиры. В более поздний период Аполлон
становится богом очищающим и исцеляющим. Он соединяет в
себе ряд функций: стреловержца, губителя, прорицателя, блюс-
тителя космической и человеческой гармонии. Образ Аполлона
соединяет воедино небо, землю и преисподнюю. Он тесно свя-
зан со своим божеством-антагонистом — Дионисом (с. 49).

Артемида — в древнегреческой мифологии целомудрен-
ная богиня охоты и живой природы, покровительница роже-
ниц, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Почиталась
как богиня охоты, живой природы, девственной чистоты и


 




целомудрия, плодородия и растительности. Классическая Арте-
мида — девственница и защитница целомудрия, покровительни-
ца супружества и деторождения. Если брат Артемиды Аполлон
приравнивался к богу солнца, то сама Артемида была богиней
луны и часто отождествлялась с Селеной. В римской мифологии
ей соответствует Диана (с. 49).

Ниоба (Ниобея) — в древнегреческой мифологии дочь
малоазийского царя Тантала, жена царя Фив Амфиона. Гор-
дясь своими семью сыновьями и семью дочерьми (по версии
М. Мюллера, у Ниобы было двенадцать детей), она смеялась
над богиней Лето, у которой было только двое детей — Апол-
лон и Артемида. В отмщение за стыд, причиненный матери,
Аполлон и Артемида поразили стрелами всех детей Ниобы —
Ниобидов. От горя Ниоба окаменела, и Зевс превратил ее в
скалу, источающую слезы на вершине горы Сипил у себя на
родине в Малой Азии. Образ Ниобы стал символом надмен-
ности и вместе с тем олицетворением невыносимого страда-
ния (с. 49).

Додона — знаменитейший религиозный центр, где нахо-
дился Додонский оракул при храме Зевса в религиозном цен-
тре — Эпире. Святилище обслуживали женщины-жрицы, кото-
рые прорицали по шелесту листьев священного дуба Зевса.
Додона был одним из центров духовной жизни Древней Гре-
ции (с. 49).

Дьяус — в древнеиндийской мифологии бог неба, персони-
фицированное небо, отец богов и людей. Чаще всего выступает
совместно с Притхиви (земля); изначально они образуют суп-
ружескую пару. Имя Дьяус-питар находит соответствия в древ-
негреческом Зевс-патер, в латинском Ю-питер (с. 49).

Юпитер — в древней италийской мифологии бог неба (гро-
мовержец), дневного света, грозы, царь богов, верховное боже-
ство римлян, податель плодородия, изобилия, победы, исцеле-
ния, охранитель правопорядка (соответствует древнегреческому
Зевсу), властитель и покровитель мира, супруг Юноны. Его храм
высился на Капитолийском холме в Риме и был центром религи-
озной жизни. Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в
Капитолийскую троицу (три главнейших римских божества на
Капитолии). Покровительствовал земледелию считался гаран-


том верности клятве, был богом войны и победы. В период импе-
рии стал покровителем императоров. Этимологически связан с
Дьяусом и Зевсом-патером (отцом) (с. 49).

Тор (Донар) — в германо-скандинавской мифологии бог
грома, бури и плодородия, сын бога Одина и богини земли Ёрд.
Изображался рыжебородым мужчиной с каменным молотом,
поясом силы и железными перчатками. Тор — защитник богов и
людей от великанов и страшных чудовищ, противник мирового
змея Ермунганда (с. 49).

Дэвы (девы) — в древнеиндийской мифологии класс свет-
лых богов. Обычно говорят о 33 дэвах, хотя есть упоминания о
333, 3 306, 3 339 богах, распределяемых по трем космическим
сферам: 1) небесной; 2) атмосферной; 3) земной. Основное зна-
чение дэвы (боги) получают при противопоставлении их асу-
рам (демонам). В иранской мифологии, напротив, дэвы — злые
духи, которые противостоят ахурам — благим духам (с. 49)-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.