Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 9 Научно-технические ресурсы мирового хозяйства






В главе рассматриваются вопросы, связанные с местом и ролью научно-технических ресурсов в современном мировом экономическом развитии. Анализируется научно-технический потенциал отдельных стран и количественные и качественные факторы, влияющие на него. Рассматриваются основные показатели, характеризующие научно-технические ресурсы национальной экономики. Показано воздействие новых технологий на экономический рост в современной мировой экономике.

Раскрыты место и роль образовательных ресурсов в мировой экономике как совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного функционирования и развития экономики и человеческого общества. Выявлены основные

тенденции в усилении или ослаблении роли отдельных стран и их союзов в современном мировом научно-техническом развитии (США, Япония, Европейский союз, Китай, Индия).

9. Научно-технические ресурсы мирового хозяйства начала XXI века

9.1. Значение научно-технических ресурсов в мировой экономике

Как уже отмечалось в предыдущих главах настоящего учебника, в мировом экономическом развитии начала XXI в. все более существенную, определяющую роль играют инновационные факторы или, иными словами, факторы инновационного обновления. Во всех ведущих странах современного мира создаются предпосылки ускоренного научно-технического развития, формируются национальные инновационные системы, без эффективного функционирования которых невозможно быть конкурентоспособными в глобализирующейся экономике.

Формирование инновационных экономик представляет собой комплексный процесс, который включает целую систему факторов, обеспечивающих новейшие тенденции научно-технического развития, крупномасштабное финансирование разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и государственных научных центрах. В ведущих странах современного мира реализуется научная и инновационная политика, ориентированная на подготовку национальных инновационных систем к «новым» вызовам XXI в. Это требует выбора долгосрочных приоритетов в развитии фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед отдельными странами проблем. В основу всех инновационных процессов заложены те импульсы, которые задает система современного научного знания и сформированный и развиваемый в обществе образовательный, интеллектуальный потенциал. Внедрение новых технологий в управление и производство оказывает все возрастающее влияние на экономический рост и структуру экономики. Они приводят к изменению (в ряде случаев — кардинальному, существенному) технологических систем, а сдвиги в них вызывают повышение совокупной производительности. Возможности создания и внедрения новых технологий определяются, в первую очередь, наличием у различных стран мира научно-технических ресурсов.

Научно-технические ресурсы и научно-технический потенциал предполагают способность той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Научно-технический потенциал представляет собой систему кадровых, материально-технических, финансовых и организационных 186 Значение научно-технических ресурсов в мировой экономике ресурсов предназначенных для решения стоящих перед страной целей и задач научно-технического и экономического развития. На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов:

1)количественные факторы — наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов;

2)качественные факторы: система организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития научного обслуживания.

К основным показателям, характеризующим научно-технические ресурсы национальной экономики, относятся:

доля расходов на НИОКР в ВВП;

расходы на НИОКР на душу населения;

доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;

численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения страны);

количество международных премий за выдающиеся научные достижения;

индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах работ исследователей из данной страны);

доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции;

доля данной страны на мировом рынке высоких технологий

(информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические и ядерные технологии).

Вопросы практики. По определению национального научного фонда США, к наукоёмким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3, 5%, а доля научного персонала не менее 2, 5% (например, авиакосмическая отрасль, приборостроение, электротехника, электроника и др.).

Экономическую эффективность научно-исследовательской сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другим важным показателем результативности НИОКР является число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения или патентов. Немалую роль для оценки научных достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.

Таким образом, в настоящее время все большая доля личного и общественного богатства воплощает в себе не материальные условия производства, а знания и информацию, которые становятся основным научно-техническим ресурсом современного производства. Становление современного хозяйства как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось еще в 50-е гг. XX в., с бурным развитием отраслей образовательных, финансовых и информационных услуг.

Эта тенденция усилилась в последнее десятилетие XX в., что, в частности, нашло отражение в коммерциализации технического прогресса — беспрецедентном росте котировок акций новых высокотехнологичных компаний. Результат этого процесса — своеобразное разделение всей экономики на старую (традиционные материальные блага и услуги) и новую (новые наукоемкие и специализирующиеся на работе с информацией и управлением знаниями компании). И старая, и новая экономика не может устойчиво развиваться без опоры на образовательные ресурсы.

Образовательные ресурсы в мировой экономике — это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного функционирования и развития экономики и человеческого общества. Условия их использования определяются состоянием национальной экономики, то есть состоянием среды, в которой используются эти ресурсы. Государство управляет или регулирует процесс создания и использования образовательных ресурсов, представляющий собой постоянное совершенствование законов, принципов, методов, органов управления образованием.

Образовательные ресурсы формируют образовательный потенциал страны, который в условиях глобализации экономики оказывает воздействие на образовательные процессы в других странах и регионах мира и способствует формированию глобальных образовательных ресурсов на базе Интернет. Развитая инфраструктура Интернет предоставляет такие возможности, как охват широчайшей аудитории (не только национальной, но и международной); оперативное обновление информации; использование непосредст-188 Влияние научно-технических ресурсов на экономическое развитие ценных ссылок на другие ресурсы Интернет; широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет.

Образовательные ресурсы способствуют развитию образовательных услуг, которые являются специфическим продуктом, обладающим такими особенностями, как высокий уровень непрерывного взаимодействия экспортера и импортера, массовый характер обучения и обслуживания, одновременность производства и потребления услуги.

9.2. Влияние научно-технических ресурсов на экономическое развитие

Непосредственное влияние научно-технические и образовательные ресурсы оказывают на процесс создания и внедрения новых технологий. Концепция технологии и технологических изменений содержит много измерений. Технологический прогресс в одних случаях включает процесс инноваций, при этом предполагается, что новые пути обеспечивают выпуск существующих товаров и услуг с использованием меньшего количества капитала и рабочей силы. В других случаях он включает обновление продукта, создание нового или улучшение качеств старого. Он может пониматься и как объем технических и управленческих знаний, используемых в производстве и сбыте. Часть этих знаний воплощена в машинах, другая — в умении человека, методах управления, организационных структурах.

Распространение научно-технических знаний является важным вопросом экономического роста и развития производства. Считается, что если страны имеют доступ к одинаковой технологии, то темпы роста будут выравниваться между ними. Распространение НТП теоретически имеет всеобщий характер. Оно осуществляется через внешнюю торговлю готовой продукцией, закупки патентов, лицензий, движение прямых инвестиций (вложение в основной капитал), передачу неосязаемых знаний (ноу-хау), экспорт образовательных услуг, информационный обмен в целом. Перевод неосязаемых знаний включает новые исследовательские умения, технические и организационные возможности. Но технология не передается, а продается как физический товар. Технология является специфическим товаром как по составу внутренних свойств, так и по форме их проявления. Процесс труда и его результаты невоспроизводимы, для него не существует каких-либо естественных средств прямого измерения. Он обладает только качественным отличием и неповторим по своему содержанию. Производитель технологии наделен монопольным правом на использование сделанного открытия или изобретения, что обычно достигается выдачей охранного документа-патента. Обладание результатами НИОКР дает возможность компаниям получать дополнительную прибыль в форме технологической ренты. Она в 2-3 раза превышает среднюю прибыль на капиталовложения.

Новые технологии влияют на экономический рост по нескольким направлениям:

позволяют национальному хозяйству увеличить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства;

способствуют экономическому росту через производство новых товаров с более высокой добавленной стоимостью;

повышают международную конкурентоспособность национальной экономики в целом, с также отдельных товаров и услуг;

способствуют созданию принципиально новых видов синтетического сырья, которые обладают заданными свойствами, не существующими в природных материалах. Они требуют значительно меньше затрат труда на обработку. Поэтому современные технологии снижают роль природных материалов в экономике и уменьшают зависимость обрабатывающей промышленности от минерального сырья.

Влияние научно-технических и образовательных ресурсов на экономическое развитие во многом определяется взаимосвязью между научными исследованиями и производством. В течение длительного времени наука и экономика развивались практически независимо друг от друга. До XIX в. непосредственные производители в большей мере опирались на практические навыки, опыт, традиции. Несмотря на значительные достижения, ученых в большей мере интересовали природные явления и философские построения, взаимодействия между наукой и использовавшимися технологиями были крайне слабыми.

Влияние научно-технических ресурсов на экономическое развитие Сейчас основная часть исследований и разработок осуществляется в лабораториях фирм и государственных организаций, а также в университетах. Роль индивидуальных исследователей, которые развивают свои идеи вне организационных рамок, не уменьшилась, но их доля значительно сократилась. В 1901 г. более 80% патентов США было зарегистрировано индивидуальными изобретателями, в конце XX в. их доля уменьшилась до 15%.

Таким образом, развитие современной мировой экономики самым тесным образом связано с научно-техническим прогрессом. На фоне этого прогресса выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил, в процессе которых происходит качественный переворот в этих силах. Он основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями — НТР.

Начало современной НТР обычно относят к середине XX в. При этом выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как данная революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, АЭС, телевизор и т.д. Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применения его в практической деятельности существенно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка прошло 102 года, а для лазера этот период сократился до пяти лет. Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов и, следовательно, увеличивается доля умственного труда и роль образовательных ресурсов. Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы второй мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода. Современная НТР является сложной системой, включающей четыре взаимодействующие части.

1. Собственно науку, которая в эпоху НТР представляет собой очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5, 5 млн чел. Особенно возросли связи науки с производством, которые становятся все более наукоемкими, т.е. с повышением уровня (доли) затрат на научные исследования в производстве той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% валового внутреннего продукта — ВВП, а в развивающихся, как правило, это доли процента.

2. Технику и технологию. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями — эволюционным и революционным. Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 1950-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 1970-е гг. стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более. Революционный путь является основным направлением развития техники и технологии в эпоху НТР. Этот путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Одно из выражений этот путь находит в производстве электронной техники. Не случайно, что вторую волну НТР, которая началась в 1970-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Очень большое значение имеет и переход к новейшим технологиям.

3. Производство. Наряду с традиционными путями совершенствования производства (механизация, химизация, электрификация) интенсивно развиваются новейшие направления производства, в которых можно выделить шесть главных направлений:

электронизация, то есть насыщение всех сфер деятельности электронно-вычислительной техникой;

комплексная автоматизация или внедрение робототехники и создание гибких производственных систем, заводов-авто-матов;

перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, использовании новых источников энергии;

производство принципиально новых материалов, таких, как композиционные, полупроводниковые, керамические а также, оптическое волокно, бериллий, литий, титан и др.;

ускоренное развития биотехнологии;

возникновение и ускоренное развитие аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых машин, приборов, сплавов и т.д.

4. Управление. Начался переход от обычной (бумажной) к машинной (компьютерной) информации. Выпуск различной информационной техники стал одной из новейших наукоемких отраслей промышленности. В этой ситуации большое значение уделяется кибернетике — науке об управлении и переработке информации.

Различные отрасли производства по-разному воздействуют на экономический рост, при этом некоторые из них выступают фактически его «локомотивами», «точками роста», обладая сильным мультипликативным эффектом.

Наибольшее влияние на темпы экономического роста и экономическое развитие НТР оказывает тогда, когда она сильнее всего воздействует на расширение рынка и структуру хозяйства. В качестве наиболее ярких примеров подобного влияния можно назвать широкое внедрение в потребление электричества, а также таких товаров длительного пользования, как автомобиль, телевизор, электротовары, которые стимулировали другие отрасли. Так, массовое производство автомобилей в свое время стимулировало увеличение производства в целом в 70 отраслях. В других случаях НТР, не создавая новых массовых товаров и проявляясь в отраслях, не несущих большого мультипликативного эффекта, способствует существенному повышению технического уровня традиционных орудий труда и предметов потребления длительного пользования. Здесь влияние технического прогресса более опосредовано. Расширение рынка достигается через снижение издержек производства. В последние десятилетия НТР в основном проявляется в так называемых функциональных сдвигах внутри сложившейся отраслевой и производственной структуры (исключение — производство мобильных телефонов, персональных компьютеров).

9.3. Концентрация мировых научно-технических ресурсов в различных странах и регионах

По имеющимся оценкам, в настоящее время основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. В 2006 г. (оценка специалистов ИМЭМО РАН) на долю США приходилось 31, 3% мировых расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) (с тенденцией к понижению к 2020 г. до 28%), ЕС — 23, 4% (с тенденцией к понижению до 20, 0%), Китая — 13, 6% (с тенденцией к повышению до 20, 0%), Японии —12, 4% (с тенденцией к понижению до 12, 0%). Сложившаяся к началу XXI в. научно-техническая триада США, ЕС и Японии будет расширяться в пользу динамично развивающихся азиатских стран, прежде всего Китая и Индии. Для развитых стран современного мира в целом характерна высокая наукоемкость, характеризуемая высокой долей расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП. При этом во многих из этих стран высока доля компаний частного сектора в финансировании НИОКР.

Характерно, что опережающие показатели темпа роста затрат на НИОКР в Китае и Индии, по оценкам, приведут к тому, что к 2020 г. их показатели наукоемкости ВВП существенно сблизятся с аналогичными показателями современных наиболее развитых стран и будут существенно опережать показатели России.

По сравнению с США и Японией несколько неопределенными выглядят перспективы ресурсного обеспечения ВВП в ЕС. ЕС в целом отстает от США и Японии по уровню и динамике наукоемкости. В настоящее время разрыв в инновационном развитии между США и Японией, с одной стороны, и ЕС — с другой продолжает усиливаться. Корпорации стран ЕС относительно слабо осваивают такие высокотехнологичные отрасли, как биотехнологию, фармацевтику, информационные технологии, но сохраняют свои конкурентные инновационные позиции в среднетехнологичных областях — автомобилестроении и авиастроении. При этом значительный рост государственных расходов на НИОКР в ряде новейших областей (альтернативные источники энергии, нанотехнологии, новые материалы и др.) еще не привел к ускоренному подключению к развитию и внедрению НИОКР в данных областях со стороны частного бизнеса.

Цифры и факты. В 2002 г. Израиль стал мировым рекордсменом по наукоемкое ВВП — 4, 7% (при этом без учета затрат на оборонные НИОКР). Ранее мировым лидером была Швеция, где наукоемкость ВВП уже долгое время превышала 3%, а в 2002 г. составила 4, 3%.

Основные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала текущего столетия в развитых странах, по оценкам, будут действовать в последующие 10-15 лет. К ним можно отнести следующие: рост расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширение кооперации частного бизнеса с университетами и государственными исследовательскими центрами, уменьшение прямого государственного финансирования корпоративной промышленности и усиление косвенного стимулирования. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные развитые страны, как правило, тратят на науку больше средств, чем малые.

Вопросы практики. Большой разрыв отмечается в объеме средств, приходящихся на одного исследователя и инженера, занятых в НИОКР в развитых и развивающихся странах, — почти в 4 раза.

Таким образом, распределение средств и исследователей в мире неравномерно.

Вместе с тем многое зависит от исторически сложившихся условий в отдельных странах. Так, в некоторых странах (США, Великобритания, Франция) значительная часть исследований осуществляется в военных целях, что является одним из факторов ведущей роли государства в финансировании НИОКР. Прикладные исследования осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях. Основной формой участия государства в НИОКР является контракт, заключаемый на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий Другой фактор — традиционно высокая доля фундаментальных исследований, финансируемых во многих случаях за счет госбюджета. Однако в большинстве стран современного мира решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы, и роль их возрастает. Так, например, в США и Швеции доля частного предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР превышает 75%, в Японии — 73%, Германии — 71%, Франции —

67%, Великобритании — 66%. В Южной Корее этот показатель превышает 74%, растет он и в Китае.

Абсолютное большинство расходов на НИОКР и, соответственно, результатов научных исследований сосредоточено в крупных компаниях. Крупнейшие корпорации мира, как правило, являются и Лиде-рами по расходам на научно-исследовательские работы. Крупнейшими в начале XXI в. научные бюджеты были у таких корпораций, как «Microsoft» (информационные технологии), «Ford Motor Co.» (автомобилестроение), «Pfizer» (фармацевтика), «Daimler-Chrysler AG» (автомобилестроение), «Toyota Motor Co.» (автомобилестроение), «Siemens» (машиностроение), «General Motors Corp.» (автомобиле-строение), «IBM» (информационные технологии), «Sony Co.» (электроника), «Glaxo Smith Kline» (фармацевтика). В целом у 100 крупнейших корпораций мира отношение затрат к прибыли составляло в 2003 г. 58, 6% (что свидетельствует об огромном внимании руководства этих корпораций к научным исследованиям).

По оценкам, всего 700 компаний контролируют большую часть передовых научно-технических разработок в мире.

Крупные компании имеют значительные преимущества в сфере научно-исследовательских работ. Им доступны широкомасштабные дорогостоящие проекты, связанные с длительным фундаментальным поиском, что позволяет вести многоцелевые исследования, объединяющие ученых и специалистов разных научных дисциплин. Они могут финансировать параллельную разработку одного или нескольких проектов, а коммерческие успехи одних исследований могут компенсировать убытки от провала других. В связи с этим становятся понятными (помимо прочих причин) процессы слияний и поглощений в корпоративном бизнесе, затронувшие практически все крупные мировые компании. Наиболее отчетливо данные процессы проявились в таких наукоемких отраслях, как аэрокосмическая промышленность и военная электроника. Вместе с тем во многих странах мира получили свое развитие малые инновационные компании. По данным ОЭСР, на долю малых и средних предприятий приходится 10-20% всех инноваций, при том, что их удельный вес в расходах на НИОКР составляет лишь 4—5%.

Характерно, что малые предприятия наиболее успешно работают на первой стадии научных разработок — выдвижении научной идеи и доведения ее до проектного состояния. Это нередко наименее капиталоемкая стадия научно-технической инновационной деятельности. Мелкие предприятия-разработчики, будучи изначально аутсайдерами, в некоторых случаях оказываются в положении лидеров, способных перехватывать всю сверхприбыль от новых научно-технических разработок. Именно от этой способности у некоторых успешных малых инновационных фирм иногда

возникают фантастические сверхприбыли. При этом в борьбе за сверхприбыли малые предприятия ставят под сомнение не только монополии крупных корпораций, но и монополии крупных научно-исследовательских центров. Именно на базе малых инновационных предприятий сложилась форма венчурного (рискового) бизнеса. Его задачей является организация в форме малого предприятия группы исследователей, инженеров для разработки той или иной научной идеи, проекта. В случае успешной апробации данной научной идеи и доведения ее до состояния научно-проектного продукта прибыльность малого предприятия может оказаться на порядок выше ее среднеотраслевого уровня. Яркими примерами такого рода явилась деятельность одних из крупнейших и наиболее успешных корпораций современного мира — «Интел» и «Майкрософт», которые начали свое развитие именно с малых венчурных компаний. Однако нередки и примеры неудачной деятельности малых инновационных компаний, которым не хватает необходимых инвестиционных ресурсов для осуществления серьезных научных проектов.

Развитие научно-технических и образовательных ресурсов имеет очаговый характер. Концентрация НИОКР в передовых в экономическом отношении странах привела к тому, что многие другие страны остаются на периферии этой сферы и научного прогресса в целом. Положение не меняет факт интернационализации научных исследований, т.е. их осуществления в основном в рамках лабораторий и исследовательских групп зарубежных компаний.

9.4. Научно-технические ресурсы России

В России численность научно-педагогических работников в 1913 г. составляла 11, 6 тыс., в США в 1910 г. почти втрое больше —33, 6 тыс. В России было 414 химиков, почти в 15 раз меньше, чем в США, в 8 раз меньше, чем в Германии и Англии, в 2, 5 раз меньше, чем во Франции. Недостаток научных кадров в России в указанный период сдерживал научно-технический прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании.

Высокий уровень советской науки подтверждался оценками достаточно большого числа результатов работ, которые за рубежом не велись или только были начаты. Это, в первую очередь, относилось к отдельным направлениям физики (акустика, оптика и квантовая электроника, физика твердого тела) общей и технической химии (коллоидная химия и физико-химическая механика, химическая физика, включая проблемы горения и взрыва, электрохимия, неорганическая химия, химия высоких энергий), физической химии и технологии неорганических материалов (физико-химические основы металлургии, новые процессы получения и обработки металлических материалов, теоретические основы химической технологии), энергетики (использование сверхпроводимости в энергетике, ядерная энергетика), геологических наук, информатики, исследований в области физиологических, биохимических и структурных основ жизнедеятельности человека и др.

Развитие многих научных направлений было связано с оборонной стратегией страны, что было специфично для СССР. Уровень техники и технологий в наукоемких отраслях оборонной промышленности был близок к мировому.

Современный научно-технический и образовательный потенциал современной России обладает, по сравнению с советским периодом, определенной спецификой.

В период после распада Советского Союза и начала рыночных реформ в России произошел по существу обвальный спад финансирования научной сферы, в значительной степени были нарушены кооперационные связи с научными учреждениями других бывших республик СССР. Это привело к резкому сокращению как общего фронта научных исследований и фактическому исчезновению некоторых направлений в этой сфере, так и к сокращению масштабов самих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оттоку из них квалифицированных научных кадров.

В период с 1999 г. ситуация стала изменяться в позитивном направлении.

В настоящее время безальтернативной основой политики обретения Россией высокого статуса в мировом экономическом сообществе являются управление научно-техническим прогрессом и создание совместимой с развитыми странами технологической среды. Безусловно, нужно продолжать развивать рыночные механизмы управления экономикой, проводить соответствующие институциональные преобразования. Но это еще не решает вопроса о достойной перспективе для России в научно-технической области.

Постановка задачи увеличения объема и совершенствования структуры финансирования научно-технической сферы должна учитывать критические пороговые показатели национальной безопасности, а достижение этих показателей столкнулось с определенными трудностями. Так, в 2004 г. расходы на НИОКР составляли лишь 1, 15% ВВП России (как уже отмечалось, к 2020 г. этот показатель планируется увеличить до 2, 5%). Научно-техническая и образовательная политика должна исходить из двухэтапного перехода от ныне действующей к инновационной модели развития экономики. На первом этапе (среднесрочная перспектива) реальной целью является достижение указанных пороговых значений в отношении доли затрат на науку в ВВП (для сравнения: в настоящее время в Швеции она составляет 3, 7%, Японии — 3, 2%, США — 2, 8%), доли ассигнований на фундаментальные исследования в общих расходах на науку и доли затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции.

Достигнутый прогресс поможет России стать более конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции и довести свою долю на нем не менее чем до 2% против 0, 3% в 2002 г. Для решения данной задачи необходимо преодолеть кризисные явления в российской фундаментальной и прикладной науке. Российская наука обладает уникальным потенциалом. По численности ученых-исследователей (410 тыс. чел., или менее 8% их общемировой численности) она опережает большинство развитых стран, кроме США и Японии. И хотя по оценкам Всемирного экономического форума по данному показателю Россия устойчиво занимает 3-е место, в 2006 г. по уровню научных исследований она находилась на 32-м месте, по уровню затрат на НИОКР —на 44-м месте.

Препятствует развитию российской науки и так называемая утечка умов. По экспертным оценкам за границей работают в настоящее время более 30 тыс. российских ученых, в том числе до 18 тыс. — в области фундаментальных исследований. Во многом это следствие того, что зарплата российского ученого одинаковой квалификации в 40-50 раз меньше чем в развитых странах. По многим прогнозам утечка умов будет возрастать, особенно в сфере информационных технологий (в развитых странах только в 2000 г. не хватало 850 тыс. таких специалистов).

Другой причиной кризиса российской науки является то, что отечественная экономика не в состоянии принять на вооружение современные разработки. Внешняя торговля технологиями в России носит явно неэквивалентный характер: в рамках заключаемых соглашений технологии, импортируемые из-за рубежа, оцениваются значительно дороже технологий, создаваемых в России. В среднем цена покупки технологий в 3, 2 раза превышает цену продажи, а в отдельных случаях и почти в 80 раз. Необходимо еще отметить, что многие иностранные технологии имеют российское происхождение. Так, по данным экспертов из Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. Только в 1992-2000 гг. в США зарегистрировано более 1000 патентов на технологии военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав — иностранные юридические и физические лица.

Таким образом, Россия крайне неэффективно участвует в международном обмене технологиями. Поступления от экспорта научных исследований составили в 2004 г. примерно 63 млн долл., а патентов и лицензий — всего 1, 7 млн долл. В то же время поступления в США только от продажи лицензий составили в 2001 г. 38, 7 млрд долл., Японии — 10, 5 млрд, Великобритании — 7, 9 млрд, Германии — 3, 1 млрд долл.

Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК), несмотря на то, что Россия по объему экспорта вооружений и военной техники (ВВТ) (более 6 млрд долл.) занимает второе место в мире после США. Сокращение государственного заказа вынудило предприятия ОПК наладить экспорт самой современной техники за рубеж (государственный заказ на военную технику стал достаточно динамично расти с 2005 г.).

Вследствие исторически сложившейся в России системы приоритета военных технологий около 75% НИОКР выполняют предприятия ОПК. Из этого следует, что в ближайшее время без модернизации оборонной промышленности невозможно развитие высокотехнологичных отраслей. Осознавая данное положение, руководство ОПК производит консолидацию активов и финансовых потоков, формируя единые отраслевые холдинги под контролем государства. Еще в 2001 г. были приняты концептуальные и программные документы, обозначившие пути развития оборонно-промышленного комплекса на предстоящую перспективу, «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» и федеральная целевая программа по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса до 2006 г. В процессе его реформирования на интеграцию ориентируются 700—800 жизнеспособных предприятий в рамках 40—50 базовых холдингов с контрольным пакетом акций у государства, которые будут целевым образом «раскручивать» базовые технологии наукоемкого производства.

В настоящее время в России практически не работают венчурные фонды, которые являются основой стимулирования инновационных процессов в развитых странах. Венчурный инновационный фонд — ВИФ, созданный в соответствии с распоряжением Правительства РФ в марте 2000 г. с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования, пока еще в недостаточной мере финансируется государством. Существенный потенциал научно-технического развития заложен в такой форме инновационной инфраструктуры, как наукограды. В настоящее время статус наукограда РФ присвоен г. Обнинску Калужской области (2000 г.), городам Королеву и Дубне Московской области (2001 г.), рабочему поселку Кольцово Новосибирской области (2003 г.), г. Мичуринску Тамбовской области (2003 г.), городам Реутову и Фрязино Московской области (2003 г.), г. Петергофу Санкт-Петербурга (2005 г.), г. Пущино Московской области (2005 г.). Объемы финансирования наукоградов постоянно увеличиваются, хотя недостаточны для преодоления кризисных явлений в российской науке и образовании.

К первоочередным мерам по стимулированию научно-технической и инновационной деятельности относятся:

увеличение доли расходов на научные исследования в процентах от ВВП;

поддержка экспорта наукоемкой продукции и подготовка менеджеров для коммерциализации научных разработок и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

госзаказ на подготовку кадров высокой квалификации, а также экономические, в первую очередь налоговые меры стимулирования подготовки кадров за счет собственных отраслей и видов деятельности;

повышение эффективности использования результатов фундаментальных исследований и НИОКР и их внедрения в промышленное производство, использования имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

определение приоритетов наукоемких производств и технологий, учитывая, что восстановление всего их спектра является экономически неподъемным и нерациональным даже в развитых странах;

реструктуризация научно-технологического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;

повышение инновационной активности через развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере и формирование новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные и консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки;

разработка и использование экономического механизма, стимулирующего внедрение инноваций в производство (в том числе: дифференциация снижения налогов на прибыль от производства и реализации продукции, произведенной с использованием сертифицированных объектов интеллектуальной собственности, совершенствование механизма ценообразования наукоемкой продукции, предоставление предприятиям государственных беспроцентных кредитов на приобретение и освоение сертифицированных инновационных нововведений, предоставление предприятиям безвозмездных лицензий на промышленное освоение интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств и принадлежащей государству).

Перспективы места и роли России в мировом научно-техническом развитии зависят от того, насколько целенаправленной и последовательной будет политика российского государства по обеспечению необходимых условий для поддержки и реализации того мощного научно-технического, интеллектуального потенциала, которым располагает наша страна в научной и образовательной сферах.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «научно-технические ресурсы» примени-тельно к мировому хозяйству.

2. Охарактеризуйте место и роль научно-технических ресурсов в современном мировом экономическом развитии.

3. Охарактеризуйте расстановку сил между основными странами и их союзами, занимающими в настоящее время лидирующие позиции в мировом научно-техническом развитии.

4. Чем отличается роль ведущих крупных корпораций, с одной стороны, и малых венчурных компаний, с другой, в мировом научно-техническом и экономическом развитии?

5. Раскройте основные причины кризиса в научно-технической сфере России в период с начала 1990-х гг.

6. Охарактеризуйте современное место России в мировом научно-техническом развитии, ее слабые и сильные стороны и возможные перспективы в этих процессах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.