Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая основа торговли.






Роль международной торговли в системе международной экономики

Международная торговля - это важная и наиболее развитая сфера ме­ждународных экономических отношений, отражающая состояние и перспек­тиву движения различных товарных форм как между национальными эконо­миками, так и внутри- и между транснациональными корпорациями, рас­сматривающими мир как единое хозяйственное пространство.

Посредством международной торговли экономики различных стран связаны между собой как никогда ранее. Она является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом. Масштабы международной торговли постоянно растут. Но в современных условиях эта тенденция к росту объемов международной торговли проявляет­ся весьма рельефно. Отчетливую тенденцию к росту обнаруживает и торговля услугами, хотя последняя развивается относительно медленнее торговли то­варами. Важно отметить, что рост объемов международной торговли заметно опережает рост объемов производства. Это происходит за счет углубления международного разделения труда, становления и развития мирохозяйствен­ного разделения труда, которое лежит в основе международной экономиче­ской интеграции.

Все страны гак или иначе зависят от международной торговли. Но мера зависимости различна. Она определяется как отношение стоимости междуна­родной торговли (экспорт + импорт) к внутреннему национальному продукту. Для малых развитых стран (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Шве­ция и др.) этот процент варьируется от 45-90%. Для больших развитых стран (Германия, Япония, Англия, Франция и др.) - от 25-35%. Для США этот про­цент составляет - 9%; США - страна континентального размера, с огромны­ми человеческими и природными ресурсами. Она может производить боль­шинство товаров, в которых нуждается. Но эти товары могут производиться в США с относительно большими затратами, чем импортные товары. Такая ориентация могла бы понизить высокий жизненный стандарт Америки. Для развивающихся стран зависимость от международной торговли велика. Включение этих стран в международное и мирохозяйственное разделение труда должно ориентироваться на взаимозависимость в международной тор­говле.

 

Экономическая основа торговли.

В основе международной торговли лежат две компоненты: 1. Различия в распределении экономических ресурсов между странами. В данном случае, речь идет не только о человеческих и природных ресурсах, но также и об инвестиционных товарах;

2. Различия в технологиях или комбинациях ресурсов, способных обеспечить эффективное производство каких-либо товаров. Взаимодействие этих 2-х компонент можно проиллюстрировать множеством примеров. Так, промышленно развитые страны обладают очевидны: преимуществом в производстве капиталоемких товаров (машин, оборудования и т.п.). а слаборазвитые страны - экспорте сельскохозяйственной продукции, сырья и т.д. Но сравнительные преимущества необходимо рассматривает не в статике, а в динамике. По мере развития национальных экономик (изменения количества и качества рабочей силы, объема и состава капитала, возникновения новых технологий, изменения масштабов и качества земельных природных ресурсов и т.н.) изменяется роль и место их в международном: разделении труда.

Для более конкретного анализа основ международной специализации торговли необходимо использовать принцип сравнительного преимущества Именно принцип сравнительных преимуществ выступает ориентиром дл специализации. Этот принцип гласит: совокупный объем выпуска будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки. Рациональное веление хозяйства (т.е. использование определенного количества ограниченныхv ресурсов для получения наибольшего совокупного объема производства) требует, чтобы любой конкретный товар производило той страной, у которой ниже вмененные издержки или, другими словами, которая располагает сравнительным преимуществом. Теория сравнительных преимуществ расширила зону преимуществ для выгодной международной торговли, введя принцип относительного преимущества. Она доказала следующее. 1. Международная торговля выгодна для любой страны: и для той, которая не имеет абсолютного преимущества ни для одного товара, и для той, которая имеет абсолютные преимущества для всех товаров, ибо в каждой стране всегда найдется товар, производство которого более эффективно (по соотношению издержек), чем производство остальных товаров.2. Страна получит выгоду, если сосредоточит ресурсы в производстве тех товаров, где она добилась относительно большей эффективности, и будет экспортировать их в обмен на товары, по которым ее относительное преимущество минимально. 3. Относительное преимущество зависит не только от соотношения производительности труда в двух странах, но и от соотношения уровней зарплаты.4. Выгодность торговли нужно определять не путем сравнения затрат труда на производство экспортного товара с затратами на производство товара, импортируемого из другой страны, а с потенциальными затратами на производство товара, замещающего импорт, если бы стране-импортеру его пришлось производить самой. Для международной торговли важно только то, что данной стране производить товар оказывается дороже, нежели покупать его за рубежом.5. Уровень цен на товар определяется соотношением совокупного спроса и предложения на товар, предъявляемых как изнутри страны, так и из-за рубежа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.