Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право франков






Среди варварских законов германцев самым значительным является «Салический закон» франков (Салическая правда). Его составление относится к концу V – нач.VI вв. (в 507-511 гг. – последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига); его самая ранняя часть относится к концу V в. (486-496). Этот Закон отразил недоразвитость германцев по сравнению с римлянами и их неспособность возродить античную государственность. Салической правде присущ казуистический характер. Салический закон состоял из 93 разделов, которые были записью судебных обычаев франков, имевших прибавления в форме королевских законов – капитуляриев. Королевские капитулы были рецепцией (предписанием) римского права. Среди основных причин рецепции римского права необходимо выделить следующие:

1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию.

Салический закон отразил социальное расслоение общества. Высший слой представляли графы и епископы, за убийство которых был установлен вергельд (вер - человек, гельд - цена) от 600 до 900 солидов (солид – золотая римская монета, за которую можно было купить свинью). Если преступник не мог заплатить вергельд, то он отдавал свою жизнь. За убийство римлянина – королевского сотрапезника вергельд равнялся 300 солидам, за свободного франка – 200 солидов, за римлянина-землевладельца – 100 солидов, за римлянина или галла, обложенных податью – 62, 5 солидов, за лита (полусвободного, полураба) или раба – 30 солидов. Таким образом, социальную структуру Франкского государства можно представить в следующем виде:

- феодалы - франкская родовая знать, королевские дружинники, галло-римская знать;

- свободное население: свободные франки, свободные галло-римляне;

- зависимое население: литы, колоны, рабы.

Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договор­ных отношениях, участвовали в суде, военных предприятиях вместе со своим господином, браки их признавались законными. Од­нако судили лита по тем же правилам, что и раба. Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный воз­местить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой для первых потерю свободы.

Имущественное право зависело от социального положения человека, от состояния в общине или выхода из нее.Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично пу­тем простой передачи вещи.

Брак имел социально-патриархальный характер (по закону каждый мог жениться на представительнице своей среды). Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. Патриархальный закон охранял женщину: «Если какой-нибудь человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или палец и будет уличен, присуждается к уплате 15 солидов». «Если кто нанесет побои свободной беременной женщине и если она умрет, присуждается к уплате 700 солидов». Наследование осуществлялось по закону в пользу сыновей, их матерей, братьев и сестер умершего в порядке наличия и очередности. Женщины, имея право на наследование имущества, не могли получить землю (земля передавалась только по мужской линии). Выморочное имущество (без наследников) поступало в казну короля.

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Преступления были сформулированы казуально. Все известные Салической правде преступления мож­но свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убий­ство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и не­которые другие); 2) преступления против собственности (кража, под­жог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосу­дия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний ко­роля (примером может служить титул 45 «О переселенцах»). Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, како­выми считались групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Наказания должны были удовлетворить потерпевшего материально и охраняли «королевский мир». На суде обычное право представляли тунгин (самый авторитетный старейшина), центенарий (общинный старшина), рахинбург (знаток старых обычаев). От лица королевского права выступали графы. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля. Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно перешло в руки королевской администрации. Место тунгина занял граф, назначаемый королем. Судебное заседание начиналось с заявления истца. Суд имел обвинительный характер. В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда при­знает следующие: соприсяжничество - соприсяжниками, «свидетелями доброй славы» об­виняемого являлись его родственники, друзья или соседи; свидетельства очевидцев; ордалии. Применялись языческие и христианские ордалии и обряды. Целью судебного разбирательства являлось личное признание обвиняемого. Те, кто не являлся на суд, объявлялись вне закона. Нарушение закона судьями влекло наказание от вергельда в 15 солидов до смертной казни.

Таким образом, Салический закон отразил переход франков от военно-родового строя к раннеклассовому феодальному. Варварская государственность и право стали имитацией римского классического образца.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.