Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы регулирования междунар торговли. Тарифные м-ды.






Таможенно-тарифные методы – методы регулир междунар торговли, предполагающие установл и взимание тамож-х пошлин. Таможенный тариф - обязательный взнос, взимаемый тамож органами при импорте и экспорте товаров; Виды импортный, экспортный, транзитный; сезонный; минимальный, максимальный, карательный; автономный, договорной; простой, сложный; постоянный, переменный. Тарифная эскалация –увеличении ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки товара. Беспошлинный режим – торгово-полит режим, при кот торговля осущ-ся без взимания таможенных пошлин. Нац режим - торгово-полит режим, при кот ин товары и инвестиции должны обращаться на рынке на тех же условиях, что и отечественные. Режим наибольшего благоприятствования – торгово-полит режим, при кот стране-экспортеру предоставлены условия торговли на рынке страны-импортера, не худшие, чем любой другой стране. льготный режим – торгово-полит режим, при котором стране-экспортеру предоставлены условия торговли на рынке страны-импортера, более благоприятные, чем любой другой стране.

 

 

16.Формы и методы регулирования междунар торговли. нетарифные м-ды. Нетарифные методы – методы регулир-я междунар торговли, не основанные на исп таможенного тарифа, они включ любые распоряжения властей, постановлений и нормативных актов, кот воздействуют на экспорт и импорт товаров. Квотирование – ограничение экспорта или импорта товара определенным кол-ом или суммой на опред период. Лицензирование – выдача гос-ом разрешений на экспорт или импорт товара в установленных кол-ах за опред-й. Запрет, эмбарго, разрешительный порядок ввоза-вывоза - квота, полностью запрещающая внешнюю торговлю теми или иными товарами по соображениям нац безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. «Добровольное» ограничение экспорта - обязательство одного торгового партнера ограничить или не расширять экспорт. Технические барьеры – комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров требованиям стандартизации и сертификации, к упаковке и маркировке, медицинским нормам. Сертификат соответствия - письменный док, удостоверяющий соответствие товара требованиям норм. Фитосанитарный сертификат – док, удостоверяющий, что растения, продукция растительного происхождения свободны от карантинных организмов. Ветеринарный сертификат– док, удостоверяющий, что животные, птицы, рыба, рептилии, насекомые и некоторые виды кормов явл безопасными, не заразными. Политика в рамках гос закупок - метод торговой политики, требующий от гос органов и предприятий покупать определенные товары только у нац-х фирм (скрытый нетарифный метод). Требование о содержании местных компонентов - метод, устанавливающий долю конечного продукта, которая д б произведена нац-ми производителями. Налоги и сборы –направлены на повыш цены импортного товара. Демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен. Субсидия - ден выплата, направленная на поддержку нац-х производителей. Экспортный кредит –предусматривает финансовое стимулирование государством развития экспорта нац-х предприятий. Особые таможенные пошлины –применяется когда импорт товара причиняет «ущерб» какой-либо отрасли. Таможенные процедуры и формальности - меры, применяемые таможенными органами для вып возложенных на них задач.

17. Междунар торг пол-ка, орг-ии: хар-ка, инструменты и методы. Всемирная торговая орг-я (ВТО) - междунар орг-я 153 гос-в, учрежденная в 1995 г в Марокко для усовершенствования ГАТТ, его распространения на остальные сферы междунар торговли. Генеральное соглаш по тарифам и торговле (ГАТТ) –соглаш-е для развития междунар торговли, содержащее принципы, нормы, правила ведения и гос регулирования торговли стран-участниц. Генеральное соглаш по торговле услугами (ГАТС) – соглаш для торговли услугами, содержит принципы, правовые нормы, правила ведения и регулирования взаимной торговли услугами стран-участниц ВТО. Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллек-ой собственности (ТРИПС) - многостороннее соглашение, для содействия развитию междунар торговли объектами интеллект собст-ти, устанавливает права и обязательства стран-участниц ВТО в отношении международной торговли ОИС, включая вопросы авторских и смежных прав, товарных знаков,, патентов, защиты конфиденц-й инфы. Всемирная таможенная орг-я (ВТО) – междунар орг-я 171 гос-ва, созданная в 1994. (Брюссель, Бельгия) для регулирования трансграничного движ тов-в и людей, для безопасности движения товаров. Принципы ГАТТ/ВТО: • Торговля без дискриминации: • снижение барьеров торговли, Отказ от количественных ограничений (квота, лицензия), Предсказуемость торговой политики (соблюдение норм ГАТТ), Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров (а не торговых войн). Всемирная орг-я -й собственности (ВОИС) – междунар орг- 184-х гос-в, созданная в 1967 г. (Женева, Швейцария) для сотрудничества в области охраны промышл-й собст-ти и авторского права, урегулировании споров в области интеллект-й собственности. Междунар союз по изданию таможенных тарифов – междунар-я орг-я 50-ти государств, 1890 г. (Брюссель, Бельгия) для быстрой и точной публикации тамож-х тарифов.

18.Внешняя торговля и внешнеторговая политика РБ, перспективы вхождения в ВТО. Основные принципы, цели и задачи внешней политики РБ законодательно закреплены в За-коне «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политии РБ». Международная активность РБ призвана: обеспечивать безопасность гос-ва и защиту нац интересов, содействовать эконом-му развитию страны и повышения благосостояния граждан. Осущ внешнеторговую деят-ть может любая белорусская компания со дня ее гос регистрации. Основой торговой политики явл заключенные РБ междунар соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения сущ с бо-лее чем 80 гос-ми мира. Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Переговоры по присоединению к ВТО ведутся по 4-м направлениям: 1) приведение законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО; 2) доступ на рынок товаров и услуг, 4) гос поддержка с/х. Преимуществами, которые получит РБ при присоеди-нения к ВТО: • недискриминационный доступ к рынкам более 137 государств.2.обеспечение международной правовой защиты эконом-х интересов; 3. улучш открытости торговой политики; 4. наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер; 5.создание в стране предсказуемой инвестиционной среды; 6укрепление репутации страны.

19. Междунар миграция капитала. Междун миграция капитала – движение капиталов м/у странами, приносящее их собственникам доход. Междунар-е инвестиции – вложения капитала эк-их субъектов одних гос-в в материальные, нематериальные и фин активы других гос-в для получ дохода. Причины миграции капитала: -Неравномерность эк-го развития стран, -Эк-ая и пол-ая нестабильность, -Стремление к широкому использованию последних научно-технических достижений, -Снижение издержек, -максимизировать прибыль при допустимом уровне риска. Позитивные последствия для принимающих стран. -обновление основных фондов, -рост экспорта, -создание новых рабочих мест, рост занятости, -повыш ЗП до мирового уровня, -более эффективное исп-е факторов пр-ва, -укрепление нац валюты. Негативные последствия: -уклонение от налогообложения части прибыли, -отток большей части прибыли за границу, -создание конкуренции для нац компаний, -монополизация нац рынка -нанесение экологического ущерба, - ущерба здоровью населения, приток криминального капитала. Позитивные последствия для стран базирования -рост конкуренции м/у отечественными предприятиями, -увелич нац продукта за счет доступа к зарубежным ресурсам, - возможности для роста экспорта товаров, услуг, модернизации пр-ва. Негативные последствия -утечка капитала, сниж ур занятости внутри страны, угроза нац безопасности, уменьшение налоговых поступлений в бюджет. Формы: по источникам происхожд капитала: гос-е, частные; по характеру использ-я: предпринимательский, ссудный; по функциям и объектам влож: портфельные и прямые; по сроку вложения: кратко, средне, долгосрочные, бессрочные; по форме вывоза: в ден форме, в товарной форме; по объекту вложения: в физический, фиктивный, человеческий, технологический капитал; по степени риска: с меньшей и с большей степенью риска. Зарубежные инвестиции – вложение инвестором из страны-донора капитала за рубежом, которое по отношению к данной стране является исходящим потоком капитала. Иностранные инвестиции – вложение зарубежным инвестором капитала в страну-реципиент, которое по отношению к данной стране является входящим потоком капитала.

20. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ). ПИИ –форма экспорта частного предпринимательского капитала с целью приобретения долгосрочного экономич интереса, кот-я позволяет установить эфф-й контроль и дает право непосредственног управления объектом инвестирования. Формы: уставный капитал, реинвестированные доходы, прибыли, прочий капитал. Предприятие прямого инвестирования - корпоративное или некорпоративное предприятие, в котором прямому инвестору принадлежат 10 % и более простых акций или голосов. Формы: 1) филиал (отделение), дочерняя компания, ассоциированная компания; 2) основание нового подразделения и филиала в другой стране, расширение филиала, покупка зарубежного предприятия.

21. Динамика, структура и особенности движения ПИИ. рост ПИИ в 2000 г. достиг своего пика - 1, 39 трлн дол. в 2001 г. объемы ПИИ сократились более чем на 40%. факторы, обусловившие падение мирового объема ПИИ: 1.низкие темпы эконом-го роста в большинстве регионов мира. 2. падение рыночной стоимости компаний.3. сниж прибыльности корпораций. 4. замедление реорганизации корпораций. 5. завершение программ. К 2005 г. ПИИ выросли на 29% и составили 9, 9 трлн дол.. Географическая стр-ра ПИИ: 1. ПИИ концентрируются в странах, наиболее широко участвующих в глобализации. 2. крупнейшие страны-реципиенты: США, Великобритания, Китай. 3. крупнейшие страны-доноры: США, Великобритания, Люксембург. 4. развитые страны остаются крупным чистыми экспортерами ПИИ. 5.Доля РС в получении и экспорте ПИИ растет. 6. Азия и Океания становится важнейшим источником ПИИ 7. доля Африки в потоках ПИИ - 3%, в основном в разработку прир-х рес-в. Страны с переходной экономикой (ЦВЕ и СНГ) единственными избежали трехлетнего спада 2001-2003 гг. Отраслевая стр-ра ПИИ: с 1970 г. доля ПИИ в сырьевой сектор снизилась на 3%, в обрабатывающую промышленность на 8 %. Происходит переориентация ПИИ на сектор услуг. Причины переориентации: 1. роль услуг в мировой экономике растет. 2. большинство услуг должны производиться в месте их потребления и в момен потребления.

 

 

22. Роль междунар компаний в междунар движ капитала. ТНК и МНК. Междунар компания - крупная компания осущ-щая основную часть своей эконом-й деят-ти за пределами страны, в которой она зарегистрирована. Виды международных компаний: - Транснациональные (ТНК) - головная компания принадлежит одной стране, а процесс производства, размещается в раз-ных странах. - Многонациональные (МНК) - головная компания принадлежит разным странам, а процесс пр-ва полностью переносится в принимающие страны. Современные ТНК и МНК -насчитывается 79 тыс. МК и 790 тыс. их подразделений. Транснационализация – это созд и развитие междунар-х корпораций за счет перенесения части воспроизв-го процесса из одной страны в другую на основе международного разделения труда и интернационализации пр-ва и капитала в форме ПИИ. Трансфертная цена – цена, применяемая корпорациями в сделках м/у филиалами, кот-е явл предметом коммерч тайны и исп-ся для перевода прибыли и ухода от уплаты налогов. Трансфертное ценообразование - процесс установл трансфертной цены.

23. Портфельные инвестиции(ПИ). Ценные бумаги(цб) –документы, удостоверяющие право собственности на активы. Междунар ПИ – это вложения капитала в иност цб, не дающие инвестору права контроля над объектами инвестирования, а получение дохода происходит за счет роста курсовой стоимости и дивидендов. Виды: 1) по цб: в акционерные цб (акции, паи,); долговые цб (облигации, простые векселя); инструменты ден-го рынка (казначейские векселя, депозитные сертификаты); 2) в зависимости от страны происхождения: в цб нац-х эмитентов в нац валюте, в цб иностранных эмитентов в нац валюте; в цб нац-х эмитентов в иностр валюте. Причины ПИ: - стремление разместить капитал в той стране и в таких цб, кот-е принесут прибыль.- стремление диверсифицировать риски вложения капитала и получить спекулятивный до-ход, - желание защитить д/с от инфляции. Препятствия роста международных ПИ: сложность получ информации об ин-х рынках, -двойное налогообложение, -более высокие издержки, по сравнению с внутренними ПИ -риски различных нац-х рынков, -доп риски для нерезидентов, -риски падения курсов ин валют.

 

24.Миграция ссудного капитала. Международный рынок ссудного капитала: особенности, участники, организационные формы. Ссудный (кредитный) капитал – ср-ва ин банков, междунар-х корпораций, международных фин орг-ий, а также частных лиц и компаний для финансирования инвестиц-х проектов в стране-реципиенте, на некоторый срок с целью получения процента. Междунар рынок ссудного капитала — сфера рыночных отношений, где осущ-ся движение ссудного капитала м/у странами на условиях возвратности и уплаты процента и формируются спрос и предложение. Формы международного рынка ссудного капитала: 1. денежный рынок - краткосрочные депозитно-ссудные операции (от 1 дня до 1 года), 2. рынок капиталов - средне- и долгосрочные ин кредиты. 3. Фондовый рынок - эмиссия, купля-продажа, кредитные операции с цб 4. ипотечный рынок - рынок ипотечных ссудных капиталов. Особенности рынка: -Огромные масштабы и неподконтрольность нац органам. -Отсутствие четких пространственных и временных границ.-Использование евровалют и региональных валют для сделок. Особенности сделок: - автономность от нац-х рынков, - упрощенная процедура совершения, - использование новейших комп-х технологий, - стоимость кредита включает проценты и различные комиссии, самостоятельные по отноше-нию к нац-м ставкам. Участники рынка: 1. Первичные инвесторы (владельцы свободных финансовых ресурсов).2. Институциональные инвесторы (-инвестиционные, пенсионные, взаимные, благотворительные фонды, -инвест компании, -транснациональные банки, -девизные банки, -евробанки -фондовые биржи, -международные фине орг-ии).3. Заемщики (ю, ф/ла и гос-ва,)

 

25.Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд. Международный кред рынок -сфера и форма орг-ии движ кред рес-в м/у странами на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере междунар-х эк-х отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возврат-ности, срочности и уплаты процента. классификация международных ссу д: По источникам: внутренние, внешние. По назначению: К оммерческие - связаны с внешней торговлей и услугами, Финансовые - прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение цб, Промежуточные - для выполнения подрядных работ. По видам: Товарные - предоставляются в виде отсрочки платежа за проданные товары или оказанные услуги, Валютные - предоставляются банками в денежной форме. По форме предоставления: Наличные, Акцептные, Депозитные сертификаты, Консорциальные кредиты, Облигационные займы По валюте займа: В валюте страны-должника, В валюте третьей страны, В валюте страны-кредитора, В международной валюте. По обеспеченности: Обеспеченные - товарными документами, векселями, цб, недвижимостью и др., Бланковые - под обязательства должника. По срокам: Сверхсрочные - до 3 месяцев, Среднесрочные - от года до пяти лет, Кратко-срочные - до одного года, Долгосрочные - более пяти лет

 

26. Международные финансовые центры. Транснациональные банки (ТНБ): характерные черты, организационная структура. Ведущим международным финансовым центром по праву считается Нью-Йорк. Особенно велика его роль в эмиссии акций и облигаций, в торговле цб.

Главным европейским фин центром явл Лондон. Он занимает 1 место в мире по объему международных вал-х, депозитных и кредитных оп-ий. В области традиционных долгосрочных займов в Западной Европе выделяют Цюрих и Франкфурт-на-Майне. ТНБ – это крупные кред-фин компании универсального типа, имеют широко разветвленную систему зарубежных предприятий, тесно сотрудничающих друг с другом и контролируют осущ фин операций в международном масштабе. ТНК сосредоточены в основном в трех регионах: США, Западная Европа, ЮВА. Структура ТНБ: 1 Представительства -не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Они осуществляют рекламу, сбор инфыи. 2. Филиал - самостоятельный банк, зарегистрированный в соответствии с местным зак-вом страны пребывания. 3.Дочерние банки – это те ин банки, в которых родительская компания владеет контрольным пакетом. 4.Совместные банки – это ин банки, в которых родительский банк не владеет контрольным пакетом акций, он учреждается несколькими различными банками.ТНБ обеспечивает высокую степень защиты от возможных рисков.

 

27. Междунар рынок цб. Междунар рынок цб – это механизм, способствующий обмену финансовыми активами. Особенности: цб отличаются обратимостью, т.е. возможностью для держателя в любой момент обратить их в деньги. Виды по субъектам предложения: первичный рынок - предложение цб осущ-т только их эмитент – индивидуальный или институциональный инвестор; вторичный рынок: предложение цб осущ другие участники рынка цб. Виды по срокам обращения: рынок краткосрочного ссудного капитала – ден рынок, на котором размещаются финансовые активы со сроком обращения до года; рынок долгосрочного ссудного капитала – рынок капитала, на котором размещаются фин активы со сроком обращ больше года.

28. Международный рынок ценных бумаг: понятие, виды. Евробумаги и еврорынки. Мировой рынок ценных бумаг – часть рынка капиталов, где осущ эмиссия, а также купля – продажа цб. Иностранные облигации - разновидность нац облигаций. Негативные аспекты, связанные с выпуском ин облигаций- они деноминируются в инвалюте, а потому подвергаются риску, связанному с обменным курсом. Рынки ин облигаций: США, Германия. Швейцария, Япония. Еврооблигации выпускаются в евровалюте, и размещаются одновременно на рынках ряда стран. Обычный срок погашения еврооблигаций - 10-15 лет. Они выпускаются на предъявителя, поэтому обладают высокой ликвидностью. Выпусками еврооблигаций занимаются только заемщики с высоким кредитным рейтингом. Рынок еврооблигаций состоит из первичного и вторичного рынков. На вторичном рынке осущ перепродажа цб. Типы еврооблигаций: - облигации с фиксированной ставкой доходности; с плавающей ставкой; - облигации, связанные с акциями эмитента. Еврокоммерческие обязательства - сравнительно новый инструмент рынка цб. Составной частью мирового рынка акций являются евроакции. Они продаются на еврорынке и котируются в каком-нибудь центре - оффшор.

29. Внешнеинвестиционная политика: «инвест режим» и «инвест климат». Внешнеинвестиционная политика - система форм и методов гос воздействия на потоки междунар-х инвест-й с целью возрастания положительных экономич- и соц-х эффектов в нац экономике. Виды на национальном уровне: 1) политика привлеч ин-х инвестиций: а) установление инвестиц-х режимов, б) политику сдерживания, ограничения. в) политику стимулирования максимального притока иностр-х инвестиций (методы: улучшение имиджа страны, предоставление инвестору комплексного пакета услуг); 2) политика содействия зарубежным инвестициям (методы: либерализация вывоза инвестиций, содействие зарубежным прямым инвестициям, создание соответствующих). Виды на интернациональном уровне: 1) регулирование двусторонними соглашениями о взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, 2) регулир-е региональными экономическими орг-ми 3) регулирование международными экономическими орг-ми. Инвест режим - законодательно закрепленный тип взаимоотношений принимающей страны и иностранных инвесторов. Инвест климат - совокупность политических, соц-эк-х, финансовых, географических факторов привлекающих или отталкивающих инвесторов. Инвест потенциал страны – это состояние накопленных факторов пр-ва или потенциалов в стране: ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, трудового, финансового. Риски ин-го инвестирования –угроза фин-х потерь или недополучения доходов от инвестиций.

 


30.Внешнеинвестиционная политика и проблема привлечения ин. инвестиций в РБ. Основное направление инвест д-ти для РБ – привлечение прямых ин инвестиций. В связи с этим, необходимо привлекать инвесторов, которые будут иметь долгосрочный интерес к хоз д-ти в РБ. Для привлечения подобных инвесторов необходимо обладать более дешевой по сравнению с другими странами рабочей силой, научно-техническим потенциалом, занимать удобное для инвестора географическое положение, иметь большой рынок конечной продукции. Сущ и ряд факторов отталкивающих ин инвесторов: - нестабильность валютного режима; - низкая покупательская способность населения; - остановка многих промышленных предприятий; Практически отсутствуют долгосрочные инвест проекты. Основные инвесторы: - Россия (47, 8% от всех поступивших инвестиций). - Соединенного Королевства (21, 3%)- Кипра (7, 8%) - Австрии (6%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в 2011 в организации: - торговли (33, 7% от всех поступивших инвестиций). - транспорта (32, 1%). - промышленности (25, 7%).

!!!! 31. Международная миграция трудовых ресурсов. Междунар миграция труд в – перемещ, переселение трудоспособного насел из одной страны в др, вызванное причинами эконом-го и др характера, сопровожд сменой пост-го места жит-ва или возвращ к нему. Виды по времени: постоянная, временная, сезонная, маятниковая; по степени законности: легальная, нелегальная; по террит: меж- внутри-континентальная; по ур квалификации: высоко-низко -квалифицированная; по направлениям: из развивающихся стран в развитые, м/у развитыми странами, м/у развивающимися. Междунар рынок труда – рынок, который объединяет нац-е и региональные рынки рабочей силы и сущ в форме международной трудовой миграции. Страна – импортер труд рес (страна-реципиент) –постоянно принимает труд рес из других стран. Страна – экспортер раб силы (страна-донор) – страна, из которой постоянно выезжают труд рес в др страны. Эмиграция – выезд трудоспособного насел из страны. Иммиграция – въезд. Реэмиграция – возвращ эмигрантов в свою страну. Миграционное сальдо – разность м/у кол-м иммигрантов и эмигрантов. Последствия эмиграции из страны-донора. Положительные: денежные переводы эмигрантов из-за рубежа на родину; снижение нагрузки на гос бюджет за счет сокращ трансфертных платежей и соц расходов; повыш квалификации за рубежом; приобретение деловых связей за границей, уменьшение безработицы. Отрицательные: утечка умов, сдерживание эконом развития; потеря бюджетных средств, потраченных на образование; потеря подоходного налога, налога на собственность, НДС. Последствия иммиграции в страну-реципиента. Положительные: иммигранты привносят новый опыт и знания; страна получает готовую раб силу, не неся затрат на образование; в бюджет поступают доп налоги; иммигранты не обеспечиваются пенсиями. иммигранты заполняют вакансии, снижают издержки на ЗП; иммигранты улучш демографическую ситуацию. Отрицательные: иммигранты создают конкуренцию коренному населению; рост недовольства и напряженности со стороны коренного населения вследствие этнических предрассудков и религиозной нетерпимости; увеличение расходов гос бюджета на соц трансферты семьям мигрантов, депортацию нелегальных мигрантов.

32. Миграционная политика. Формы и методы гос регулир. Гос миграц-я политика – это целенаправленная деят-ть гос-ва по регулированию процессов экспорта и импорта раб силы в данную страну или из нее с целью защитить интересы трудящихся-мигрантов, и обеспечить защиту интересов самих стран-доноров и стран-реципиентов. Эмиграц-я политика –направленная на созд благоприятного эмиграц-го климата и регулирование эмиграционных потоков. Иммиграц-я политика - направленная на защиту нац рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов. Виды: ограничение пребывания иммигрантов в стране Методы: ограничения по срокам пребывания, запреты, санкции. Междунар орг-я труда (МОТ) – 123 государств, учрежденная по Версальскому договору в 1919 г. Цели - продвижение и реализация труд-х принципов и прав, создание лучших возможностей для женщин и мужчин, сохр достойного уровня занятости и дохода, увелич эфф-ти соц защиты, решении проблем на мировом рынке труда. Международная орг-я по миграции (МОМ) -127 гос-в, учрежденная в 1951 г. цель - в помощи странам в осущ миграционной политики, развитии международного сотрудничества, оказании поддержки в решении проблем миграции и гуманитарной помощи мигрантам. Рынок труда РБ. Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы.. Белорусская рабочая сила конкурентоспособна на мировом рынке труда. С 2000 г. резко увеличился выезд белорусских трудовых мигрантов в США. По разным оценкам, около 50 тыс. белорусских работников трудятся за рубежом нелегально.С конца 90-х гг. широкое распространение получила студенческая.Труд студентов исп-ся в основном на сезонных с/х работах, в сфере услуг и досуга. Кроме материальных мотивов, студентов влечет языковая практика. 7.Число мигрировавших научных работников не превышает 0, 2% от общего числа научных кадров.

 

33. Интеграция, формы, экономические последствия. Междунар эконом-я интеграция (МЭИ) –процесс эконом-го взаимодействия стран, приводящий к сближению, сращиванию нац-х хоз-в в единую систему эконом-х отнош. Формы: Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары. Зона свободной торговли - предполаг отмену таможенно-тарифных барьеров в торговле товарами и сохр нац таможенных тарифов в отнош третьих стран. Таможенный союз - предполаг отмену таможенно-тарифных и нетарифных барьеров и введение общих торговых барьеров в отнош третьих стран. Общий рынок – предполаг созд условий для свободного движ товаров, услуг, капиталов и труд рес- в м/у странами-участницами. Экономический и валютный союз – предполаг после создания зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка, созд единого -го пространства и проведение единой макроэкономической политики. Политический союз - предполаг образов наднац-го союза гос-в с единой конституцией, единой политикой. Экономические последствия. Положительные: увеличение размеров рынка; возрастает конкуренция м/у странами; улуучш условий торговли; распространение новейших технологий. Отрицательные последствия: для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов, идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

 

34. Интеграция в Западной Европе. ЕС. Европейский союз (ЕС) Развитие европейской интеграции началось с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти же 6 стран подписали в 1957 г. Римские договоры об образовании Европейского эк-го сообщества (ЕЭС) и Сообщества по атомной энергии (Евратом). Сильнейшие импульсы для углубления интеграции в Европе дал Маастрихстский договор (1993 г.). Он включал три новых качественных момента: - введение с 1993 г. единого гражданства ЕС параллельно с национальным; - формирование полит союза; - формиров экономико-валютного союза во главе с единой валютой. ЕС дорос до 27 стран. суктуры ЕС: - Совет министров; - Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран; - Европейская комиссия– исполнительный орган; - Европейский парламент избирается всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах сроком на 5 лет. Европарламент получает больше полномочий в области законодательства по легальной миграции, сотрудничеству судов и полиции, - Европейский суд – высший судебный орган, обеспечивает соблюдение законности. К ЕС может присоединиться любое европейское гос-во, отвечающее критериям: 1) необходимо обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство Закона в защите меньшинств; 2) обладать работающей рыночной экономикой; 3) принять общие правила, стандарты и политику. Таким образом, неоднородность ЕС выросла. Она увеличивается пр размерам, уровням экономического развития;

 

35. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Соглашение о НАФТА было подписано в 1994 г. США, Мексикой и Канадой. Территориально – это практически вся Северная Америка, Ее специфика: - соглашение: либерализацию торговли, инвестиции, сферы услуг, экологические проблемы, трудовое сотрудничество. В Латинской Америке существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 стран из 33 стран региона. 1. Латиноамериканская ассоциация 1980 г. включает 11 стран. 2. Центральноамериканский общий рынок 1961 г. 5 стран. 3. Андское сообщество наций (1969 г.). включает 5 стран. 4. Сообщество Карибских гос-в 1973 г. 14 стран. 5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) 1991 г. 4 страны. 6. Организация восточнокарибских государств (1981г.). Включает 7 государств.

 

36. Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС). АТЭС АТЭС – Азиатско-тихоокеанское эконом-е сотрудничество входит 21 страна, включая США, Китай, Японию, Россию. На них приходится 60% мирового ВВП, 50% объема международной торговли, 40% населения. Особенности: - обходится без Устава и учред-х док-в; - входят страны с большими различиями в уровнях развития и культуры и с разной степенью участия. - многие страны, входящие в АТЭС, одновременно представлены в других группировках (НАФТА, ЛАИ, АСЕАН, СНГ и др.). либерализация в АТЭС – явление менее согласованное и менее обязательное, чем глобальная либерализация в рамках ВТО.

37. Интеграционные объединения развивающихся стран. Если для развитых стран интеграция – это функция уже достигнувшего ими высокого уровня развития, то для развивающихся стран – это средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. ЦЕЛИ: - ускорение эко-го роста; - изменение своего подчиненного положения в международной экономике.Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, Все интеграционные группировки Латинской Америки имеют конечной целью создание общего рынка. В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок. Наиболее крупными и значительными являются 5: Экономическое сообщество стран Западной Африки, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Южноафриканское сообщество развития, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Западно-африканский экономический и валютный союз.

.

38. Развитие интеграционных процессов в СНГ. Содружество независимых гос-в СНГ было создано в 1991 г. До последнего времени в его состав входило 12 гос-в (в 2008 г. Грузия подала заявку на выход из СНГ). Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов: 1-й этап-1992 г. - становление СНГ; 2-й этап – 1993-1994 гг. – формирование СНГ. Главным на данном этапе было подписание Договора о создании Экономического Союза СНГ (сентябрь 1993 г.) 3-й этап в - подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании зоны свободной торговли. 4-й - созданием ряда группировок: 1)Таможенного Союза 1996г: РФ, РБ, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, преобразованного в 2000г. в ЕврАЗэс; 2)Союза РБ и РФ; 3)Центральноазиатского Союза (1994) в составе Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении; 4)ГУАМ - в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы; 5)Организации региональной интеграции (2003г.) в составе РБ, Казахстана, России и Украины. Оценивая СНГ в целом, можно отметить, что в его рамках с той или иной степенью эффективности решаются многие социально - экономические проблемы развития и безопасности государств-участников. У СНГ существует хорошая документальная база: принят устав, различные акты и другие учредительные док-ты. Созданы соответствующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др.

!!!!! 39. Платежный баланс. Платежный баланс —запись итогов всех эконом-х сделок м/у резидентами данной страны и остальным миром в течение опред-го периода времени. Принципы составления: двойная запись; учет экономической террит; учет резидентности; оценка экономических сделок по рыночным ценам; учет времени регистрации сделки. Структура: счет текущих операций, счет оп-ий с капиталом и фини не фин активами. Факторы: неравномерность эконом-го развития стран; междунар конкуренция; рост заграничных гос расходов; инфляция; торговые ограничения. Кредит – это активные операции, в результате которых происходит отток ценностей, за которым следует компенсирующий приток валюты (записываются со знаком «+»). Дебет – это пассивные операции, в результате кот-х страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности («-»). Счет текущих оп-ий — счет ПБ, который отражает все поступления от продажи товаров и услуг нерезидентам и все расходы резидентов на товары и услуги, а также чистые доходы от инвестиций и трудовой. Торговый баланс — раздел ПБ, который отражает стоимость экспорта товаров за вычетом их импорта. Баланс услуг и некоммерческих операций – раздел ПБ, отражает стоимость экспорта коммерч и некоммерческих услуг за вычетом их импорта. Баланс доходов – раздел ПБ, который отражает чистые доходы от инвестиций и трудовой миграции и военные расходы за рубежом. Баланс трансфертов – раздел ПБ, отражает трансфертные платежи. Счет оп-ий с капиталом и фин активами - счет ПБ, отражает все международные сделки, связанные с покупкой и продажей активов. Счет операций с капиталом - раздел ПБ, отражает операции, связанные с получением капитальных трансфертов. Финансовый счет - раздел ПБ, операции: прямые, портфельные, прочие инвестиции, операции с ликвидными валютными активами, в которых участвует государство, в результате чего происходит изменение величины и состава официальных золотовалютных резервов. Чистая международная инвестиционная позиция страны - расчетный баланс, составляемый по состоянию на определенную дату, который показывает накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны.

40. Макроэконом значение, равновесие платежного баланса. Факторы. Макроэкономич знач ПБ: показывает соотнош ин. валютных платежей и поступлений, срок кот-х наступил и требуется их погашение наличностью; включается в нац счета; исп для определения ВВП; показывает спрос и предложение ин валюты; исп для регулирования внутреннего вал рынка; предоставляет инф-ю о накопленной задолженности, выплате процентов и платежей по основной сумме долга; показывает как развивалась внешняя торговля; и др. основное тождество национальных счетов: Y = C + I + G + NX, где NX = EX - IM - чистый экспорт. Положительная его величина свидетельствует о профиците, отрицательная – о наличии дефицита. NX = - (I - Sn) = Sn – I. Если инвестиции превышают национальные сбережения (I > Sn), то недостающие инвестиции были привлечены из-за рубежа.Если нац сбережения превышают внутренние инвестиции, то избыток используется для кредитования зарубежных партнеров. Факторы, влияющие на платежный баланс. 1)Нац доход (НД). чем он выше, тем выше уровень жиз-ни и потребления, выше импорт и склонность к экспорту капитала. 2)Уровень процентных ставок (R). Чем выше в стране уровень реальной процентной ставки относительно других стран, тем больше желания нерезидентов перевести свои активы в данную страну. 3) Величина денежной эмиссии (МЕ). приводит к повышению цен и снижению процентных ставок (R). 4) Фискальная политика государства. Снижение налогов и рост гос расходов способствуют росту потребления в стране, что увеличивает импорт. 5) Валютный курс ЕR может вызвать отток финансовых инвестиций из страны, что ухудшит платежный баланс.

 

41 Стандартное и аналитическое представление статей платежного баланса Платежный баланс — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Стандартное (нейтральное, статистическое) представление ПБ включает стандартную классификацию операций и описывает в соответствии с данной классификацией потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу. Аналитическое представление ПБ формируется путем перегруппировки в целях эк-го анализа статей для получения сальдо торгового баланса, баланса текущих операций и общего баланса или баланса официальных расчетов.

42. Регулирование (гос и межгос) и финансирование ПБ. В соответствии с принципами построения ПБ, он всегда является сбалансированным. По основным его разделам имеет место либо активное сальдо (если поступления превышают платежи), либо пассивное (если платежи превышают поступления). Внутри общего ПБ выделяют сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капиталов и баланса официальных расчетов. Методы регулирования: 1. меры по регулированию экспорта и импорта товаров, услуг, долгосрочных инвестиций. К ним относят: предоставление налоговых и кредитных льгот, изменение валютного курса, страхование от экономического и политического риска. 2. Дефляционная политика-направлена на сокращение внутреннего спроса, включ ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и ЗП. меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения. Для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса традиционно используются иностранные займы, ввоз капитала, кредиты МВФ, банковские кредиты. ПБ РБ составляется по стандартной классификации МВФ. В соответствии с Банковским кодексом РБ составление ПБ относится к основным функциям НБ. ПБ Беларуси - это статистический отчет, в котором отражаются суммарные данные о ВЭД страны за определенный период времени. ПБ РБ имеет ряд отличительных черт. 1.Устойчивый дефицит счета текущих операций. 2.Значительный рост положительного сальдо по услугам 3.Практически постоянное крупное сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций. 4.Резкие колебания валютных резервов страны. У нас в структуре привлекаемых иностранных средств преобладает ссудный капитал, что увеличивает внешний долг. Его величина достигла к концу 2008 г. 14 млрд.

 

!!! 43, 44. Валютная система: понятие, формы. Эволюция мировой вал сист. Вал сист- - совок вал-денежных и кредитных отнош м/у странами и закрепленных правовых норм и инструментов их регулирования. Мировая вал система - форма орг-ии междунар-х валютно-ден-х и кред-х отнош, юридически закрепленная междунар-ми соглаш-ми. региональная вал сист - форма орг-ии междунар-х вал отнош в международном регионе. Сист золотого стандарта – междунар вал сист, 1867 - 1914 гг. введена на Парижской конференции 1867 г., основные черты: применение фиксированных обменных курсов; цена золота постоянна, курсы устанавливаются на основе золотого паритета; валюты свободно обращаются (конвертируются) в золото (внутри страны и за ее пределами); свободное обращение золота (обмен золотых слитков на монеты и банкноты, экспорт и импорт золота); кол-во денег в нац обращение выпускается в соответствии с золотым запасом. Система золотодевизного стандарта 1922-1943 гг. введена на Генуэзской конференции, основные черты: банкноты размениваются не на золото, а на банкноты, векселя, чеки других стран, которые затем м б обменены на золото; девизной валютой избраны американский доллар и английский фунт стерлингов. Система золотовалютного стандарта – международная валютная система 1944-1971 гг., официально введена на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г., основные черты: курсы устанавливаются на основе соотношения валют к курсу ведущей валюты (долл. США, фунт стерлингов), курс ведущей валюты строго привязан к золоту: для регулирования финансовой сферы созданы и – Международный валютный фонд (1944 г.), Международный банк реконструкции и развития (1944 г.), Международная финансовая корпорация (1956 г.), Международный центр МЦУИС (1966 г.). Ямайская система - система плавающих валютных курсов – современная международная валютная система, введена на Ямайке в 1976 г., основные черты: отмена паритета золота; свободно конвертируемые валюты, валютный куср формируется на основе мирового спроса и предложения, МВФ получил полномочия осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении. Формирование валютной системы Беларуси началось с 1993г., когда Совет Министров Республики Беларусь совместно с НБ Республики Беларусь признали де-юре факт существования официальной денежной единицы Республики Беларусь. Национальная валюта, введенная в наличный и безналичный оборот, получила название билет Национального банка Республики Беларусь (белорусский рубль) и находится в обороте до сих пор. Дважды белорусский рубль был подвержен деноминации - в 1994 г. в соотношении 1: 10 и в 2000 г. в оотношении 1: 1000. Обобщенная структура современной валютной системы Беларуси включает в себя механизм валютного регулирования (элементы, рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение) и институты (Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, НБ Республики Беларусь, коммерческие банки, СМ Республики Беларусь, Министерство финансов, Министерство экономики, БВФБ, ГТК, КГК, другие органы госуправления, подчиненные СМ, облисполкомы.).

 

45. Валюта: понятие, виды. конвертируемость. Валюта – дене единица страны, или все деньги, используемые в междунар эк-х отнош, включая монеты и нал деньги. Виды по статусу: нац-я, иностр-я, междунар-я, региональная; по отнош к валютным запросам страны: резервная, прочая; видам вал-х оп-й: валюта платежа, кредита, векселя; по отнош к другим валютам: твердая, мягкая; материально-вещественной форме: нал, безнал-я. По степени конвертируемости: свободно конвертируемая, частично, не; мягко- и жестко-конвертируемая. Конвертируемость валюты – возможность для резидентов и нерезидентов свободного обмена валюты данной страны на валюты др стран по действующему вал курсу. Специальные права заимствования –созданные МВФ в 1969 г. как резервный инструмент взамен золота и резервных валют и источник дополнительной ликвидности, с 1976г. явл междунар вал единицей в виде безнал-х денег на счетах в МВФ для закупки странами свободно конвертируемой валюты и погашения дефицита ПБ.

46. Валютный курс. Вал – цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой. Виды: реальный, номинальный, номинальный эффективный, реальный эффективный; кросс-курс, курс спот, курс форвард, курс покупателя, курс продавца. по степени гибкости: фиксированный, плавающий, смешанный. Вал паритет – соотнош валют, соответствующее их покупательной способности, которое лежит в основе вал курса. Валютная котировка - установление курса нац-й ден единицы в ин валюте в данный момент. Виды: прямая (на американских условиях), обратная (на европейских условиях). Номинальный вал курс –валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Реальный вал курс - изменение номинального курса, скорректированное на внутреннюю и внешнюю инфляцию; относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Фиксированный вал курс – ЦБ фиксирует валютный курс по отношению к его золотому содержанию, какой-либо валюте и берет на себя обязательство поддерживать неизменным его уровень. Свободно плавающий вал курс –ЦБ не вмешивается в деят-ть вал рынка, вал курс зависит от спроса и предложения.

47. Валютный рынок. Валютные операции. Валютный рынок – сфера эк-х отношений, появляющихся при осущ валютных сделок. Функции валютного рынк а: -валютно-кредитное и расчетное обслуживание МЭО, -формирование вал курса на основе спроса и предложения на валюту, -инструмент ден кред политики ЦБ. -страхование валютных рисков, -валютные спекуляции, -диверсификация, пополнение, сохранение, защита от обесценения валютных резервов банков и государств. Структура вал рынка: 1/ ЦБ - регулируют вал курсы. 2/ Валютные брокеры, валютные биржи. 3/ транснациональные банки - посредники м/у покупателями и продавцами валюты. 4/ Туристы, экспортеры, импортеры, инвесторы -покупают или продают валюту. Виды валютных рынков: Национальные, Региональные, Глобальные. Валютная сделка (узко)-– это обмен денег одной страны на деньги другой по определенному номинальному об-менному курсу; - (широко) это все действия, совершаемые участниками валютных рынков. Виды вал оп-ий: 1. Валютный дилинг - операции по купле-продаже. 1.1. Сделка спот - немедленная поставка нал валюты (в течение 2 рабочих дней)для междунар расчетов. 1 .2. Сделка своп - одна из сторон передает опред-ю сумму и фиксированные % по ней в одной валюте другой стороне в обмен на эквивалентную сумму и фиксиро-ванный процент в другой валюте. 1.3. Опционная сделка - одна из сторон за денежное вознаграждение противоположной стороне получает право купить или продать опред-е кол-во ин валюты по фиксированной цене в теч некоторого периода времени, 1.4. Срочная сделка - сделка по поставке обусловленной суммы валюты через определенный срок по курсу, зафиксированному в момент ее заключения. 1.5. Арбитраж - спекулятивные операции с целью получения прибыли. 1.6. Форвардная сделка, 1.7. Фьючерсная сделка. 2. Депозитно-кредитные валютные операции.

3. Обслуживание международных расчетов. 4. Обслуживание владельцев кредитных карточек.

48. Вал политика гос-ва. Вал политика – это сист эконом-х, правовых и организац-х мер по регулир-ю соотнош м/у предложением и спросом на ин вал в стране, осуществляемых гос органами, ЦБ, МинФином, органами вал контроля Цели: поддержание ПБ, обеспеч упорядоченного функционирования нац вал сист, предотвращение оттока капитала, сохранение стабильной динамики вал курса. Инструменты: изменение вал курса (девальвация - при недооценке и ревальвация - при переоценке); манипулирование ставкой процента; официальные оп-ии на ден рынке; вал ограничения. Удешевление нац вал - рост цены единицы ин-й вал в нац-х ден единицах. Удорожание нац вал - падение цены единицы ин валюты в нац-х денежных единицах. Реальное удешевление нац вал - относительное падение уровня цен в данной стране по сравнению с уровнем цен в странах - торговых партнерах. Реальное удорожание нац вал – наоборот. Управление вал резервами – инструмент вал политики, кот предполагает изменение нормы обязательных резервов по депозитам в нац и инвалюте. Официальные резервы ин вал – междунар вал резервы страны, находящиеся в распоряжении ЦБ. Манипулирование ставкой процента -– инструмент вал политики, кот предполаг процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Официальные оп-ии на ден рынке(вал интервенция) - операций ЦБ по купле-продаже ин валюты на межбанковском вал рынке для воздействия на вал курс. Валограничения - ограничение оп-й с валютой, золотом. Группа Всемирного банка – группа международных кред-фин орг-й 186-ти государств, входящая в систему ООН. учрежденна в 1944 г., вып ф-ии средне- и долгосрочного кредитования развивающихся стран и их предприятий с целью эконом-го роста, консультирования по вопросам развития экономики. Международный валютный фонд (МВФ) – междунар кред-фина орг-я 186 государств, в ООН учрежденна в 1944 г. Цель- содействия международному валютному сотрудничеству, устранению вал ограничений, оказания помощи в создании многосторонней системы платежей.

 

49. Европейская валютная система (ЕВС). Евро. ЕВС - региональная валютная система, представляющая собой совок эко-х отношений, связанных с функционированием валюты в рамках эконом-ой интеграции. Черты: - создание европейской валютной единицы. - фиксация паритетов валют всех стран; - принятие обязательств поддерживать колебания валютных курсов в пределах ± 2, 25%.В дальнейшем рамки колебаний были расширены до ± 15 % по причине валютного кризиса; - образование Европейского фонда валютного сотрудничества. ЕВС стала промежуточным этапом на пути к экономическому и валютному союзу ЕС, переход к которому был определен Маастрихтским договором (февраль 1992 т.). Этот Союз реализуется в три этапа: 1 этап – 1990-1993 - этап становления. 2 этап (1994-1998гг.) создание Европейского валютного института. 3 этап (1999г- 2002 г.) - введения евро в обращение. Страны, желающие перейти к евро, должны, согласно Маастрихтскому соглашению, удовлетворять довольно жестким критериям: - бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП; - гос долг не должен превышать 60% годового ВВП; - инфляция потребительских цен не должна больше чем на 1, 5%. -страна должна придерживаться пределов колебаний курсов валют, устанавливаемых ЕВС, в течение 2-х лет перед присоединением к валютному союзу и не проводить девальваций по собственной инициативе. зона евро вполне может стать альтернативой зоне доллара.

50. Валютная политика государства: понятие, инструменты, направления. Валютная политика вырабатывается ЦБ страны совместно с правительством и закрепляется законодательно.

Валютное регулирование - это комплекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок операций с валютой и валютного контроля. Направления вал-го регулирования: - регулирование конвертации валюты; - текущих операций с валютой; - операций, связанных с движением капитала; - валютный контроль, целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осущвсех вал-х оп-ий. В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков. Лицензии банкам выдает ЦБ. Основные инструменты валютной политики РБ: • валютная интервенция - значительное разовое целенаправленное воздействие НБ РБ на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий ин валюты. • валютные ограничения - устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по граничению операций с ин валютой; - валютные резервы - предназначенные для международных расчетов, на случай непредвиденных ситуаций; • валютное субсидирование; • валютные паритеты.

51. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Система нацсчетов и международный обмен. Внутреннее равновесие нац экономики — состояние «полной занятости», или равенство совок спроса и совок предлож на уровне потенциального выпуска, при устойчивом минимально допустимом уровне инфляции (2-3% в год). Внешнее равновесие поддержание нулевого сальдо ПБ. Цели - полная занятость, допустимый ур инфляции, справедливое распределение доходов, стабильность валютного курса. Инструменты макроэконом-й политики в открытой экономике – для регулирования совок спроса применяются инструменты ден-кред (оп-ии на открытом рынке), бюджетной (ограничение расходов, рост налогов), внешнеэкономической политики (вал.курс, ограничения на движение капитала); для регулирования совок предложения – расширение инвестиций (налоговые льготы, сокращ процентной ставки, увелич сбережений), контроль за ценами (ограничение цен продукции гос предприятий,), сокращение издержек пр-ва (сдерживание роста ЗП).

52. Использование модели IS-LM-BP. ВВП — рыночная стоимость конечных благ, созданных факторами пр-ва, на террит данной страны. ВНП (нац) или ВНД— рыночная стоимость конечных благ, созданных резидентами данной страны. Валовой нац располагаемый доход — суммарный доход резидентов, идущий на потребление и накопление. Модель IS-LM-BP — макроэконом-я модель, позволяющая найти такие сочетания ставки % и уровня дохода, при кот-х достигается внутреннее и внешнее равновесие. Кривая IS -отраж взаимосвязь ставки % и нац продукта, когда сущ равновесие на товарном рынке: Y = C(Y - T) + I(i) + G + NX (Y, Y*, r*). Кривая LM — кривая, каждая точка кот-й отраж взаимосвязь ставки % и нац продукта при равновесии на ден рынке: (M / P)S = L D (Y, i). Кривая ВР —отраж взаимосвязь ставки % и нац продукта когда сущ внешнее равновесие: NX (Y, Y*, r*) + KA (i - i*) = 0. Бюджетно-налоговая политика — меры, предпринимаемые правительством по изменению налогообложения с целью воздействия на экономику. Ден-кред политика — меры, предпринимаемые ЦБ по изменению объема ден массы. Правило распределения ролей – каждый инструмент политики д б использован для достижения той цели, на которую он имеет наибольшее воздействие. Внешнеторговая политика — меры, предпринимаемые правительством по изменению объема и структуры внешней торговли путем использования тарифных, нетарифных и других методов регулирования. Девальвация - сниж вал курса нац вал. Ревальвация – повышение. Внешнеторговый шок - корректировка в открытой экономике, происходящая в результате резкого изменения пропорций м/у нац-ми и междунар-ми ценами из-за роста или падения.

!!!! 53. Макроэк равновесие при фиксированном вал курсе. Бюджетно-налоговая политика при фиксированном курсе: цель – рост уровня НД (Y ↑); рост гос расходов или снижение налогов (G ↑ или T ↓); сдвиг IS вправо вверх (→ ↑); рост ставки процента (i ↑) выше мирового уровня; приток иностранного капитала (I ↑); положительное сальдо ПБ (NX+KA) > 0; рост спроса на национальную валюту; рост обменного курса (r ↑); ЦБ увеличивает предложение денег (М↑), покупая иностранную валюту и продавая национальную; сдвиг LM вправо; снижение ставки процента до мирового уровня (i↓ = i*); рост нац дохода (Y ↑). Вывод: фискальная политика эффективна, т.к. увеличивает НД, не меняя процентную ставку, не вытесняя инвестиции и потребление

Денежно-кредитная политика при фиксированном курсе: цель – рост уровня НД (Y ↑); рост предложения денег (M ↑); сдвиг LM вправо (→); уменьшение ставки процента (i ↓); уменьшение обменного курса (r ↓); рост национального дохода (Y ↑); отток капитала заграницу (I ↓); дефицит ПБ (NX+KA) < 0; рост предложения национальной валюты; уменьшение обменного курса (r ↓); ЦБ уменьшает предложение денег (М↓), продавая иностранную валюту и покупая национальную; сдвиг LM влево в исходное состояние (←); рост процентной ставки до мирового уровня (i ↑ = i*). Вывод: монетарная политика неэффективна, т.к. не влияет на НД и сокращает валютные резервы ЦБ Внешнеторговая политика при фиксированном курсе: цель – рост уровня НД (Y ↑); рост внешнеторговых барьеров (↑); рост чистого экспорта (X - M) ↑; сдвиг IS вправо вверх (→ ↑); рост обменного курса (r ↑); ЦБ увеличивает предложение денег (М ↑), покупая иностранную валюту и продавая национальную; сдвиг LM вправо; рост национального дохода (Y ↑). Вывод: рост внешнеторговых барьеров эффективен, т.к. приводит к росту НД с увеличением сальдо счета текущих операций Последствия девальвации / ревальвации валюты. Девальвация - официальное снижение обменного курса. Ревальвация - официальное повышение обменного курса Девальвация и ревальвация: наиболее эффективные денежно-кредитные инструменты при фиксированном валютном курсе; их последствия аналогичны результатам соответственно увеличения и уменьшения предложения денег в малой открытой экономике с плавающим обменным курсом (см. вопрос 4).

1. Предмет курса «МЭ». объекты и субъекты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.