Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель торгуемых и неторгуемых товаров






Торгуемые и неторгуемые товары Предметом приложения сил совокуп­ного спроса и совокупного предложе­ния в международной экономике явля­ется товар, который трактуется широко, как вся совокупность материальных и нематериальных предметов, предлагае­мых для продажи.@ Товар – пред­мет, удовлетворяющий какую-либо об­щественную потребность и произведен­ный для обмена, то есть обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары.

Правильное для национальной эко­номики предположение о том, что все товары продаются и покупаются на рынке, оказывается неверным для меж­дународной экономики. Способность произвести продукт еще не означает, что он станет товаром, то есть что его кто-то купит. Способность произвести товар для внутреннего рынка не означа­ет, что он будет признан товаром на мировом рынке, то есть что его купят за рубежом. Товары могут не продаваться за рубежом либо по причине их некон­курентоспособности, что в принципе поправимо, либо по причине изнача­льной невозможности поставить их на внешний рынок, их принципиальной «неторгуемости». Поэтому с точки зре­ния международной мобильности все товары делятся на торгуемые и нетор-гуемые.@ Торгуемые товары – товары, которые могут передви­гаться между различными странами.@ Неторгуемые товары – товары, которые потребля­ются в той же стране, где и произведе­ны, и не перемещаются между странами.

Допустим, что некоторая страна не­сколько лет подряд брала зарубежные займы, срок оплаты которых наступил. Чтобы платить по долгам, правительст­во увеличивает налоги, в результате чего падает потребление. Но если про­изводитель выпускает торгуемый товар, то, уловив падение внутреннего спроса, он может переориентировать часть сво­его производства для продажи за рубеж. Однако если производится неторгуемый товар, то такой альтернативы у произ­водителя нет. Он несет убытки, разоря­ется и в итоге переходит в другую от­расль, спрос на продукцию которой выше. Наличие в экономике неторгуе-мых товаров приводит к тому, что лю­бое изменение экономической полити- ки, любая сколь-нибудь существенная реформа приводят к серьезным соци­альным проблемам и значительно ос­ложняют процесс развития.

Тем самым главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:

• Цены на торгуемые товары опре­деляются соотношением спроса и пред­ложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом. Цены на неторгуемые товары определя­ются соотношением спроса и предложе­ния на национальном рынке. Колеба­ния цен на такие товары в других странах значения не имеют.

• Поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуе-мых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения – увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуе-мых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения крити­чески важно. При его нарушении воз­никают серьезные социально-экономи­ческие диспропорции.

• Динамика и зачастую уровень внут­ренних цен на торгуемые товары сле­дуют за динамикой и уровнем цен в других странах. Внутренние цены на не­торгуемые товары могут существенно от­личаться от цен других стран, а измене­ние может не приводить к изменению зарубежных цен на такие же товары.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.