Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 24 Другие международные экономические организации, их место и роль в развитии мирового хозяйства






В главе рассматриваются вопросы деятельности Всемирной торговой организации —

ВТО, ее места и роли в современном мировом хозяйстве, а также места и роли других

международных экономических организаций, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие и торговлю. Показана реализация ряда многосторонних соглашений и деятельность международных организаций с участием государств — импортеров и экспортеров. Показано влияние на развитие мировой экономики международных организаций, специализирующихся в различных сегментах сферы услуг—транспортных, туристических, информационных и др. Специально анализируется место и роль региональных (многосторонних) банков и фондов развития в современной мировой экономике. Рассматриваются вопросы деятельности, место и роль в развитии мировой экономики ОЭСР, Международного энергетического агентства, Международной торговой палаты, Международной организации по стандартизации, Всемирного энергетического совета, Банка международных расчетов.

24.1. Всемирная торговая организация и другие международные организации, играющие значительную роль в экономическом развитии и мировой торговле

В рамках системы мировой экономики начала XXI в. сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы. Заключены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, значительную роль в данной сфере играет такая международная экономическая организация системы ООН, как Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD). Кроме нее в рамках ООН действует Комиссия ООН по праву международной торговли—ЮНСИТРА (United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL). Одновременно с ними действуют Всемирная торговая организация — ВТО (World Trade Organization — WTO), а также Международный торговый центр — ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center — UNCTAD/WTO), входящие в группу Автономные организации, связанные с ООН. Наиболее существенную роль при этом играет ВТО.

Вопросы, решаемые ВТО, охватывают более 95% современной международной торговли. Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле—ГАТТ (General Agreement on Tarifs and Trade — GATT), подписанное в Женеве в 1947 г. Оно представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран —участниц. В 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а в конце 2007 г. участниками ВТО были уже 152 страны (в том числе и с 2001 г. Китай). Из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран к концу 2007 г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

Если в 1948 г. доля стран — членов ГАТТ в мировом суммированном экспорте составляла 60, 4%, то в 2007 г. доля стран — членов ВТО превышала уже 95%. За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов — конференций по фундаментальным вопросам развития международной торговли. На Уругвайском раунде 1986—1994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ Всемирной торговой организации. Были подписаны новые соглашения и, таким образом, ВТО в настоящее время представлено уже целой системой соглашений. К ним относятся:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года — ГАТТ-1994, играющее определяющую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО;

Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (The

General Agreement on Trade in Services — GATS);

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — ТРИПС (The Agreement on Trade Related

Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPS);

Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер —ТРИМС (The Agreement on Trade Related Investment Measures —TRIMS).

Важную роль играют Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению статьи VIГАТТ-1994 (Антидемпинговый кодекс), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-1994 (Оценка таможенной стоимости товаров), Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров, Механизм обзора торговой политики, прочие так называемые плюрилатеральные соглашения (соглашения, в которых участвуют не все страны ВТО, а потому необязательные для остальных стран ВТО). Всего ВТО в 2007 г. была представлена 56 правовыми документами, основная часть которых интерпретирует и развивает положения ГАТТ или вводит в его орбиту новые области экономического сотрудничества. Таким образом, в отличие от ГАТТ, ВТО базируется на целой системе соглашений.

С началом своей деятельности в 1995 г. ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ и решает новые задачи обеспечения свободы международной торговли. При этом сфера деятельности ВТО существенно расширилась — она включает не только товары, но и услуги (спектр которых значителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами. Размышляем самостоятельно. Сравните деятельность ЮНКТАД и ВТО.

В чем она в значительной мере совпадает и в чем она различается? Уже в рамках ВТО был проведен целый ряд министерских конференций (на уровне министров торговли стран —участниц), на которых предпринимались необходимые усилия для дальнейшей либерализации международной торговли. Особое место среди них занимают конференции в рамках так называемого «Дохийского» раунда ВТО (или «Раунда тысячелетия») (название раунда связано с тем, что первой из этих конференций была министерская конференция 2001 г. в г. Доха (Катар). Эти переговоры объявлены открытыми для стран — членов ВТО, а также для государств, находящихся в процессе присоединения к ВТО или заявивших о своем намерении сделать это.

Однако на министерских конференциях ВТО проявляются существенные разногласия. В частности, это противоречия между группой ведущих промышленно развитых стран, с одной стороны, и группой развивающихся стран, среди которых выделялась так называемая группа двадцати, в которой ведущие позиции занимают Индия, Китай, Бразилия. Они касаются деятельности ТНК в развивающихся странах, а также субсидий на сельскохозяйственную продукцию. Сохраняются противоречия по отдельным вопросам между ЕС и США, а также между другими странами — участницами ВТО.

В начале 2008 г. Российская Федерация после продолжительного переговорного процесса уже в практическом плане решала вопрос о вступлении в ВТО. При этом руководство страны учитывает следующий существенный момент. Повышение конкурентоспособности стран — участниц ВТО на рынках других стран —участниц этой организации означает, что при этом относительно понижается конкурентоспособность товаров и услуг третьих стран т.е. стран, еще не вступивших в ВТО. Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что на страны-участницы ВТО к 2007 г. приходилось уже более 95% мирового экспорта товаров, перед Россией 556 Всемирная торговая организация и другие международные организации. не стоит вопрос о том вступать или не вступать в эту международную организацию. Вопрос для нашей страны стоит в плоскости заключения такого соглашения о вступлении в ВТО, которое в максимальной степени учитывало бы национальные экономические и политические интересы России, отечественного бизнеса нашей страны и широких слоев населения РФ.

Помимо ВТО, играющей, как уже отмечалось, во многом определяющую роль в развитии международной торговли и в развитии мирового хозяйства в целом, действует целый комплекс многосторонних соглашений и международных организаций, работающих в различных сегментах мирового хозяйства.

В частности, с целью регулирования международной торговли некоторыми сырьевыми товарами заключены многосторонние соглашения и созданы международные организации с участием государств- импортеров и экспортеров: по какао (Международная организация по какао — МОКК, International Cocoa Organisation), по кофе (Международная организация по кофе — МОК, International Coffee Organisation — ICO), по натуральному каучуку (Международная организация по натуральному каучуку — МОНК, International Natural Rubber Organisation — INRO), по сахару (Международная организация по сахару — MOC, International Sugar Organisation —ISO). Страны-экспортеры нефти представлены в деятельности Организации стран-экспортеров нефти — ОПЕК (Organisation of the Petroleum Exporting Countries — OPEC).

Кроме того, действуют межгосударственные ассоциации или международные советы, а также международные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. Действуют международные исследовательские группы по сырьевым товарам (например, по каучуку, по свинцу и цинку, по меди).

Значительное место в развитии мировой экономики занимают международные организации, специализирующиеся в различных сегментах сферы услуг (транспортных, туристических, информационных и др.). К их числу можно отнести, например, Международную организацию гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organization — 1С АО), Всемирную туристскую организацию — ВТО (World Tourist Organization — WTO), Международную морскую организацию — ИМО (International Maritime Organization — IMO). В рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов и т.д. Всемирная туристская организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО решает вопросы безопасности на море, загрязнения моря и т.д.

В системе ООН действует специализированное учреждение —Всемирная организация интеллектуальной собственности—ВОИС (World Intellectual Property Organisation — WIPO), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. Россия участвует в работе этой организации.

В своей деятельности ВОИС преследует такие цели, как содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире посредством развития сотрудничества различных государств и взаимодействию в данной области с любой другой международной организацией, обеспечение административного сотрудничества различных союзов по охране интеллектуальной собственности. ВОИС занимается разработкой новых международных соглашений и проектов по гармонизации национальных законодательств различных государств, обеспечением международной регистрации объектов интеллектуальной собственности, сбором и распространением технической, научной и другой информации, выпуском различных обзоров, справочников, руководств и глоссариев.

Кроме того, ВОИС предусматривается оказание содействия развивающимся странам в области охраны интеллектуальной собственности. Применительно к промышленной собственности, рациональное решение вопросов которой также имеет существенное значение для развивающихся стран, ВОИС была утверждена Постоянная программа по сотрудничеству в целях развития в области охраны промышленной собственности.

24.2. Место и роль региональных (многосторонних) банков и фондов развития в современной мировой экономике

Определенную роль в мировой экономике играют региональные банки развития (Азиатский, Африканский, Межамериканский), а также Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др. Иногда их называют многосторонними банками развития (multilateral development banks). Такое название позволяет относить к подобным банкам и Всемирный банк. Однако деятельность Всемирного банка охватывает большинство стран мира, в то время как региональные банки развития действуют на определенной территории (в рамках определенного региона).

Некоторые региональные банки имеют свою специфику. Так, например, Европейский инвестиционный банк является кредитным учреждением Европейского Союза. В качестве обязательного условия вступления в Исламский банк развития предъявляется требование членства в Организации Исламская конференция, однако банк может создавать специальные фонды, в том числе фонды поддержки мусульманских общин в странах, не являющихся членами банка.

Первым собственно региональным банком развития стал Межамериканский банк развития — МаБР, созданный по инициативе латиноамериканских стран. Банк начал осуществлять свои операции с 1 января 1960 г. В настоящее время это — самый крупный региональный инвестор в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Считается, что другие региональные банки развития образованы по типу МаБР.

Штаб-квартира МаБР находится в Вашингтоне. На начало 2007 г. членами МаБР являлись 47 государств, в том числе латиноамериканские страны (страны-заемщики) и 20 стран с развитой рыночной экономикой (США, Япония, Канада, 16 европейских стран и Израиль), которые не могут брать кредиты в МаБР. Число голосов, которым располагает страна, определяется, как и в других банках, величиной подписки на уставный капитал. В 2005 г. странам Латинской Америки и Карибского бассейна принадлежало 50, 02% голосов, США — 30, 01%, Канаде — 4, 0% и странам-членам из других регионов мира — 15, 97%. Высшим административным органом в МаБР является Совет управляющих (по одному от каждой страны-члена банка). Операциями банка руководит Совет исполнительных директоров (14 директоров). Текущее управление осуществляют президент (по традиции — представитель латиноамериканской страны) и исполнительный вице-президент (по традиции — представитель США). Президент банка председательствует на заседаниях Совета исполнительных директоров, но не имеет права голоса, кроме случаев, когда голоса «за» и «против» распределяются поровну.

Заемщиками банка являются как государственные, так и частные предприятия. С начала деятельности банка акционеры несколько раз увеличивали его ресурсную базу. Основными сферами, куда направляются ресурсы МаБР, являются энергетика, сельское хозяйство и рыболовство, а также транспорт и средства связи, реформирование государственного аппарата.

МаБР управляет Многосторонним инвестиционным фондом —

МИФ, созданным в 1992 г. по инициативе нескольких стран —членов этого блока с целью содействия модернизации экономики стран региона.

К числу региональных банков развития относится и Карибский банк развития — КБР со штаб-квартирой в Барбадосе (г. Кингстон). Он был учрежден Соглашением между правительствами 18 стран в 1969 г. с целью обеспечения гармонизации экономического роста и развития стран-членов Карибского бассейна и содействия экономической кооперации и интеграции между ними. В качестве основной задачи банка определено «содействие региональным членам в реализации их программ развития для более эффективного использования их ресурсов и продвижения на мировых товарно-сырьевых рынках».

В конце 2006 г. подписчиками капитала КБР в размере 50 млн СДР были 26 государств, в том числе 5 стран — экстра региональных представителей (Канада, Китай, Германия, Италия, Швеция и США), на долю которых приходилось более 40% акций. Созданный в дополнение к Основному (уставному) капиталу банка Специальный фонд развития по итогам 2006 г. в размере более 798 млн долл. США был формирован более чем на 70% за счет взносов развитых стран —участниц (в том числе стран — не членов банка —

Нидерланды, Франция, Швеция), которые также принимают активное участие в пополнении специальных фондов. В 2006 году донорами таких фондов выступили также ЕС, МАР и правительство Нигерии.

В странах Азиатского региона с 1966 г. осуществляет свои операции Азиатский банк развития —АзБР (штаб-квартира в Маниле, Филиппины). В ноябре 2007 г. в банке было 67 стран-членов, из них 48 из стран региона (63, 45% Уставного капитала банка или 65% голосов) и 19 государств из других регионов мира, в том числе ряд стран СНГ (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Туркменистан, Армения). Держателями наиболее крупных долей капитала банка на указанный период были США (15, 6%), Канада (5, 2%) и Германия (4, 3%).

Уставный капитал АзБР на конец 2005 г. равнялся 50, 2 млрд долл. В банке 2/3 голосов принадлежит странам региона, остальные распределены между странами-членами банка из других регионов мира. Наибольшие доли в капитале имеют Япония и США, поэтому у них и наибольшее число голосов.

АзБР представляет собой банковское учреждение долгосрочного кредитования. Сроки кредитов варьируются от 15 до 25 лет. При этом кредиты банка предоставляются как правительствам, так и государственным и частным предприятиям в развивающихся странах Азиатского региона. Всего за 1966—2005 гг. АзБР предоставил странам региона ресурсов на сумму 84 млрд долл.

До 1999 г. главными направлениями деятельности АзБР являлись стимулирование экономического роста, развитие трудовых ресурсов, защита окружающей среды, улучшение положения женщин, борьба с бедностью. В 1999 г. руководство банка сменило

приоритеты развития, и борьба с бедностью стала главной задачей АзБР. (Действительно, за деятельностью банка скрываются интересы около 2, 5 млрд жителей Азиатско-Тихоокеанского региона, у 900 млн из которых прожиточный минимум составляет менее

1 долл. США в день). При этом остальные направления были сохранены, однако переориентированы на решение прежде всего главной задачи — борьбы с бедностью.

В структуру АзБР входит учрежденный в 1973 г. Азиатский фонд развития — АзФР. Он ставит своей целью предоставление ресурсов на льготных условиях наименее развитым странам региона. Финансовые ресурсы этого фонда формируются путем взносов. На Африканском континенте действует с 1967 г. Африканский банк развития —АфБР (штаб-квартира — в Тунисе). Членами банка (по состоянию на 1 декабря 2007 г.) являлись 53 африканские страны и 24 неафриканских государства (так называемые экстра региональные страны), расположенные в Азии, Европе, Северной и Южной Америке.

АфБР представляет собой ядро группы, куда также входит Африканский фонд развития — АфФР (кредитование на льготных условиях) и Трастовый фонд Нигерии.

Вся финансовая отчетность АфБР выражается в счетных единицах (UA, units of account). Начиная с 1977 г. счетная единица АфБР была приравнена к 1 СДР (счетной единице МВФ).

Первоначальный уставный капитал (250 млн UA) был неоднократно увеличен. Доля африканских стран—членов банка после увеличения составляет около 60%, остальных стран — членов —40% (при этом доля США составляет 6, 5%, Японии — 5, 5%, Германии — 4%.

В соответствии с Уставом банка каждая страна-член имеет 625 базовых голосов плюс дополнительно один голос на каждую акцию, выпущенную по подписке и приобретенную страной-членом. Наибольшее число голосов (8, 7 %) имеет Нигерия. Принимая во внимание тот факт, что подавляющая часть акционеров банка представлена странами с развивающимися экономиками (41 государство официально отнесено ООН к категории наименее развитых стран), АфБР предоставляет средства на существенно более льготных условиях, чем все остальные региональные банки развития:

срок кредитов государствам составляет до 20 лет с льготным периодом до 4 лет;

срок кредитов частным компаниям под государственные гарантии составляет до 15 лет с льготным периодом до 3 лет;

срок кредитов частным компаниям составляет от 5 до 20 лет

с льготным периодом до 3 лет.

По этой же причине наряду с традиционными инструментами финансирования банк широко использует прямые безвозмездные гранты и чрезвычайную помощь в размере не более 500 тыс. долл. США (в 2006 г. 70 из 122 операций были квалифицированы как гранты, составив около 20% всех расходов банка).

В последние годы существенно изменилась кредитная политика АфБР. Если раньше (примерно до середины 1980-х гг.) более половины ресурсов было направлено на осуществление инфраструктурных проектов, то далее банк стал уделять больше внимание кредитованию мелкого и среднего предпринимательства. В конце 1990-х гг. приоритетным становится кредитование развития сельского хозяйства и сельских районов, объектов социальной инфраструктуры, поскольку прогресс указанных сфер имеет большое значение для уменьшения масштабов бедности на континенте.

АфБР помимо кредитов, номинированных в основных валютах расчетов в регионе (доллар США, евро, японская иена), предоставляет средства и в южноафриканских рандах. АфБР является непременным участником софинансирования и продвижения программ международных финансовых организаций, из которых наиболее всеобъемлющими на сегодняшний день можно назвать следующие: Программа по снижению долговой зависимости наименее развитых стран МВФ, Многосторонняя инициатива снижения внешнего долга Всемирного банка, Программа ООН «Декларации тысячелетия».

Входящий в группу АфБР (вместе с Нигерийским трастовым фондом) АфФР был создан в 1972 г. для содействия АфБР в борьбе с бедностью в наименее развитых странах Африки путем предоставления им:

беспроцентных кредитов (только с уплатой комиссии за обслуживание — в среднем 0, 75% годовых) на концессионной основе сроком до 50 лет с льготным периодом до 10 лет;

кредитных линий сроком до 20 лет с льготным периодом до 5 лет;

грантов для реализации проектов и программ;

оказания технического содействия, помощи в обучении и проведение тренингов частного сектора.

Нигерийский трастовый фонд был учрежден в 1976 г. на базе соглашения между АфБР и Правительством Нигерии сроком на 30 лет для оказания помощи и содействия АфБР в реализации его программ и проектов наименее развитым странам региона. В апреле 2005 г. с правительством Нигерии была достигнута договоренность о продлении соглашения в первоначальных условиях на ежегодной основе вплоть до 2008 г.

Финансовые ресурсы африканским странам предоставляет также Арабский фонд экономического развития африканских государств (штаб-квартира в г. Хартум, Судан), созданный в соответствии с решением конференции глав государств и правительств арабских стран в 1973 г.

В 27 государствах Восточной, Центральной Европы и бывшего СССР осуществляет свои операции Европейский банк реконструкции и развития — ЕБРР (The European Bank for Reconstruction and Developmen — EBRD). Учредителями банка стали 40 стран Европы (кроме Албании), а также ряд других государств (в том числе США и Япония) и две европейские организации — Европейское экономическое сообщество (ныне — Европейский союз) и Европейский инвестиционный банк. Свою деятельность ЕБРР начал в апреле 1991 г. Россия также является совладельцем банка.

Как и в МВФ и МБРР, доли стран — членов ЕБРР в капитале (первоначально 10 млрд ЭКЮ, затем 20 млрд ЭКЮ) и, соответственно, в количестве голосов, неодинаковы, хотя и менее дифференцированы. Так, США имеют 10, 1% голосов, а Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и Япония — по 8, 6%.

Основная задача, которую призван решать ЕБРР, определена как оказание содействия странам в переходе к рыночной экономике. Банк работает в основном с частными, но также и с государственными компаниями.

Финансовые ресурсы банка, помимо уставного капитала, формируются за счет заимствований на международных рынках капи-талов. Банк не использует уставный капитал непосредственно для выдачи кредитов. Имея высокий кредитный рейтинг, ЕБРР на достаточно выгодных условиях выступает крупным заемщиком на мировых рынках капиталов. ЕБРР стал самым крупным единичным инвестором в регионе своих операций. Банк выделяет кредитные ресурсы преимущественно частным предприятиям. Им накоплен значительный опыт проектного финансирования.

Особенностью деятельности ЕБРР является то, что он имеет право осуществлять операции только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Другая особенность состоит в том, что при оценке проектов банк уделяет повышенное внимание их экологической составляющей.

ЕБРР может предоставлять кредиты на развитие предприятий и участвовать в их капитале. Значительная часть ресурсов выделяется в виде синдицированных кредитов.

ЕБРР сумел в достаточно короткий срок приступить к операциям в странах Восточной Европы и ряде государств, образовавшихся в результате распада СССР. Особенностью инвестиций ЕБРР при этом является их направленность: более половины капиталовложений предназначено для частного сектора. Например, в России эта доля к концу 2005 г. составляла 80%.

ЕБРР в целом принимает активное участие в инвестиционных проектах в России. Часть из них реализуется в виде кредитов, а в других случаях банк осуществляет вложения в акционерные капиталы. Так, например, в 2002 г. ЕБРР предоставил крупнейший кредит (234 млн евро) на завершение строительства сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В 2005 г. было завершено строительство юго-западных очистных сооружений Санкт-Петербурга. Были реализованы и другие инвестиционные проекты ЕБРР в России.

Среди программ, которые ЕБРР осуществил в России, можно отметить создание 11 региональных фондов венчурного капитала (РФВК) с капиталом по 30 млн долл. каждый (кроме Смоленского и Северо-Западного РФВК, имеющих 12 млн долл. и 60 млн долл. соответственно). Ресурсы ЕБРР дополняются взносами российского правительства. Продолжительность деятельности фондов —10 лет.

Официальной политикой ЕБРР является намерение продолжать работу со всеми заинтересованными сторонами в России и продуманно инвестировать новые рентабельные проекты для того, чтобы каждый из них оказывал содействие процессу утверждения рыночных начал в экономике России. В соответствии со стратегией ЕБРР, утвержденной Советом директоров в июле 2006 г., деловая активность ЕБРР в Российской Федерации увеличится к 2010 г. до 41% общего объема операций ЕБРР.

В 1958 г. начал свою деятельность как финансовый институт Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) Европейский инвестиционный банк (штаб-квартира в Люксембурге). Банк был создан в соответствии с Римским договором с целью содействия сбалансированному и поступательному развитию европейского

интеграционного процесса. Все государства ЕС являются акционерами ЕИБ.

Вопросы практики. В становой стратегии ЕБРР для России, утвержденной в июле 2006 г., в качестве основных целей российской экономики выделены такие, как экономическая диверсификация, конкурентоспособность, предпринимательство, энергоэффективность и региональное развитие. Предложено развивать деятельность Банка в области транспорта, муниципалитетов, энергопредприятий, корпоративного и банковского сектора, при этом во всех секторах основное внимание уделяется вопросам повышения энергоэффективности с приоритетом на разработку крупных проектов, которые станут образцом для других операций.

Примерами таких проектов стали Программа модернизации ГидроОГК, доля софинансирования в котором ЕБРР составила 66, 3 млн долл. США (11%), кредит на строительство и введение в эксплуатацию автомобилестроительного завода «Фольксваген» (более 30 млн долл. США) и т.д. Величина подписки на капитал определялась в зависимости от удельного веса экономики той или иной страны в ВВП этой интеграционной группировки. Доля 4 самых крупных государств (Великобритании, Италии, Германии и Франции) составляет по 17, 8 млрд евро. Суммарный подписной капитал ЕИБ составлял в 2006 г. 164 млрд евро, в том числе оплаченный капитал — 8, 2 млрд евро. В дополнение к собственным ресурсам ЕИБ мобилизует значительные ресурсы на международных рынках капиталов. Банк предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии предприятиям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования проектов в рамках программ модернизации структуры экономики и развития приоритетных отраслей, а также проектов в менее развитых районах Европейского союза. В начальный период своей деятельности банк осуществлял операции только со странами —членами Европейского экономического сообщества, однако затем его клиентами стали другие европейские государства, а также развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки. В последние годы начинает активизироваться сотрудничество ЕИБ с Россией. В частности, в 2005 г. банк выделил России 60 млн евро на реализацию проекта защиты Санкт-Петербурга от наводнений и на модернизацию канализационной системы города. В 2000 г. с целью поддержки малого и среднего бизнеса ЕИБ создал Европейский инвестиционный фонд—ЕИФ, в котором является основным акционером (50%).

В соответствии с решением конференции министров финансов мусульманских стран в 1975 г. приступил к операциям Исламский банк развития — ИБР (штаб-квартира находится в Джидде, Саудовская Аравия). В 2007 г. членами банка были 56 стран Азии, Африки и Ближневосточного региона. Официальной целью его деятельности является содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин. Основным условием для вступления в банк является членство в Организации Исламская конференция.

Капитал банка составляет на 1 января 2007 г. составлял 15 млрд. исламских динаров (1 динар равен 1 СДР). При этом самая большая доля (27, 88% капитала банка) принадлежала Саудовской Аравии, 11, 18% — Ливии 8, 82% — Турции.

ИБР предоставляет средства для финансирования внешнеторговых операций (примерно все предоставляемых ресурсов) и проектного финансирования.

ИБР действует в соответствии с исламскими принципами банковского дела, запрещающими взимание процентов за кредит. Вместо займов и кредитов он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграждение за обслуживание. Банк оказывает техническое содействие, делает вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов, принимает участие в финансировании предприятий в виде соглашений о разделе прибыли, а также получает доход от участия в совместных прибыльных операциях. Определенное место в деятельности банка занимают лизинговые операции.

Значительно более скромными по сравнению с другими региональными банками являются возможности Черноморского банка торговли и развития — ЧБТР (приступил к операционной деятельности с 1 июля 1999 г.) Банк был учрежден 11 государствами Организации черноморского экономического сотрудничества с целью ускорению экономического развития и стимулирования экономического сотрудничества между странами-членами банка. Капитал ЧБТР составляет 1 млрд. СДР (доля России 16, 5%). Для осуществления своей деятельности банк может привлекать ресурсы с международных рынков капитала.

Определенную роль в развитии мировой экономики играют и различные фонды развития. Так, например, Фонд международного развития, созданный странами ОПЕК (штаб-квартира в Вене), является многосторонним агентством финансового сотрудничества и помощи и ставит своей целью усиление взаимосвязи между ОПЕК и развивающимися странами. Основными получателями финансовых ресурсов от фонда являются страны, не входящие в ОПЕК, а также международные агентства развития. Основная сфера деятельности — страны Азии и Африки, а также государства Латинской Америки и Карибского бассейна.

Активную роль в создании банков и фондов развития играет Япония. В частности, Экспортно-импортный банк Японии предоставляет иностранным правительствам, банкам и фирмам различные кредиты и займы (связанные, несвязанные кредиты, финансовые ресурсы для инвестирования в совместные с японским капиталом проекты), а Японский фонд развития экономического сотрудничества с зарубежными странами выделяет средства на осуществление проектов развития, проведение исследований по достижению экономической стабилизации.

24.3. Другие международные организации

Весьма влиятельной международной организацией является Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (The Organization for Economic Cooperation and Development —OECD). В ее состав входят государства главным образом с развитой рыночной экономикой (в основном европейские страны, США, Япония и ряд др.) а также некоторые развивающиеся страны и ряд стран Центральной и Восточной Европы. ОЭСР (штаб-квартира —в Париже) создана в 1961 г. по инициативе США. В начале 2008 г. Российская Федерация еще не являлась членов ОЭСР. Условием вступления в ОЭСР является приверженность страны принципам демократии и рыночной экономики. Государства — члены ОЭСР производят две трети мирового валового продукта.

ОЭСР широко известна своими социально-экономическими исследованиями и публикациями (около 250 новых публикаций в год). Она имеет одну из самых мощных баз статистических данных. ОЭСР активно сотрудничает примерно с 70 странами мира, неправительственными и общественными организациями и играет важную роль в выработке рекомендаций по вопросам, решение которых требует заключения многосторонних соглашений.

Высшим органом в ОЭСР является Совет, в который входят представители всех стран-членов, а также Европейской комиссии. Основная исследовательская работа осуществляется в различных комитетах (около 200). Годовой бюджет ОЭСР составляет примерно 200 млн. долл. США и формируется за счет взносов государств-членов. Размер взноса зависит от величины ВВП страны. Поэтому больше других в бюджет ОЭСР вносят США, а также Япония. С согласия Совета ОЭСР государства-члены могут также выделять дополнительные средства на осуществление той или иной программы научных исследований. В бюджете ОЭСР не предусматривается выделение средств странам или организациям. В последние годы предметом исследований экспертов ОЭСР все более становятся проблемы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в частности глобализация и устойчивое развитие.

С ОЭСР связана деятельность Международного энергетического агентства—МЭА (International Energy Agency—IEA), которое было создано в 1974 г. после начала энергетического кризиса 1973—1974 гг. Членами МЭА являются 26 стран. Целью деятельности МЭА стало принятие совместных действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций с поставками нефти. Страны — члены МЭА согласились обмениваться информацией, координировать энергетическую политику и сотрудничать в разработке программ рационального использования энергии.

С 1919 года осуществляет деятельность Международная торговая палата—МТП (International Chamber of Commerce — ICC) местонахождение секретариата организации — Париж. МТП видит свои основные задачи в том, чтобы содействовать улучшению экономических отношений между государствами. Она стремится к установлению и расширению международных контактов между деловыми кругами стран—членов Палаты и достижению большего взаимопонимания в сфере торговли и экономического, торгового и промышленного сотрудничества.

В 1946 г. в Лондоне была учреждена Международная организация по стандартизации—ИСО (International Standardization Organization — ISO). Она осуществляет разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации с целью создания более благоприятных условий для международной торговли и оказания содействия в экономической, научно-технической и интеллектуальной деятельности. Вырабатываемые этой организацией стандарты носят рекомендательный характер.

С 1923 г. в энергетической сфере осуществляется деятельность неправительственной организации—Всемирного (Мирового) энергетического совета — ВЭС (World Energy Council — WEC). Штаб-квартира Совета находится в Лондоне. В его состав входят свыше 90 национальных комитетов.

ВЭС ставит своей целью стимулировать обеспечение устойчивости снабжения и потребления всех форм энергии для достижения наибольшего полезного эффекта. Бюджет организации складывается из взносов национальных энергетических комитетов. Главным событием в деятельности ВЭС являются Мировые энергетические конгрессы. Конгрессы дают возможность анализа состояния и перспектив развития мировой энергетики в ближайшей и более отдаленной перспективе. Широко известны исследования специалистов ВЭС по проблемам обеспечения энергией в первой четверти XXI в.

Особую роль в мировой финансово-банковской сфере играет Банк международных расчетов — БМР (Bank for International Settlements — BIS), находящийся в Базеле (Швейцария).

Целями банка являются содействие сотрудничеству центральных банков, создание благоприятных условий для международных финансовых операций. Банк также призван выступать в роли доверенного лица или агента по проведению международных финансовых расчетов своих членов.

В последние годы в деятельности БМР произошли серьезные изменения. Было существенно расширено представительство центральных банков за счет принятия в члены БМР центральных банков ряда стран Европы (в том числе Банк России), Азии и Латинской Америки. Было прекращено участие частных акционеров в капитале банка. Счетная единица — золотой франк — в 2003 г. была заменена специальными правами заимствования МВФ (СДР). Ряд международных экономических организаций был создан развивающимися странами. Наибольшую известность получила образованная в 1960 г. ОПЕК. В 70-х гг. XX в. она добилась крупных успехов, в дальнейшем ее значение в силу ряда причин ослабло, но и в настоящее время она по-прежнему остается важнейшим производителем и поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок.

Характерной особенностью мирового экономического развития является возрастание роли неформальных экономических организаций, в частности Давосского экономического форума, Парижского и Лондонского клубов кредиторов. Членами Парижского клуба могут быть только государства-кредиторы, в то время как Лондонский клуб объединяет частные банки. Обе организации созданы для рассмотрения вопросов урегулирования внешней задолженности государств. Широко известными начиная с середины 1970-х гг. стали исследования, проводимые под эгидой Римского клуба, объединяющего ведущих экономистов мира, которые в своих совместных аналитических докладах дают прогнозные оценки будущего развития мировой экономики.

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите примеры международных организаций, ассоциаций и советов, решающих вопросы регулирования в отдельных сегментах современной международной торговли.

2. Что представляет собой ЮНКТАД (1ШСТАО), каковы основные направления ее деятельности?

3. Что представляет собой ЮНСИТРАЛ (ШСГПШ.)?

4. Какие из бывших республик СССР в 2007 г. являлись членами ВТО?

5. Укажите верные суждения.

Специализированными учреждениями ООН являются:

Международное агентство по атомной энергии;

Европейский банк реконструкции и развития;

Международный валютный фонд;

Организация ООН по промышленному развитию;

Международная организация труда;

О Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

6. Укажите верные суждения

Следующие организации расположены:

Конференция ООН по торговле и развитию в Вене, Женеве, Риме;

Организация ООН по промышленному развитию в Париже, Нью-Йорке, Вене;

Международный валютный фонд в Нью-Йорке, Вашингтоне;

Европейский банк реконструкции и развития — в Париже, Франкфурте,

Лондоне.

7. Укажите верные суждения.

Самые важные решения в МВФ принимаются: простым большинством голосов;

70%;

85%;

требуют консенсуса.

8. Укажите верные суждения.

В систему ООН входят:

Межамериканский банк развития;

Международный банк реконструкции и развития;

Европейский банк реконструкции и развития;

Исламский банк развития;

Международная финансовая корпорация.

9. Укажите верные суждения.

Членами ОЭСР являются:

только страны с развитой рыночной экономикой;

Контрольные вопросы и задания

некоторые страны с переходной экономикой;

некоторые развивающиеся страны;

некоторые государства бывшего СССР.

10.Укажите верные суждения.

ОЭСР это —

Организация экономического и социального развития;

Организация экономического и социального роста;

Организация экономического сотрудничества и роста;

О Организация экономического сотрудничества и развития.

11.Укажите верные суждения.

Члены ЕБРР — это:

О только государства;

только европейские государства;

в большинстве своем европейские государства.

 

Литература

1. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ (2000—2007 гг.).

2. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24.

3. Доклад о мировых инвестициях, 2000 г. Трансграничные слияния и приобретения и процесс развития. Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. ООН. — Нью-Йорк и Женева, 2000.

4. Доклад о мировых инвестициях, 2001 г. Содействие развитию связей. Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Организация Объединенных Наций. — Нью-Йорк и Женева, 2001.

5. Доклад о мировых инвестициях, 2002 г. Транснациональные корпорации и конкурентоспособность экспорта. Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. ООН. — Нью-Йорк и Женева, 2002.

6. Доклад о мировых инвестициях, 2003 г. Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные аспекты. Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. ООН Нью-Йорк и Женева, 2003.

7. Доклад о мировых инвестициях, 2004 г. Переориентация на сектор услуг. Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. ООН. — Нью-Йорк и Женева, 2004.

8. Доклад о мировых инвестициях, 2005 г. Транснациональные корпорации и интернационализация НИОКР. Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию ООН. — Нью-Йорк и Женева, 2005.

9. Доклад о мировых инвестициях, 2006 г. ПИИ из развивающихся стран и стран с переходной экономикой: последствия для развития Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию- Нью-Йорк 2006.

10. Доклад о мировых инвестициях, 2007 г. Транснациональные корпорации, добывающая промышленность и развитие. Обзор. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. ООН.—Нью-Йорк и Женева, 2007.

11. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2002/2003 гг. /под ред. проф. С.Н.Бобылева. М: Весь Мир 2003

12. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска / 3. Бжезинский. — М.: Международные отношения, 1999.

13. Внешнеэкономическая деятельность /под ред. Б. М. Смити-енко, В. К. Поспелова. — М.: Мастерство, 2007.

14. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России /под ред. В. П. Колесова. — М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2002.

15. Глобализация и мировые рынки товаров, услуг и капиталов / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. — М.: ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», 2001.

16. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи РФ/под ред. И. П. Фаминского. — М.: Республика, 2004.

17. Дюмулен, И. И. Всемирная торговая организация /И. И. Дюму-лен. — М.: Экономика, 2003.

18. Дюмулен, И. И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я», теор. Спр. /И. И. Дюмулен. — М.: ВАВТ, 2006.

19. Дюмулен, И. И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, практика. /И. И. Дюмулен. — М.: ООО «АЭРгрупп», 2007. —153 с.

20. Дюмулен, И. И. Международная торговля услугами /И. И. Дюму-лен. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.

21. Европа перемен: концепции и стратегии интеграционных про-цессов /под ред. Л. И. Глухарева — М.: Крафт+, 2006.

22. Европейский Союз. Справочник-путеводитель /под ред. О. В. Буториной (отв. ред.), Ю. А. Борко и И. Д. Иванова. — М.: Дело-вая литература, 2003.

23. Зарицкий, Б. Е. Экономика Германии: путь по лестнице, веду-щей вниз / Б. Е. Зарицкий. — М.: Юристъ, 2003.

24. Зубков, В. А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных дохо-дов и финансированию терроризма/ В. А. Зубков, С. К. Осипов. — М.: Издательский Дом «Городец», 2006.

25. Индия: социально-экономические проблемы и пути их решения /отв. ред. О. В. Маляров. — М.: Институт востоковедений РАН, 2003.

26. Инновационный путь развития для новой России /отв. ред. В.П. Горегляд. — М.: Наука, 2005.

27. Климовец, О. В. Экономические интересы России в международном партнерстве БРИК / О. В. Климовец. — Ставрополь: Сервисшкола, 2007.

28. Кондрашова, Л. И. Китай ищет свой путь / Л. И. Кондрашова. —М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2006.

29. Конкурентоспособность России в глобальной экономике /под ред. А. А. Дынкина. — М.: Международные отношения, 2003.

30. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве (доклад по материалам Ученого совета института). — М.: ИМЭМО РАН, 2001.

31. Концепция стратегического развития России до 2010 г. (Государственный Совет РФ). — М.: 2001.

32. Костюнина, Г. М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция / Г. М. Костюнина. — М.: РОССПЭН, 2002.

33. Котляров, Н. Н. Экономические отношения КНР с США / Н. Н. Котляров. — М.: ЦентрПолиграф, 2003.

34. Кочетов, Э. Г. Глобалистика: Теория, методология, практика. / Э. Г. Кочетов. — М.: Изд-во Норма, 2002.

35. Ломакин, В. К. Мировая экономика / В. К. Ломакин. — М.: ЮНИТИ, 2007.

36. Лукьянович, Н. В. Морской транспорт в мировой экономике / Н. В. Лукьянович. — М.: МГУП, 2004.

37. Мартин, Г. П. Западня глобализации: атака на процветание и демократию /Г. П. Мартин, X. Шуман; пер. с нем. — М.: Издательский Дом «Альпина», 2001.

38. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник /под ред. Л. Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2006.

39. Международные экономические отношения /под ред. В. Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

40. Мировая экономика: учебник /под ред. А. С. Булатова. 2-е изд. — М.: Магистр, 2008.

41. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет /под ред. И. С. Королева. — М.: Юристъ, 2003.

42. Мировая экономика и международные экономические отношения /под ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенцева. — М.: Магистр, 2008.

43. Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс: учебник /под общ. ред. В. В.Полякова, Р. К.Щенина. — М.: Кнорус, 2008.

44. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. /под ред. акад. А. А. Дынкина /ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2007.

45. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учебник / под ред. В. П. Колесова — М.: Флинта, 2000.

46. Многоликая глобализация /под ред. П. Бергера и С. Хантинг-тона. — М.: Аспект Пресс, 2004.

47. Норберг, Ю. В защиту глобального капитализма / Ю. Норберг, пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2007.

48. Пищик, В. Я. Европейская валютная интеграция / В. Я. Пищик. М.: Финансовая академия при правительстве Российской Федерации, 2007.

49. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

50. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. — М.: Международные отношения, 1993.

51. Россия в глобализирующемся мире: модернизация российской экономики /под ред. акад. Д. С. Львова, чл.-корр. РАН Г. Б. Клейнера. — М.: Наука, 2007.

52. Россия и Китай: сотрудничество в условиях глобализации. —

М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005.

53. Россия: интеграция в мировую экономику /под ред. Р. И. Зимен-кова. — М.: Финансы и статистика, 2002.

54. Россия и международная торговая система /под ред. Э. Ван Дузера.СПб: Издательство «Петрополис», 2000.

55. Россия и Объединенная Европа / под ред. А. Г. Грязновой. —М.: ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», 2006.

56. Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее — М.: Международные отношения, 2003.

57. Смитиенко, Б. М. Современная международная торговая система и Россия/ Б. М. Смитиенко, А. К. Ковальчук. — М.

ИНФРА-М, 2004.

58. Смитиенко, Б. М. Всемирная торговая организация и проблемы урегулирования международной торговли / Б. М. Смитиенко, Б. П. Супрунович. — М.: Финансовая академия при Прави-тельстве РФ, 2000.

59. Стиглиц, Дж. Глобализация: тревожные тенденции / Дж. Стиглиц. — М.: Мысль, 2003.

60. Стиглиц Дж. Справедливая торговля для всех. Как торговля может содействовать развитию/ Дж. Стиглиц, Э. Чарлтон. — М.: Издательство «Весь Мир», 2007.

61. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общей ред. акад. Л. И. Абалкина. Институт экономики РАН. —М.: Экзамен, 2004.

62. Теория международных отношений на рубеже столетий /под ред. К. Буса; пер. с англ. — М.: Гардарики, 2002

63. Улин, Б. Межрегиональная и международная торговля / Б. Улин, пер. с англ. — М.: Дело, 2004.

64. Уткин, А. И. Большая восьмерка: цена вхождения / А. И. Уткин. — М.: Алгоритм, 2006.

65. Уткин, А. И. Мировой порядок XXI в. / А. И. Уткин. — М.: Изд-во Эксмо, 2002.

66. Фаминский, И. П. Мировое хозяйство: динамика, структура про-изводства, мировые товарные рынки (вторая половина XX —начало XXI в.) / И. П. Фаминский. — М.: Магистр, 2007.

67. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992—2015 / Р. А. Фатхудинов. — М.: Экономика, 2005.

68. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон, пер. с англ. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

69. Хасбулатов, Р. И. Мировая экономика / Р. И. Хасбулатов. — В 2-х т.—Т. I и Т. II. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

70. Хейфец, Б. А. Долговая политика России. М.: Научный эксперт, ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

71. Экономика США: учебник /под ред. В. Б. Супяна. — СПб.: Питер, 2003.

72. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005.

73. Энциклопедия рыночного хозяйства. Россия в современном мировом хозяйстве / отв. ред. Л. Н. Красавина, Б. М. Смитиенко.—М.: Издательский дом «Экономическая литература», 2003.

74. Эппинг, Р. Путеводитель по мировой экономике / Р. Эппинг. —М.: Международные отношения, 2006.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.