Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Научные основы всемирной модернизации






Модернизация в целом — это глубинные изменения в человеческой цивилизации, а всемирная модернизация есть проявление модернизации в целом. Теория всемирной модернизации явля­ется как макротеорией модернизации на мировом уровне, так и подразделом теории модерни­зации вообще. Научные принципы всемирной модернизации включают в себя не только ее тео­рии, но также затрагивают общую теорию, теории фаз, слоев и областей модернизации и т. д. Разрыв между стартом всемирной модернизации (60-е гг. XVIII в.) и появлением теории модер­низации (50 — 60-е гг. ХХ в.) составляет практически 200 лет. Теория модернизации до настоя­щего момента была не единой теорией, а собранием множества мыслей. Ниже кратко изложены 20 основных фактов и 10 теорий исследований модернизации, а также 20 концептуальных прин­ципов модернизации.

1. Основные сведения об исследованиях в области модернизации

История исследований всемирной модернизации начинает отсчет с середины ХХ в. и насчи­тывает около 60 лет. После этих 60 лет, исследования модернизации постепенно обрели зре­лость, что послужило толчком к началу формирования интегрированной междисциплинарной области знания. Ниже будут изложены 20 основных фактов, касающихся исследований и теорий модернизации.

1. Происхождение слова «модернизация»: приблизительно середина XVIII в. (1748 — 1770 гг.).

2. Основное значение слова «модернизация»: становление современного и удовлетворяю­щего современным потребностям; новые черты и изменения, произошедшие с 1500 г.

3. Теоретический подтекст модернизации: относится к переходу от всего традиционного к современному, но разные школы предлагают разные варианты.

4. Политическая ориентация модернизации: прикладное использование теории модерни­зации должно меняться со временем. В разных странах и в разные периоды должна осущест­вляться разная политика, например, индустриализации и достижения высокого уровня разви­тия по мировым стандартам.

5. Два вида использования слова «модернизация»: в значении процесса и в значении цели.

6. Условное значение слова «модернизация»: последний по времени появления, лучший и более современный и развитой = модернизированный.

7. Эволюция концепции модернизации: до середины ХХ в. термин «модернизация» была общеупотребимым, в период с 1950 по 1960 г. он стал термином общественных наук.

8. Зарождение исследований модернизации началось в 50-х гг. ХХ в. В целом, эти исследова­ния прошли через три стадии: концепции, исследований и зрелости.

9. Развитие исследований модернизации: за последние пять десятилетий ХХ в. прошли три волны ее исследований.

10. Первая волна: классические исследования модернизации в 50 — 60-х гг.

11. Вторая волна: постмодернистские исследования в 70 — 80-х гг.

12. Третья волна: неомодернистские исследования в 80—90-х гг.

13. Три волны исследований модернизации вытесняли друг друга. С 70-х гг. классическая теория модернизация постоянно подвергалась критике и пересмотру, что сопровождалось появ­лением новых течений мысли и зарождением новых школ исследований.

14. Зарождение теории модернизации: возникновение западной мысли о модернизации может быть датировано Просвещением в XVIII веке или еще раньше — Ренессансом.

15. Эволюция теории модернизации: классическая теория модернизации была сформиро­вана между 50—60-ми гг. ХХ в., что можно связать с классическим социальным эволюционизмом XIX в. [4]; в 70-х гг. ХХ в. появились теория зависимости и теория мировых систем, бросившие вызов классической теории; в 70 — 80-х гг. пристальное внимание общества привлекли постмо­дернизм и постмодернистские теории; в период с 80-х по 90-е гг. появилось много новых теорий, включая теорию рефлексивной модернизации и теорию вторичной модернизации.

16. Основные школы теории модернизации: мэйнстрим составляют шесть теорий, таких как классическая теория модернизации, теория постмодернизации, теория экологической модер­низации, теория рефлексивной модернизации, теория множественных модернити и теория вторичной модернизации. Четверку важных и влиятельных теорий составляют также теория зависимости, теория мировых систем, теория глобализации и теория продолжающейся модер­низации.

17. Исследования модернизации китайскими учеными: в основном, три волны. Исследова­ние модернизации в 30-х годах ХХ в., исследования классической модернизации в 70 — 90-х гг. и междисциплинарные исследования с конца 1990-х, включая теорию вторичной модерниза­ции, предложенную китайскими учеными в 1998 г.

18. Логика исследований модернизации: позитивизм, интерпретация и реализм.

19. Методы исследований модернизации: междисциплинарные исследования, качествен­ные, количественные, кейс-анализ.

20. Прикладное использование теории модернизации: стратегия, планирование и выра­ботка политики для национальной и региональной модернизаций.

2.10 теорий исследований модернизации

С 50-х гг. ХХ в. в ходе исследований модернизации сформировалось множество теорий. Ниже кратко изложены 10 основных.

(1) Классическая теория модернизации

Классическая теория модернизации появилась между 50 — 60-ми гг. ХХ в. Она является тео­ретическим объяснением процесса всемирной модернизации с момента промышленной рево­люции XVIII в. Согласно ей, модернизация является историческим процессом, в ходе которого осуществляется переход от традиционного аграрного общества к современному индустриаль­ному; модернити — теоретическое резюме результатов модернизации; процесс модернизации обладает несколькими моделями и девятью основными чертами. Маркс утверждал, что инду­стриально развитые страны — это будущее стран, отстающих в индустриальном развитии. Классическая модернизация произошла в странах-первопроходцах и догоняющих странах, и ее основными характеристиками являются индустриализация, урбанизация, демократиза­ция, рационализация, маркетизация, распределение благосостояния, массовые коммуникации и популяризация обязательного образования.

Классическая теория модернизация страдает от недостатка единых и систематических выражений. Она состоит из шести дополнительных теорий и шести школ научной мысли. Эти теории касаются экономической модернизации, социальной модернизации, политической, культурной, индивидуальной и сравнительной модернизаций. Шесть научных школ — струк­турный функционализм, школа процессов, бихевиористская школа, позитивистская школа, интегрированная историческая школа и футуризм.

(2) Теория постмодернизации

Теория постмодернизации возникла в 70—80-х гг. ХХ в. Она не является завершенной теоре­тической системой, скорее, комбинацией мыслей о постиндустриальном обществе, постмодер­низме и постмодернистских исследованиях.

Американский ученый Белл является характерным представителем теории постиндустри­ального общества. Он разделял развитие человеческого общества на три фазы: доиндустриаль- ную, индустриальную и постиндустриальную [6]. Французский ученый Лиотар — представитель постмодернизма. По его мнению, с «вступлением общества и культуры в постиндустриальную эру, знания изменят свое значение»[7]. По мнению британского ученого Крука и его коллег, «развитые страны попали в долгосрочный и многопространственный процесс постмодернизации» [8].

Американский ученый Инглхарт считал, что «историческое развитие не является линей­ным. Переход от традиционного общества к современному является модернизацией, а от современного к постмодерну - постмодернизацией. С 1970 г. изменения, происходящие в индустриальных странах, носили постмодернистский характер, а изменения в развивающихся - характер модернизации. Переход от модернизации к постмодернизации включает в себя глубинные изменения в политике, экономике, отношениях между полами и в семье, религиозной мысли (например, переход от материализма к пост­материализму), от современных - к постмодернистским ценностям, от осознания ценности жизни - к осознанию ценности счастья и т. д.» [9].

(3) Теория экологической модернизации

Теория экологической модернизации была создана в 80-х гг. ХХ в. и стала основной теорией инвайронментальной социологии в развитых странах. Автором ее является немецкий ученый Хубер [101. В Докладе о модернизации Китая за 2007 г., посвященном экологической модерниза­ции, систематически рассмотрены базовые принципы экологической модернизации в широком смысле.

Экологическая модернизация — это экологические коррективы, вносимые в ход всемир­ной модернизации в связи с осведомленностью об экологии и окружающей среде, взаимовы­годное сочетание модернизации и заботы об окружающей среде. Она включает в себя изме­нения в материальной экономике и ее переход к экологической экономике, материального общества — к экологическому, материальной цивилизации — к экологической; улучшение естественной окружающей среды и экологической системы, постоянное повышение экологи­ческой эффективности и качества жизни; глубинные изменения экологической структуры, системы и мысли; а также очевидные изменения в международной конкуренции и положении стран. В число базовых принципов экологической модернизации входят упреждение, иннова­ции, эффективность, неэквивалентность, дематериализация, экологизация, демократическое участие, штрафы за загрязнение и взаимный выигрыш экономики и окружающей среды.

(4) Теория рефлексивной модернизации

Теория рефлексивной модернизации была предложена немецким ученым Беком [111 в 80-х гг. ХХ в. Он считал, что «в XIX веке обычная модернизация разрушила структуру аграр­ного общества и создала индустриальное; схожим образом, сегодняшняя рефлексивная модернизация разрушит структуру индустриального общества и создаст новое, которое мы назовем обществом

риска» [11].

Согласно теории рефлексивной модернизации, «всемирная модернизация состоит из двух фаз: простой и рефлексивной модернизации; простая модернизация является переходом от традиционного к индустриальному обществу, в то время как рефлексивная — переходом от индустриального к обще­ству рисков, то есть модернизацией модернизации. Современность индустриального общества является простой, в то время как современность общества рисков — рефлексивной; простая современность явля­ется первой, рефлексивная — второй, и т. д.» [12].

(5) Теория множественных модернити

С 1990-х гг. культурное разнообразие привлекало много внимания. Теория множественных модернити — это теоретическая разработка современного культурного разнообразия и много- линейности культурных изменений.

Израильский ученый Айзенштадт считал, что «во-первых, модернити следует рассматривать как уникальную цивилизацию с уникальной системой и культурными чертами; во-вторых, историю модернити следует рассматривать как историю множества модернити, историю развития, форми­рования, структурирования и реструктурирования многокультурной схемы современности, уникаль­ную модель современной системы и разные Я-концепции в современном обществе; в-третьих, разные культурные схемы и системные модели модернити формируются благодаря непрерывному взаимодей­ствию нескольких факторов; в-четвертых, ключ к культурной схеме модернити касается деятель­ности и автономности людей, делая акцент на постоянное расширение пределов личной и системной свободы, а также на непрерывное расширение человеческой деятельности, креативности и пределов автономности; в-пятых, анализ культурного разнообразия не противоречит тому, что ранние тео­рии о сходимости модернизации и индустриального общества включали в себя высоко аутентичные факторы» [13].

(6) Теория вторичной модернизации

Теорию вторичной модернизации предложил китайский ученый Хэ Чуаньци [14, 15, 16]. Это не просто теория модернизации в широком смысле, но и теория человеческой цивилизации, что сочетает теорию модернизации с теорией человеческой цивилизации в динамичное целое. О ее базовых принципах будет особо сказано ниже.

Согласно теории вторичной модернизации, «развитие человечества вплоть до конца XXI в., процесс образования цивилизации, состоит из четырех эр и 16 фаз. Четыре эры: ручных орудий труда, сельского хозяйства, промышленности, знаний; каждая из них состояла из четырех фаз: начальной, раз­вития, расцвета, переходной. Модернизация - это глубинные изменения, произошедшие в человеческой цивилизации после промышленной революции XVIII в. в разных странах и сферах жизни. Процесс все­мирной модернизации с XVIII по XXI век можно разделить на две стадии - первичную и вторичную. Первичная модернизация - переход от аграрных эры, экономики, общества, цивилизации к индустри­альным.; вторичная - переход от индустриальных к эре, экономике, обществу и цивилизации знаний, а также от материальной цивилизации - к экологической. В XXII веке можно ожидать дальнейших

изменений» [17].

Если шесть теорий, описанных выше, представляют собой основные школы теории модер­низации, то следующие четыре имеют более широкий характер. Однако до сих пор ведутся споры об их отношении к теории модернизации.

(7) Теория зависимости

Теория зависимости является международной политической и экономической теорией, зародившейся в 60-х гг. ХХ в. Она представляет собой попытку объяснения отставания в развитии периферийных государств в связи с их зависимостью от центральных и относит это отставание к влиянию внешних причин. Существует большое количество литературы и ответвлений этой теории, однако у нее нет систематической теоретической обработки и полноценной теорети­ческой структуры. Позиции и функции данной теории среди теорий модернизации, довольно спорны. Всемирная история подсказывает, что для разных стран нехарактерно одновременное развитие, и исторический процесс всемирной модернизации неизбежно характеризуется одно­временным существованием развитых и отстающих стран. Развитые страны — модернизиро­ванные, отстающие — нет. Поскольку отставание в развитии является объективным феноменом модернизации, его теоретическое обоснование, как подраздел классической теории модерниза­ции вполне имеет право на существование. Однако эти теории развиваются раздельно и неза­висимо.

(8) Теория мировой системы

Теория мировой системы является весьма популярной; появилась она в 70-х гг. ХХ в. С ее помощью делается попытка объяснить историю всемирного развития с XVI в., а также про­вести анализ эволюции всемирной системы с использованием таких переменных, как зависи­мость между центральными, полупериферийными и периферийными государствами, всемир­ное разделение труда и классовая борьба. В число представителей этой теории входят Хопкинс и Валлерстайн. Единого представления о связи теории мировой системы и теории модерниза­ции нет. Обе теории пытаются объяснить ход всемирной истории за последние три столетия. Классическая теория модернизации старается сделать это на уровне отдельной страны, в то время как другая — на уровне мировой системы. Модернизация — это движение мира, кото­рое неизбежно скажется на мировой системе, что, в свою очередь, повлияет на модернизацию на уровне отдельно взятой страны. Однако в классической теории модернизации нет анализа на уровне мировой системы. Ввиду того факта, что процесс модернизации в любом случае при­ведет к изменению мировой системы, вполне понятно создание теоретического его описания и включение этого описания в состав теории классической модернизации на правах подраздела; однако эти теории развиваются раздельно.

(9) Теория глобализации

Теория глобализации привлекла к себе пристальное внимание в 90-х гг. ХХ в. До сих пор нет единого определения глобализации. В узком смысле, этот термин обозначает глобальную связь видов экономической деятельности по всему миру и рост взаимного доверия; в более широком смысле, глобализация предстает как международный процесс, затрагивающий сферы экономики, политики, культуры, общества и окружающей среды. Когда интернационализация достигнет определенного уровня, например, когда в ней примет участие более половины стран мира, можно будет говорить о настоящей глобализации. Глобализация — исторический про­цесс расширения международных связей. Теория глобализации — накопленный багаж теоре­тических представлений об этом явлении. С учетом того, что процесс модернизации является глобальным, а глобализация сопровождает модернизацию, можно рассматривать теорию гло­бализации как особую теорию модернизации. Однако связать эти две теории воедино не пред­ставляется возможным, они развиваются раздельно и независимо друг от друга.

(10) Теория продолжающейся модернизации

Теория продолжающейся модернизации — научная идея, предложенная немецкими социо­логами в 90-х гг. ХХ в. Немецкий ученый Запф считал, что «ни одна из концепций постматериального общества, постиндустриального общества, общества постмодерна, информационного общества, обще­ства рисков и т. п. не сможет просуществовать дольше, чем «современное общество» по определению. Теория модернизации, будучи связанной с теорией конфликтов и теорией инноваций, может послужить подходящей теоретической моделью для обоснования развития общества в настоящем и будущем; посто­янная модернизация самой теории модернизации должна включать в себя технологические и социальные инновации, механизм аккомодации социальных изменений, популяризации ценностей, дифференциации и смены статуса, а также двойственности постоянного направления и улучшения структуры» [18].

3. Базовые принципы теории модернизации

Различные теории модернизации обладают разными принципами; в данном случае за образец нами была взята теория вторичной модернизации, базовые принципы которой мы и рассмо­трим. С 1998 г. данная теория достигла некоторых успехов, по ее тематике вышло 16 научных публикаций, включая семь в «Цикле о вторичной модернизации» и девять «Докладов о модер­низации Китая». Теория вторичной модернизации включает в себя общую теорию, теорию множественности фаз и теорию множественности слоев. Ниже кратко изложены 20 ее основных концептов.

1. Природа модернизации: модернизацией называются изменения человеческой цивилиза­ции с момента промышленной революции в XVIII в.

2. Вывод о модернизации: модернизация является комплексным процессом, включающим в себя формирование, развитие, трансформации и международное взаимодействие современ­ных цивилизаций, комплексный процесс инноваций, отбора, диффузии и рецессии элементов цивилизации и международную конкуренцию стран, стремящихся, достигающих и удерживаю­щих высокий уровень развития по мировым стандартам.

3. Расширение модернизации: модернизация тесно связана с жизнью людей, структурой, системой и мыслями с XVIII в., включая модернизацию в самых разных областях, фазах, слоях и аспектах.

4. Стандарт модернизации: в целом, модернизация лежит на перекрестье развития цивили­зации, изменений цивилизации и международного взаимодействия, но не все изменения циви­лизации являются ее частью. К ним можно отнести только те, которые удовлетворяют стандар­там модернизации. Существуют три основных критерия: благоприятствование освобождению и увеличению производительности, социальной справедливости и прогрессу, а также осво­бождению и полноценному развитию человека. В период вторичной модернизации эти кри­терии должны быть несколько скорректированы: увеличение производительности не должно наносить ущерб окружающей среде, социальная справедливость и прогресс не должны сказы­ваться на экономическом развитии, а увеличение свободы человека и его полноценное развитие не должны нарушать социальную гармонию.

5. Происхождение модернизации: модернизация является последним на данный момент отрезком истории развития цивилизации; для изучения истории всемирной и национальной модернизации можно использовать таблицу периодов, координатную систему и путеводитель по прогрессу человеческой цивилизации.

6. Стадии модернизации: между XVIII и XXI вв. модернизация состояла из двух стадий. Пер­вичная модернизация — переход от аграрных эры, экономики, общества, цивилизации к инду­стриальным; вторичная — переход от индустриальных к эре, экономике, обществу и цивилиза­ции знаний, а также от материальной цивилизации — к экологической.

7. Черты модернизации: модернизация обладает как универсальными компонентами, так и уникальными чертами, на нее действуют как общие законы, так и частные особенности. Процесс модернизации обладает 20 характерными особенностями, в число которых входят долгосрочность, фазовость, асинхронность, разбалансированность, предсказуемость, многова­риантность путей, зависимость от выбранного пути, нелинейность, интерактивность, система­тичность, конкуренция, революционность, разнообразие, сложность, глобализация, прогрессив­ность, адаптивность, обратимость, наличие побочных эффектов и затратность.

8. Принципы модернизации: модернизация должна удовлетворять 10 основным принци­пам, в число которых входят асинхронность прогресса, разбалансированность распределения, стабильность структуры, изменяемость, предсказуемость, повышение требований, убывающая полезность, выбор пути, неповторимость и сдвиг центральных осей.

9. Результат модернизации: на уровне страны результатом является формирование модер- нити, уникальности и разнообразия, включая улучшение производительности труда и жилищ­ных стандартов, социальный прогресс, политическая демократия, культурное разнообразие, изменения в окружающей среде, полноценное личностное развитие, достижение и удержание высокого уровня развития мировых стандартов. На уровне международной системы резуль­татом являются изменения последней, появление относительно стабильной международной структуры, заметные изменения в положении стран, международная дифференциация и наци­ональная иерархия, а также относительная бедность отстающих в развитии стран.

10. Результат первичной модернизации: формирование и распространение таких черт пер­вичной модернити, как индустриализация, урбанизация, демократизация, бюрократизация, систематизация, рационализация, секуляризация, маркетизация, стандартизация, профессио­нализация, централизация, разделение и интеграция, флюидизация, распределение благосо­стояния, гарантия высокой эффективности, снижение значения сельского хозяйства, современ­ная наука и энергетика, массовые коммуникации и популяризация обязательного образования. Отрицательными эффектами являются загрязнение окружающей среды, поляризация и перио­дические экономические кризисы; некоторые традиционные ценности продолжают выполнять и расширять свои функции, например, функции культурного наследия.

11. Результат вторичной модернизации: формирование и распространение таких черт вто­ричной модернити, как опора на знания, информатизация, интенсификация услуг, сетевое вза­имодействие, оцифровывание, глобализация, инновации, индивидуализация, диверсификация, децентрализация, экологизация, деиндустриализация (снижение доли производства), демате­риализация (снижение важности материальных и энергетических ресурсов), субурбанизация,
баланс между городом и деревней, обучение в течение всей жизни, распространение высшего образования и т. д. В число отрицательных эффектов входят разрывы в обеспечении информа­цией, Интернет-преступность, международные риски и увеличение международного неравен­ства; некоторые традиционные ценности сохраняют свое значение.

12. Национальные задачи модернизации: с точки зрения политики, первой задачей является национальный прогресс, что требует роста производительности труда и улучшения стандар­тов жилья, развития социальной справедливости и поддержки свободы людей и их возможно­сти полноценно развиваться; вторая задача касается международного положения, стремления, достижения или удержания высокого уровня развития по мировым стандартам. Политической задачей развитых стран является удержание своего уровня развития, в то время как развиваю­щиеся стремятся повысить свой уровень.

13. Динамические факторы модернизации: инновации, конкуренция, адаптация, коммуни­кация, национальный интерес и условия рынка.

14. Динамическая модель модернизации: гиперцикл инноваций—отбора—развития—рецес- сии, модель двигателя инноваций, модель тройного инновационного двигателя (рисунок XIII.2), двухколесная модель движения, объединенные функции, комплексное взаимодействие, диффу­зия инноваций, избыток инноваций, двигатель конкуренции, функции производства и др.

Рисунок XIII.2. Модель тройного инновационного двигателя модернизации


^\Институциональные\_ / инновации /
Технологические инновации

 

 


Новые наука и техника ТГ"

^Ч Инновации \ \ / в знаниях / /

Новая экономика
Новое общество

Новая ромышленноаъ,

т

Al.

Модернизация 1


 

 


Обратная связь

Примечание. Инновации в знаниях включают в себя научные открытия, технические изобретения, создание знаний и первое приклад­ное использование нового знания; институциональные инновации заключаются в образовании новых институтов, которые касаются каждой части модели; технические инновации являются первым прикладным использованием новых технических изобретений, чаще всего, в про­цессе перехода к новой индустрии после новых научно-технических исследований.

15. Путь модернизации: модернизация во многом зависит от выбранного пути. Три основ­ных пути в XXI веке: вторичная модернизация, догоняющая модернизация и интегрированная модернизация. Есть много подвидов и ответвлений от этих главных направлений. Путь инте­грированной модернизации представляет собой гармоничное развитие двух модернизаций одновременно, а также достижение высокого уровня развития по мировым стандартам в ходе вторичной модернизации.

16. Модель модернизации: имеется много моделей режима, в котором проводится модерни­зация — существуют, как минимум, 56 режимов, получаемых за счет комбинаций факторов. Эти комбинационные режимы различаются между собой, когда речь идет о первичной, вторичной или интегрированной модернизации. Например, приоритет может отдаваться индустриализа­ции, демократизации, ориентации на знания, информатизации, погоне за индустриализацией или ее новым режимам.

17. Многофазовая теория модернизации: первичная, вторичная и интегрированная модер­низации.

18. Многослойная теория модернизации: модернизация на уровне мира, международная, национальная, региональная, организационная или индивидуальная.

19. Теория модернизации во многих областях: экономическая, социальная, политическая, культурная, индивидуальная и экологическая модернизация.

20. Отраслевое изучение модернизации: модернизация в сельском хозяйстве, индустрии, образовании, науке и технике, финансах и национальной обороне, и т. д.

В настоящем докладе также кратко перечисляются политические выводы относительно модернизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.