Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неурочные формы занятий






Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив- ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

I) относительно узкая направленность деятельности занимаю­щихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, ввод­ная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация ди­намики оперативной работоспособности во время работы и про­филактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отды­ха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро­ванности и создание предпосылок для повышения эффективнос­ти основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);

3) отсутствие или невыраженность структуры построения заня­тия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ­культурные минутки и т.п.;

4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни­тельную роль в общей системе занятий физического воспитания.

К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реа­билитационного или рекреационного характера. К ним можно от­нести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, тур­походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные харак­терные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятив­ного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, прису­щие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физичес­кими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществля­ются на основе полной добровольности.


Выбор конкретной неурочной формы занятий в значитель­ной степени определяется интересами и склонностями занима­ющихся.

Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его вицы: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключает­ся в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавате­лю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее дости­жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного вре­мени, наличие материально-технической базы и пр.).


Основой для разработки целевых установок служат программ­но-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, тре­бования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (час­тных, промежуточных) педагогических задач с определением пос­ледовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их кон­кретизируют по возможности в количественных показателях (учеб­ных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статпстическне методы оценки достижений (получен­ных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели

достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровитель­ные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирова­ние только тогда эффективно, когда оно основывается на объек­тивных закономерностях физического воспитания (на закономер­ностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогресси- рования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и раз­вития организма человека, возрастные психологические особен­ности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям заня­тий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план[8]. Чем меньше срок, на который со­ставляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план- конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработ ке любого плана желательно придерживаться такой последователь­ности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь опре­деленные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физи­ческой и спортивно-технической подготов енности и др.). Без та­ких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоя­нию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других орга­низациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведе­ния посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных ис­пытаний (тестирования), использования данных врачебно-физ- культурного обследования.

Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно- воспитательного процесса применительно к конкретному контин­генту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

Определяются разделы программы занятий и расчет учеб­ного времени на разработку теоретического и практического со­держания программы, ее прохождение.

Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по перио­дам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интен­сивность нагрузок.

Определяется обшая организация работы по реализации пла­на, подбираются методы и формы занятий для решения постав­ленных педагогических задач.

В заключение приступают к сводному текстуально-описатель­ному либо табличному оформлению плана. При этом просматри­ваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагру­зок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, пока­затели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

Характеристика основных документов планирования в физи­ческом воспитании. Основными документами планирования в фи­зическом воспитании являются: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в систе­ме планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обес­печить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную напртвленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­леджах профессионального образования, средних и высших спе­циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла- ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа — это документ планирования учебной ра­боты. в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной трени­ровки по избранному виду спорта: б) объем знаний умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефиз! гческой и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нор­мативах (тестовых показателях), который должны достигнуть зани­мающиеся на каждом году и по окончании обучения в образова­тельном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физи­ческая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру: 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контин­гента занимающихся, характеризуется структура программы, ре­комендуются методы и формы занятий, даются указания по пла­нированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и разви­тию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с устано­вленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообраз­ную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного года (учебного — в общеобразователь­ной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохож­дение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной пос­ледовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график — это чисто организационный документ (мето­дика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программно­го материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практи­ке физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В ра­бочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-гра­фике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспита­ния физических качеств. Квалифицированно составленный рабо­чий план в значительной мере выполняет функцию методическо­го обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

В содержание рабочего плана входят: 1) конкретные учебно- воспитательные задачи уроков (общие и частные); 2) теоретичес­кие сведения по физическому воспитанию; 3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок); 4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешнос­ти освоения программного материала и уровня физической под­готовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

1) придерживаться дидактического правила от простого к слож­ному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их система­тических занятий;

2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение;

3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упраж­нений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;

4) на тех занятиях, на которых заптанировано обучение двига­тельным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физиче­ского упражнения на организм, правилах обеспечения безопас­ности при его выполнении;

5) для решения задач физического воспитания следует использо­вать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

6) количество и содержание задач на одном уроке должны соот­ветствовать возможностям занимающихся и учебно-материально­му обеспечению урока.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки вре­мени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конк­ретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, подбираются необходимые средства для их ре­шения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания.

Более подробно основные документы планирования по физи­ческому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология раз­работки документов планирования по физическому воспитанию».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.