Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка {ППФП) представляет собой специализированный вид физического вос­питания






Профессионально-прикладная физическая подготовка {ППФП) представляет собой специализированный вид физического вос­питания, осуществляемый в соответствии с требованиями и осо­бенностями данной профессии.

Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную про- филированность части физической культуры применительно к

основной в жизни индивида и общества деятельности — к про­фессиональному труду.

Основное назначение ПГТФП — направленное развитие и под­держание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требова­ния конкретная профессиональная деятельность, а также выра­ботка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Многочисленные научные данные показывают, что ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособ­ности, что тем самым увеличивает надежность человеческого зве­на в системе «человек — машина». ППФП также повышает устой­чивость организма к неблагоприятным воздействиям производ­ственной среды и снижает заболеваемость, способствует професси­ональному долголетию кадрового состава работников.

Все сказанное свидетельствует о том, что в ППФП наиболее конкретно воплощается в один из важнейших принципов педаго­гической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психичес­ким качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспита­ния при подготовке молодежи к труду, сочетания обшей физи­ческой подготовки со специализированной — профессионально- прикладной физической подготовкой.

Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка со­здает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие фак­торы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объек­тивные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоре- Т1Тческое обоснование ППФП прежде всего связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимуще­ственно обусловливающих требования к физической и другим сто­ронам прикладной подготовленности человека (к определенным дви­гательным и психическим качествам, функциональной устойчивос­ти организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).

К таким факторам относят следующие (Б. И. Загорский, 1984):

— особенности информационного обеспечения деятельности;

— характер основных рабочих движений;

— особые внешние условия деятельности.

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном прие­ме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней сре­де. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой оп­ределенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внима­ние, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное на­пряжение и пр. Причем особенности психических процессов во мно­гом зависят от характера, объема поступающей информации и усло­вий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при дви­жении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).

Изучая указанные признаки, степень их выраженности (кри­тические значения) в конкретной профессиональной деятельно­сти (например, операторов, водителей автотранспорта), возмож­но установить ее специфические требования к психическим и дви­гательным качествам человека.

Другим определяющим объективным фактором ППФП явля­ется х фактер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вслед­ствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.

Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональ­ной деятельности и обусловливает ее специфические психофизи­ологические воздействия на организм. Правомерно поэтому выде­лить понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преоблада­ющих) особенностей основных рабочих движений в трудовых дей­ствиях, составляющих содержание данной профессиональной де­ятельности. Указанную совокупность моторных особенностей тру­довых действий возможно описать, указав тип движений (нажим­ные, ударные, вращательные и пр.), особенности согласованнос­ти и последовательности движений рук, ног, туловища и прочие характеристики, а также представить в количественных показате­лях (пространственных, временных и динамических параметрах).

Специфические требования профессии к физической подго­товленности человека вызываются также особыми внешними ус­ловиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового про­цесса и при некоторых видах работ, требующих владения при­кладными двигательными умениями и навыками.

Неблагоприятные внешние условия, включая и производствен­ные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микро­климат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений. В таб­лице 28 представлены некоторые данные об изменениях в состоя­нии организма и двигательной деятельности в процессе труда под алиянием различных отрицательно действующих факторов.

Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функци­ональных резервов организма.

В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определен­ными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.

Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каж­дого вида труда качества, прикладные навыки, умения и знания.

В структуре профессиональных способностей выделяют основ­ные и дополнительные. Основные способности те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и кото­рые не могут компенсироваться другими способностями данной структуры.

Дополнительные способности — существенные, но не обяза­тельные, и они могут заменяться другими компонентами.

Учет этих научных положений имеет принципиальное значе­ние для теории и практики ППФП как в плане индивидуализа­ции учебного процесса, так и в плане сосредоточения внимания на воспитании ведущих для данной профессии способностей. От уровня их развития в большей степени зависит профессиональная работоспособность.

Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать, готовить чело­века не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельно­сти. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направ­ленность их определяется требованиями конкретной профессии.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффек­том в известной степени и генерализованный эффект. Параллель­но происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.

Всестороннее воспитание физических способностей и систе­матическое обогащение фонда двигательных умений и навыков


Та б л и ца 28

Изменения в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием отрицательно действующих факторов

Умственное Физическое Гиподинамия, Нахождение на Статическое Огрицательные Высокая
утомление утомление гипокинезия высоте в условиях напряжение эмоциональные температура
      ограниченной мышц нагрузки  
      опоры      
Ухудшение Нарушение Нарушение Значительное. Нарушение Ухудшение Сдвиги в работе
внимания, точности точности и нервно-психическое точности координации и терморегулятор-
увеличение дозирования быстроты напряжение в связи движений точности дви­ иого аппарата,
времени мышечных действий, с непрерывным вследствие жений, напряжение сер-
двигатель­ усилий, вос­ снижение контролем за усиления несоразмер­ деч но-сосудистой,
ной произведе­ умственной и положением проприо- ность усилий, дыхательной и
реакции, ния интерва­ физической собственного тела цептивной понижение нервной систем
снижение лов времени работоспо­ в пространстве; им пульса­ способности организма чело­
умствен­ реагирова­ собности увеличение суммар­ ции, уве­ сохранять века; отмечается
ной и ния на   ной амплитуды личение равновесие послерабочее
физиче­ движущийся   тремора и ЧСС, времени   снижение мы­
ской обьект,   ухудшение функ­ реакции   шечной вынос­
работоспо­ снижение   ционирования     ливости к ста­
собности физической   двигательного     тическому
  работоспо­   анализатора;     напряжению,
  собности   проявление отри­     уменьшение
      цательных эмоций     объема внимания

гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятель­ности, в том числе и профессиональной.

Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:

— направленное развитие физических способностей, специ- фических для избранной профессиональной деятельности;

— воспитание профессионально важных для данной деятель­ности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты вос­приятия и др.);

— формирование и совершенствование профессионально-при- кладных умений и навыков (связанных с особыми внешними ус­ловиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических усло­вий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, тем­пература и перепады температуры окружающей среды, нахожде­ние на большой высоте, укачивание, действие токсических ве­ществ и др.);

— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приоб­ретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматривать­ся, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.