Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснительная записка к программе элементарного курса Отечественной истории






1. В примерной программе указаны лишь главнейшие эпохи, со­бытия и лица русской истории, о коих необходимо дать понятие учащимся. Учитель дополнительно рассказывает и читает о других доступных детскому пониманию исторических сюжетах биогра­фического, былевого и бытового характера. Могут быть вводимы в круг изучения события местной истории. В связи с рассказом о событиях отечественной истории иногда уместно будет дать рассказ, касающийся истории всеобщей.

2. При подборе и распределении учебного материала необходи­мо помнить, что преподавание элементарного курса русской исто­рии не должно быть бессвязно-эпизодическим. Преподавателю над­лежит, избегая случайного выбора разрозненных сюжетов, строить изложение курса в хронологической последовательности и ставить выбранные для изучения факты в некоторый внутренний порядок, чтобы сообщить учащимся с самого начала впечатление историчес­кой перспективы и дать им ясное представление о смене главней­ших моментов исторической жизни родного народа.

3. Преподавание Отечественной истории в первых двух классах имеет своею воспитательной целью направить внимание и мысль детей ко всему прекрасному и идеальному в прошлой жизни родно­го народа, укоренить в них любовь к родине, преданность Престолу и отечеству....умелое преподавание родной истории легко приведет к желаемому результату и научит детей любить свое великое госу­дарство в прошлом, как и в настоящем.

4. Самое изложение рассказа следует, с внешней стороны, делать образным и как можно более простым и общепонятным.


Программа систематического курса русской истории (классы IV—VI)

Сноска: сист. курс русской истории распределяется по отдель­ным классам следующим образом:

в IV кл. при 2 уроках проходится древняя история до Иоанна Грозного,

в V кл. при 2 уроках проходится время от Иоанна Грозного до царствования Екатерины II,

в VI кл. при 2 уроках проходится новая история от Екатерины II до конца.

Понятие о древнейших обитателях европейской России (скифы и эллины, горы и гунны). Славянское племя, его расселение и древ­нейший быт. Главные племена русских славян. Их соседи (финны, норманны, хозары, печенеги).

Начало Русского государства и первые князья. Объединение пле­мен под властью Киева, торговые сношения с Византиею и борьба со степью. Св. Ольга. Святослав.

Христианство на Руси до Владимира Св. и крещение Руси при Владимире Св. Последствия принятия христианской веры: просве­щение, монастыри, искусства.

Киевская Русь при Ярославе Мудром и его потомках. Княжеские усобицы и борьба за старшинство и за волости. Владимир Моно­мах. Борьба с половцами. Слово о полку Игореве. Государственный и общественный быт Киевской Руси. Упадок Киевской Руси в ис­ходе XII в.

Новгородская Русь. Торговый характер жизни Великого Новго­рода. Колонизация русского севера и сношения с Балтийским по­морьем (Ливония, Швеция, Ганза). Новгородское государственное устройство. Псков, его значение торговое и военное.

Суздальская Русь. Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Ко­лонизация Поволжья и основание городов (Владимир, Москва и др.).

Всеволод Большое Гнездо. Разделение Суздальской Руси в его потомстве. Удельный быт.

Татарское нашествие и начало ига. Александр Невский. Борьба с западными врагами. Отношение к татарам.

Юго-Западная Русь и ее подчинение Литве. Даниил Галицкий и судьба его потомства. Образование Литовско-русского государства (Гедимин, Ольгерд, Кейстут). Уния с Польшей при Ягайле. Витовт. Литовское государство в XVI в. Унии и их ближайшие последствия.

Начало Москвы. Иоанн Калита и его сыновья. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение в истории возвышения Москвы и ее князей.


Василий I и Василий II Темный. Отношение Москвы к Флорен­тийской унии и начало самостоятельности русской церкви.

Образование Великорусского государства. Иоанн III и покорение Великого Новгорода. Присоединение Твери и других уделов. Борьба с Литвою. София Палеолог. Падение татарского ига. Мысль о главен­стве Московского царства в православном мире. («Москва — третий Рим»). Судебник. Переход удельного быта в государственный.

Василий III. Завершение объединения Северо-восточной Руси. Присоединение Пскова. Завоевание Смоленска.

Иоанн IV Грозный. Его детство. Женитьба и венчание на царст­во. Сильвестр и Адашев, митрополит Макарий. Внутренняя деятель­ность: Судебник и Стоглав, отмена кормлений; самоуправление тяг­лых общин; губные старосты. Завоевания первой половины царст­вования. Опричнина и ее значение в борьбе с боярством. Борьба за Ливонию. Оборона южной границы. Сибирь.

Смутное время. Царь Федор Иоаннович. Учреждение патриар­шества. Указы о крестьянах. Смерть царевича Дмитрия. Прекраще­ние династии и земский собор 1598 года. Царь Борис Годунов. Пер­вый самозванец и Василий Шуйский. Тушинский вор. Вмешатель­ство Швеции и Сигизмунда III. Восстановление государственного порядка. Патриарх Гермоген, П. Ляпунов; К. Минин, кн. Д. М. По­жарский. Освобождение Москвы.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Умиро­творение государства. Отношение к Швеции и Речи Посполитой. Патриарх Филарет.

Время царя Алексея Михайловича. Уложение 1649 г. Патриарх Ни­кон и его деятельность. Начало раскола и собор 1666—1667 гг. Бунт Разина. Культурные новшества. Ртищев. Ордин-Нащокин. Матвеев.

Состояние Западной и Южной Руси под властью Польши. Брат­ства. Казачество и Богдан Хмельницкий. Борьба за Малороссию между Москвою и Речью Посполитою.

Эпоха преобразований. Время царя Федора Алексеевича. Киев­ское влияние. Симеон Полоцкий и Славяно-Греко-Латинская ака­демия. Смута 1682 г. Детские годы Петра Великого. Свержение ца­ревны Софии. Азовские походы и заграничное путешествие. Вели­кая Северная война и ее результаты. Война с Персией. Принятие императорского титула. Реформы военная, административная и со­словная; подушная подать. Реформы церковного управления. Про­свещение и школы. Вопрос о престолонаследии.

Ближайшие преемники Петра Великого. Учреждение Верховного Тайного Совета. 1730 г. Бироновщина. Воцарение Елизаветы Пет­ровны и ее правление. Основание Московского университета. Се­милетняя война и мир с Пруссией при Императоре Петре III. Меры


относительно дворянства при Императрице Анне и Елизавете и ма­нифест о волости дворянской при Императоре Петре III. Воцаре­ние Императрицы Екатерины II.

Время Императрицы Екатерины II. Внутренняя деятельность Императрицы; наказ и законодательная комиссия. Губернские учреждения. Жалованные грамоты сословиям. Крепостное право. Заботы о просвещении. Внешняя политика Императрицы: войны с Турцией и присоединение Крыма. Греческий проект. Польские раз­делы. Шведская война. Император Павел Петрович. Учреждение об Императорской фамилии. Отношение к Франции. Поход Суво­рова в Италию и Швецию.

Император Александр I. Юность Александра. Интимный ко­митет. Учреждение министерств и государственного совета. Спе­ранский. Заботы о просвещении. Войны с Наполеоном. Тильзит. Войны Шведская (Финляндия) и Турецкая. Отечественная вой­на. Войны 1813—1814 гг. и Венский конгресс. Священный Союз. Настроение второй половины царствования. Вопрос о престоло­наследии.

Император Николай I. 14-е декабря и декабристы. Свод Зако­нов. Восстание в Польше и отмена Унии. Финансы и граф Канкрин. Граф Киселев. Министерство государственных имуществ. Указ об обязанных крестьянах. Просвещение. Кавказ. Войны с Персией и Турцией. Венгерская кампания. Крымская война.

Император Александр II. Парижский мир. Реформы: крестьянская, земская, судебная, городская, учебная; всеобщая воинская повинность. Польская смута. Покорение Кавказа. Среднеазиатские приобретения. Освободительная война 1877—1878 гг. Кончина Государя.

Общий обзор царствования Императора Александра III.

Объяснительная записка к систематическому курсу Русской истории (классы — IV—VI)

Задача систематического курса русской истории IV—VI кл. долж­на состоять в том, чтобы учащиеся усвоили цельное систематичес­кое знание всех существенных моментов как внешней, так и внут­ренней истории родной страны в взаимной связи.

Сообразно с возрастом и степенью развития учеников в средних классах гимназии прохождение систематического курса IV—VI кл. должно быть чуждо отвлеченности и должно сосредоточиваться на конкретных исторических явлениях и на характеристике историчес­ких личностей, при помощи которой учащиеся легче всего усваива­ют общие линии истории (и укрепляются хронологические данные).


Хотя и в элементарном курсе I—II кл. ученики познакомились уже с наиболее видными историческими деятелями, однако и в сис­тематическом курсе IV—VI кл. биографический элемент должен занимать видное место. Само собою разумеется при этом, что ха­рактеристику каждого исторического деятеля необходимо тесно свя­зывать с характеристикою представляемой им эпохи.

Сообразно с основной задачей систематического курса изучение внешних отношений древней и новой России должно быть постав­лено в наглядную связь с основными процессами внутренней куль­турой истории. Установлением такой связи определятся рамки для изучения истории войн и дипломатических отношений.

Следует в данном курсе избегать изложения научных теорий и борьбы научных мнений по спорным вопросам науки.

Систематический курс IV—VI кл. не может не иметь и воспита­тельного значения. Чуждое каких-либо предвзятых тенденций, про­хождение этого курса должно быть патриотичным в лучшем смыс­ле этого слова.

1) Рассказ о древнейших обитателях России и о древнейшем бы­те славянского племени желательно вести так, чтобы ознакомить учеников с важнейшими данными археологических раскопок (ни­копольская ваза, предметы из Куль-Оба, Херсонеса и проч.). Чрез­вычайно полезно было бы, сверх того, устраивать экскурсии учени­ков в ближайшие музеи и хранилища древностей.

3) Необходимо по возможности тщательно выяснять последст­вия принятия Русью христианства в отношении моральном, куль­турном и правовом (создание отдельного церковного общества с его особым законом и бытом) и указать в особенности на то, что хри­стианская вера и просвещение стали основанием прочного внутрен­него единства Руси, при слабости внешнего ее объединения в XI— XII вв.

Программа дополнительного и повторительного курса русской истории для VII—VIII класса 1

I. Киевская Русь. Страна и население. Главные племена и об­ласти русских славян. Возникновение гос. порядка. Вопрос о при­звании князей. Вече и князь. Очередной порядок княжеского вла­дения. Управление и суд. Дружина княжеская. Городское и сель­ское население. Холопы. Промышленность и торговля. Церковь и просвещение. Характеристика южно-русского князя.

1 Дополнительный курс проходится при 1 уроке в VII кл. и 2 уроках в VII кл. 210


II. Удельная Владимирская Русь. Заселение края. Великие и удельные княжества Северо-восточной Руси. Наследственный по­рядок княжеского владения. Управление и суд. Княжеский дворец. Наместники и волостели. Вольные слуги и тяглые люди. Холопы кабальные. Промышленность и торговля. Церковь и просвещение. Характеристика северо-восточного князя.

III. Литовская Русь. Положение князя. Сословия. Паны. Шлях­та. Сельское население. Промышленность и торговля. Строй управ­ления. Законы. Сеймы. Влияние Польши. Борьба населения с этим влиянием.

IV. Московская Русь. Объединение русской земли, народа и
государства под властью Московского государя. Территориаль­
ный рост Московского государства. Оборона границ. Колониза­
ция Поволжья и Сибири. Типы колонизации: государственная и
народная.

Государственный строй: царь, боярская дума, земский собор, при­казы, местное управление, суд. Законодательство. Промышленность и торговля. Церковь и просвещение.

V. Российская империя. Происхождение реформы Петра Вели­
кого. Связь между внутренней и внешней политикой Петра. Харак­
теристика преобразований в связи с личностью Петра Великого.

Территориальный рост империи в XVIII—XIX вв.

Государственный строй империи с Петра Великого до настоя­щего времени. Высшие и центральные учреждения. Местные учреждения, правительственные и общественные. Кодификация. Общественный строй Российской империи. Сословные рефор­мы. Развитие морских и военных сил. Всеобщая воинская повин­ность.

Успехи экономического развития Российской империи. Финан­сы и их история. Главные успехи русского просвещения в ХVIII— XIX вв.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.