Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чйсть I . Teopetu4eckue основы псшюлогическоо работы с qetbmu







ГЛЙВЙ I. ОсНОвНЫЕ Линии РЯЗвиТиЯ О ПООРОСТКОВОМ BOJPflCTE


II


 


юсь, что буду хуже учиться, тем более что две мои стар­шие сестры закончили школу с золотой медалью. А мама меня все время с ними сравнивает» (Вика, 14 лет).

Следует отметить, что подростки с пассивным реагирова­нием на внутренний конфликт внешне могут быть абсолютно не пассивны. Более того, они могут быть склонны к различно­го рода активности, не связанной с учебной деятельностью: общению в компаниях, поездкам на стадионы и т.п. В данном случае такая активность является своего рода защитой от ощу­щения собственной неуверенности.

3. Неумение установить гармонию между отношением к про­шлому, настоящему и будущему. Под гармонией мы пони­маем гордость прошлым, получение радости от настоящего, наличие действий, направленных на успешное будущее. Не­умение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах. Первый — когда человек живет только настоящим — так, как будто будущее не состоится. В качестве примера можно привести увлечение наркомани­ей. Второй — страх будущего. Это всяческое стремление обратиться к прошлому, культивировать у себя детские чер­ты, инфантильное поведение. Третий вариант — сверхуст­ремленность в будущее при потере интереса к настоящему. Это концентрация на учебе, необходимой для последующей жизненной успешности, и пренебрежение радостями сегод­няшнего дня.

«Надо забить на школу, уроки там всякие. Надо весе­литься сейчас, пока есть время. Я так и делаю. А уроки пусть дураки и ботаники делают» (Илья, 15 лет).

«Не хочу думать о будущем. Рано мне еще. Мама пра­вильно говорит, что я мала, чтобы самой принимать реше­ния. А я и не хочу. Мне спокойнее, когда родители реша­ют. Да и вообще я себя взрослой не считаю и даже пред­ставить себя такой не могу» (Элина, 16 лет).

«В наше время, чтобы выжить, надо много знать. Ина­че в эту жизнь не впишешься. Поэтому я учусь и учусь.


Конечно, отдохнуть хотелось бы, но понимаю, что по-другому невозможно. Школа — курсырепетиторыурокивот моя жизнь. По выходным иногда немного те­левизора. Но что делать? * (Алеша, 16 лет).

В случае невозможности добиться гармонии между отно­шением к прошлому, настоящему, будущему формирующуюся у подростка идентичность можно назвать размытой во вре­мени.

А. Неумение решить проблему выбора идеального Я. В этом случае в качестве идеального Я и одновременно в качестве идеального Другого выбираются кумиры, отдаленные во времени и пространстве. Можно сказать, что в этом случае у подростков формируется иллюзорная идентичность, по­скольку основное содержание их психической жизни напол­няется иллюзиями общения с кумиром.

«Ничего не вело к тому, что сейчас со мной происхо­дит. Я не хотела, чтобы было так, и не знала, что спо­собна таким способом истязать себя. Дело в том, что я фанатка. Именно этим словом называют людей, кому-то поклоняющихся. Это больно и нелепо. Часто я сама не понимаю, что со мной происходит. Дело в том, что я люб­лю одного из группы. Он не просто любимый. Он — цель. Онсмысл. Онсвет. Я пишу ему стихи. Я вижу сны о нем. Я одна. Никто не поддерживает меня в моих стрем­лениях. Иногда рвешься от боли, иногда нежишься в свет­лых чувствах и грезах. Трудно быть одиночкой. Я очень его люблю. Он лучший из тех, кого я знала. Я буду любить его всегда. Для него вся моя нежность, мои чувства, все мои мысли, мечты и идеи. Он живет где-то и не знает обо мне, но это не важно. Хотя и больно. Трудно. Он — вся моя жизнь, моя смерть. Я пойду на все» (Инна, 15 лет).

«Самое сложное время в нашей жизни началось, когда у дочери появился кумир. Это был, на мой взгляд, непривле­кательный, довольно заурядный музыкант, но она была просто без ума от него. Все стены были завешаны плака­тами и вырезками из газет. Ходила на все его концерты.



Чрсть I. Teopetuheckue основы псинологичЕскоп работы с детьми


Глввя I. Основные линии развития в подростковом возрясте



 


Даже пыталась узнать, где он живет, вступила в фан-клуб... Это было что-то невообразимое. Я просто не узна­вала Аню. Она преобразилась. Я думала: " Неужели у нас в семье нет достойного человека, на которого можно хотеть стать похожей? " Но все ее мысли были далеко. К счастью, это фанатство закончилось столь же неожиданно, как и началось»- (Екатерина Ивановна, мама пятнадцатилетней Ани).

5. Неумение решить проблему выбора позитивного пути развития Я. В этом случае подросток определяет свое раз­витие в основном через отрицание существующих норм, пра­вил, причем преимущественно родительских или других значимых фигур. В этом случае подросток отрицает роди­тельские ценности, стереотипы поведения, иногда даже свое домашнее имя. Можно сказать, что у него формируется негативная идентичность, то есть основанная прежде все­го на отрицании.

«Я не хочу жить так, как мама. Мне не нравится ее жизнь, ее судьба, ее внешность. Поэтому я уже сейчас кра­шусь по-другому. По-другому общаюсь. Мне совсем не нуж­но целыми днями учиться. Главное, выглядеть хорошо. Тог­да и замуж удачно выйду» (Рая, 16 лет).

Подводя итоги обсуждению проблемы развития эго-иден-тичности в подростковом возрасте, можно сделать следующие выводы. Позитивным результатом подросткового кризиса яв­ляется достижение эго-идентичности, то есть личностной це­лостности, уверенности, стремления к дальнейшему развитию. Негативным результатом кризиса можно назвать формирова­ние идентичности слабой, неуверенной; идентичности, размы­той во времени; иллюзорной или негативной идентичности. Но возможно, что кризис минует подростка либо по причине излишней зависимости от родителей, либо из-за собственной личностной незрелости и недостаточно развитой рефлексии. Избегание по тем или иным причинам кризиса также не спо­собствует дальнейшему прогрессивному развитию подростка.


Обратимся к рассмотрению следующей важнейшей линии развития, связанной с приобретением подростком самостоя­тельности и отделением от семьи. Понятно, что она взаимосвя­зана с первой. Существенным условием успешного развития идентичности подростков является приобретение ими самосто­ятельной позиции, для чего необходимо освобождение от вли­яния родителей. И напротив, оставаясь в слиянии с родителя­ми, подросток не проходит нормативный кризис идентичнос­ти, оставаясь в стадии предрешенности (Дж. Марсия).

Действительно, отделение подростка от семьи необходимо для достижения им впоследствии зрелости, возможности при­нять ответственность за свою жизнь на самого себя. Хотя само название «отделение подростка от семьи» является не очень точным, поскольку его итогом является не разрыв подростка с семьей, а установление новых партнерских взаимоотноше­ний, в которых семья и подросток способствуют развитию друг друга. Имеется в виду, что теперь они находятся в рав­ных позициях и через диалог, а не поучение, помогают друг другу в решении своих жизненных задач. Понятно, что отде­ление подростка от семьи является только одной стороной единого процесса — разделения подростка и семьи. Другая сторона этого — отделение самой семьи от подростка.

«Сын стал резко меняться в 15 лет. Я понимала, что он мальчик, должен стремиться к самостоятельности, старалась ему не мешать. Это было нелегко. Он стал гру­бить, всячески показывая мне, что требует независимос­ти. Я не закатывала истерик, не кричала на неговсе прощала. И наутро он затевал разговор. Искал во мне под­держки. В 16 лет он устоялся в своем поведении. Он ува­жает меня, свою мать. Он мой сын, я его люблю. И я верю в него, в его силу, в его здравый смысл и любовь ко мне» (Валентина Михайловна, мама шестнадцатилетнего Яро­слава).

«Мы с сыном очень близки друг с другом. Периодически он подсовывает мне книги, которые становятся важными вехами для моего профессионального и личностного роста.


|4 ЧйСТЬ I. TEOPETU4ECKUE ОСНОВЫ ПС11ХОЛОГиЧЕСКОй РЙ6ОТЫ С OETbMU

и, Он же часто советуется со мной в своих делах. Мое мне-

к ние для него многое значит. А в праздники они с женой при-

-R глахиают нас не только вместе с ее родителями, но и с их

ш студенческой компанией. Мы с радостью поем песни,

о танцуем, дурачимся» (Нина Георгиевна, мама двадцати-

п трехлетнего Олега).

В случае нарушения этого процесса может произойти либо полное эмоциональное отстранение молодого человека от сво­ей семьи, либо установление довольно мучительной амбива­лентной связи: отделяюсь — чувствую вину — присоединяюсь обратно — чувствую гнев — отделяюсь и т.п.

«Общение с родителями? Конечно, по праздникам j встречаемся. Ну, там, подарки всякие. Но вообще-то я, живу уже своей жизнью и помощи ни от кого не прошу».,.,. (Михаил, 22 года).

«Я устаю от долгого общения с родителями. Стараюсь

'-. скорее уехать в Москву, в общежитие. Потом через какое-

1 то время мне становится стыдно, что я их забываю. Я

приезжаю домой. Пеку для них блины. Немного побуду и

опять рвусь в Москву. Это довольно тяжело так жить»

(Наталья, 19 лет).

Возможен и такой вариант: отделение подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. Это можно назвать самым тяжелым исходом для подростка. В этом случае он ос­тается в эмоциональной зависимости от родителей. Ему труд­но будут даваться собственные решения. Впоследствии сфор­мируется склонность к отношениям зависимости с вышестоя­щими лицами, пассивная жизненная позиция. Достаточно сложно будут простраиваться семейные взаимоотношения, ко торые также будут осуществляться под контролем родителей. Хотя вполне вероятно, что влияние их будет заменено зависи мостью от мужа или жены.

«Почему я рассталась с мужем? Он только территори­ально жил со мной, а на самом деле находился под контро­лем своей мамы. Правда, на какое-то время я отвоевала


 

 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.