Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила и техники






Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-консультирования, служит заключение контракта. В этом направлении консультнт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты работы. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

Существует ряд основных правил, которых следует придерживаться при работе в гештальт-группах. Эти правила обычно перечисляются в начале работы, и большая их часть может быть перенесена на индивидуальную работу. Р. Нельсон-Джоунс [5] выделяет следующие правила:

  • Принцип «здесь-и-теперь». Этот принцип подразумевает поощрение общения в настоящем времени, например с помощью вопроса «Что с вами происходит сейчас?»
  • Я и ты. Использование личного местоимения «Я», а не безличной формы, и обращение непосредственно к другому.
  • Использование «языка ответственности». Например, перефразирование высказывания «Я не могу это сделать» в выражение «Я не буду это делать».
  • Использование континуума осознания. Сосредоточённость на «сейчас», «что» и «как» в отношении поведения, а не на вопросе «почему».
  • Никаких сплетен. Общение не должно сводиться к обсуждению других людей в их присутствии.
  • Замена вопросов утверждениями. Членов группы поощряют не к постановке вопросов, посредством которых можно манипулировать окружающей средой с целью получения поддержки, а к замене этих пассивных вопросов более активными и независимыми утверждениями.

По своей сути гештальт-консультирование скорее является исследованием, чем непосредственной модификацией поведения. Вместо того, чтобы сохранять дистанцию и интерпретировать, консультант идет навстречу клиенту и направляет активную работу его осознавания. Это достигается с помощью его активного присутствия, которое является живительным и возбуждающим (следовательно, теплым), честным и непосредственным. Личностный рост вытекает только из непосредственного контакта между реальными людьми. О том, как его воспринимают, и насколько ограниченным является процесс осознавания, пациент, в основном, узнает не из обсуждения проблемы, а из того, чем оба участника являются привлекательными друг для друга.

В гештальт-консультировании применяется множество игр и экспериментов. Одним из эффективных упражнений является техника «пустого стула» или «двух стульев». Оно используется, чтобы помочь клиентам разрешить внутренние конфликты и разобраться в своих чувствах относительно конфликтов с окружающими. Клиент сидит лицом к пустому стулу. Если проблемой является внутренний конфликт между различными аспектами «Я», его просят представить, что одна из конфликтующих сторон сидит напротив него. Клиент разыгрывает роль «второй» стороны, а затем пересаживается на второй стул и разыгрывает противоположную роль. Во время диалога проявляются чувства уязвимости, которые являются сутью конфликта. Как только клиент сумеет «завладеть» своими чувствами, он сможет оперировать ими и сможет свободно сделать выбор.

Гештальт-подход обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов консультирования и психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания. Все техники можно разделить на две группы:

  • техники диалога - это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта.
  • проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п.

Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны. Важным моментом является то, что для многих гештальт-консультантов техники являются вторичными по отношению к поддержанию полного сосредоточенного на настоящем, контакта с клиентом и могут включать в свою практику идеи других подходов.

 

 

Заключение

Гештальт-консультирование дает клиенту возможность уйти от социально-нормированных и социально-контролируемых чувств к подлинным, отказаться от стереотипов и клише, открыться новому опыту. Основная задача гештальт-консультанта состоит в том, чтобы «выбить» клиента из привычной жизненной позиции, которая позволяет ему спрятаться от реальности, помочь ему увидеть все многообразие жизненных выборов и стать свободным и ответственным за свою жизнь.

С позиции гештальт-подхода, человек является целостным многомерным существом – одновременно животным, психологическим, социальным и духовным. Цель гештальт-подхода – постоянное расширение опыта сознавания и посредством этого достижение все большей целостности, более высокого уровня психологического и физического здоровья. Гештальт-консультирование не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов, так как это не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.

Гештальт-консультирование может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.

Литература

1. Йонтеф Г. Гештальт-терапия: Введение. [Текст] / Г. Йонтеф - М., 2002.

2. Латнер Д. Современные тенденции в гештальт-теории. [Текст] / Д. Латнер - https://gestaltnsk1.narod.ru/lathner.htm

3. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. [Текст] / Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова - СПб.: Речь, 2005.

4. Марцинковская Т. Д. История психологии. [Текст] / Т. Д. Марцинковская - М.: Академия, 2004.

5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

6. Пёрлз Л. Некоторые аспекты Гештальт-терапии. [Текст] / Л. Перлз - https://www.gestalt-rostov.ru/page.php? id=204

7. Робин Ж. М. Гештальттерапия. [Текст] / Ж. М. Робин - М.: МГИ, 1998.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.